Танец есть душа народа

29 апреля планета отмечает Международный день танца

Танец обладает большой художественно-эстетической силой, выступает вершиной человеческой радости, какая может только быть доступна человеку, располагает к творческому вдохновению и способствует полному раскрытию души.

Тому, кто поставил себе цель познать народ, живший среди многих народов Кавказа, недостаточно прочитанных книг, дающих представление об истории, природе и быте, только через искусство можно познать душу народа. Хореография своим красочным и доступным всем народам языком способна поведать о самом сокровенном и самобытном, что составляет сущность национального характера.

Искусство танца своими корнями уходит в эпоху первобытнообщинного строя. В танцах изображались явления природы, сцены охоты и войны, трудовые процессы, существовали также религиозные танцы. В танце естественные движения человека художественно преображались, получали новую обобщенную форму, приобретали ритмическую стройность и эмоциональную выразительность. Это искусство выросло из народного творчества путём распространения и постепенного закрепления наиболее любимых танцевальных форм.

В процессе своего развития танец от простейших форм эволюционировал к более сложным; все полнее отражались в нём черты окружающей жизни постепенно обогащалось его идейное и эмоциональное содержание. Постепенно он не только превратился в необходимую часть зрелищ и театральных представлений, но и приобрёл характер особого самостоятельного вида искусства.

Танец («хьалхар») у ингушей — обязательный компонент общего танцевального веселья, как иначе ингуши говорят — «ловзар» (танцы). Веселье устраивается по любому поводу: во время свадьбы, по приезде знатных гостей, при встрече друзей. В прошлые времена часто устраивались танцы после совместной трудовой деятельности («белхи»), прекрасный обычай взаимопомощи, который сегодня несколько утратил свою значимость и востребованность. Проводился ловзар с обязательным присутствием старших, по строго определённым правилам поведения, с соблюдением всех норм этикета, предъявляемых к ловзару. К сожалению, многие ценности этого мероприятия сегодня уже утеряны, хотя делаются попытки возродить старые традиции.

У каждого народа есть своя специфика в исполнении танца. Танец создаёт свою систему ценностей, отражает представления народа о прекрасном. «Танец национален, он в обобщённой форме выражает характер народа», — пишет и исследователь Ю. Борев.

В ингушском танце каждый партнёр старается сохранить достоинство и красоту единого прекрасного образа, который они создают. Годами отшлифованные выразительные движения и пластичность тела говорят о необычно тонком, своеобразном и удивительном языке, который прекрасно передаётся и воспринимается как непосредственными партнёрами танца, так и участниками этого мероприятия.

В танце важно создать образ возвышенного, где гармонирует и выразительная плавность и подчёркнутая строгость вместе с грациозностью манер, и умение выйти из круга, как только, по общепринятому народному выражению, окружающие успеют подумать: «О, как прекрасно они танцуют». В старину особенно важно было сохранить этот образ тогда, когда танец является одним из компонентов в этикете ухаживания или знакомства молодых людей, где требовалось соблюдение особого такта и поведения со стороны партнёров. Ведь молодёжь здесь не только развлекалась, но это было и местом смотрин, местом выбора невест и женихов. «А в танце не скроешь ничего: ни характера, ни сноровки, ни грации, ни мужества», — писал искусствовед Р. Нашхоев.

Прекрасное в ингушском танце у партнёрши виделось в умении держаться скромно, величаво «плыть» по кругу, держа осанку и не делая резких движений. Руки не должны были подниматься выше головы.

«Терпение, чувство собственного достоинства, находчивость, ловкость — черты, присущие идеальному образу юноши, которые проявляются в танце», — пишет этнограф З. Дзарахова. Мужчина, как воплощение силы и мужества, обязан был в танце оберегать честь своей партнёрши, и первым правилом здесь является строгий запрет на всё то, что может оскорбить или унизить её честь. Прекрасным считался образ, где юноша, при всём своём быстром темпе, едва заметно двигает корпусом. Ни в коем случае нельзя было коснуться партнёрши во время танца. Это отличительная черта от танцев других народов Кавказа.

Пластика в танце тоже имела своё образно-выразительное осмысление: так распростёртые руки партнёра символизируют свободный дух, полёт и воздушность танца. Слегка опущенные ресницы девушки, её плавно приподнятые руки олицетворяют покорность, смирение и надёжность, которую она ощущает в партнёре. Прекрасно организованный танец, красивые телодвижения партнёров, изредка встречающиеся взгляды, создают единый гармонирующий образ прекрасного, определённую целостность, передающую сложную гамму чувств.

Очень тонко передал ингушский танец в своём романе «Из тьмы веков» И. Базоркин: «Калой танцевал на носках. Руки его в плавных и широких движениях, словно взмахи косаря, заходили за спину, поднимались перед грудью. А ноги резко подсекали одна другую и легко кружили его». «Зору пошла с Калоем в ногу, сначала неуверенно, потом всё быстрее, ровнее поплыла по кругу. Длинные рукава черкески вились за ней, как два серебристых крыла... Калой мягко и плавно шёл рядом».

Следует отметить и великую духовную силу танца. Хороший пример можно взять из того же романа И. Базоркина в сюжете, когда горцев провожали на войну. Чтобы поднять дух бойцов, командир полка приказывает своему подопечному созвать девушек-гармонисток с округи.

«Сотни ингушей, и старых и молодых, прибыли из ближайших аулов. Вскоре в разных концах перрона начались танцы». «Орци прямо из вагона прыгнул к девушке и пустился в пляс, то плавно следуя за ней, то молодецки вскакивая на носки. На ходу вскочил он в поезд и, увидев, что девушка «снова поплыла по кругу, вскочил на крытую брезентом двуколку и под лязг вагонов снова затанцевал, не отрывая глаз от далёкой красавицы в белой черкеске. Так и плясали они и вместе, и врозь...».