Ахмед Тангиев: «Воровство — тяжкий грех, проклятый Аллахом»

В наше время кража и обман становятся настолько распространёнными и обыденными явлениями, что тех, кто не ворует и не обманывает, считают людьми, не умеющими жить. Присваивание чужого имущества, воровство, разбой, грабёж, обман и другие преступления рассматриваются как «умение зарабатывать», забывая при этом, что подобные поступки — тяжкий грех, проклинаемый Аллахом.

Некоторые берут в пользование чужое имущество и не возвращают, имея для этого соответствующую возможность — не отдают долги. Некоторые люди, фальсифицируя документы, присваивают чужие земли и жильё, воруют государственную собственность, берут взятки, обманным путём отбирают у людей деньги в игровых залах и казино, распространяют фальшивые деньги и используют многие другие пути присвоения имущества, запрещённые шариатом. За всё это человек будет в ответе перед Аллахом в Судный день.

О том, что влечет за собой воровство, что об этом грехе говорится в Коране и какие виды воровства различаются в исламе, газете «Ингушетия» рассказал исполнительный директор культурно-просветительского центра «Рассвет» и ведущий еженедельной духовно-просветительской программы на телеканале НТРК «Ингушетия» Ахмед Тангиев.

— Ахмед, что такое все же воровство в более широком смысле по исламу?

— Воровать чужое имущество — деяние, неподобающее человеку и недостойное его, даже если он неверующий. Человек, имеющий хоть немного совести и разума, не позарится на чужое имущество. В основе ислама лежит призыв к хорошему нраву и предостережение от плохих черт характера, поэтому наш Пророк (Салла-л-Ла́ху ала́йхи ва саллам) взял присягу у тех, кто принимал ислам, что они не будут поклоняться идолам, заниматься прелюбодеянием, воровством и клеветой.

Воровство — это скрытное или насильственное присваивание чего-либо ценного с определённого для него места. Например, если человек тайно возьмёт книгу из библиотеки или с такого места, где обычно книга может находиться, — то это является воровством. Если же книгу он найдёт в том месте, где обычно книги не должны находиться (к примеру, на дороге и т. д.), и он подберёт её — то это не будет считаться воровством.

Некоторые находят оправдание своим преступлениям, воровству и грабежу, говоря, что они присваивают имущество неверных. Это запрещено в исламе. Присвоение чужого имущества запрещено, независимо от того, кому принадлежит это имущество, мусульманам или же неверующим.

Ещё с малых лет некоторые дети начинают заниматься воровством, и в этом, конечно же, виноваты взрослые. Родители должны с самого раннего детства учить собственных детей и подопечных, что воровство — это тяжкий грех и нельзя приближаться к нему, что нельзя брать чужие вещи без разрешения, будь то игрушки или ещё что-либо. Но какими же станут дети, если будут видеть, что взрослые... сами воруют?! Над этим стоит задуматься. Многие грешники забывают, что Судный день непременно настанет, и люди воскреснут из мёртвых. Другие надеются чем-нибудь смыть свой грех, но они забывают о предстоящем суровом отчёте и о том, что грех воровства Всевышний может простить только тогда, когда вернут пострадавшему всё украденное и добьются его прощения.

— Вы сказали, что найти чужое имущество не считается воровством. Так что же делать с тем, что ты нашел? Оставить себе или попытаться найти хозяина?

— Да, это не воровство. Но и в таком случае его нельзя присваивать, а необходимо искать хозяина в течение года, расспрашивать в людных местах, в мечетях, давать объявления о находке. По истечении года, если поиски не дали результата, это имущество можно оставить себе. Но если даже после нескольких лет хозяин объявится — это имущество необходимо вернуть ему.

— Есть еще один вопрос, который напрашивается сам собой. Среди людей распространено то, что многие берут пособия по инвалидности, в то время как не являются ими, пособие по безработице, в то время как они уже работают. Я не говорю о взятках. То есть все то, что им по закону не полагается. Считается ли это воровством?

— Естественно! Это считается запретным, так как это ему не полагается, получается, что он чужое имущество присваивает, и неважно государственное оно или определенного человека. И тем более он его приобретает обманным путем, что также противоречит исламу.

Пророк Мухаммад (Салла-л-Ла́ху ала́йхи ва саллам) сказал: «Будь проклят тот, кто взял взятку, и тот, кто дал». Я к тому, чтобы взять это пособие, они же взятку дают, а это харам.

Был один случай с Умаром Ибн аль Хаттабом (да будет доволен им Аллах). Однажды он, заходя в мечеть, сказал одному человеку посмотреть за его лошадью. Когда Умар Ибн аль Хаттаб (да будет доволен им Аллах) вышел из мечети, тот человек украл его уздечку и сбежал. Тогда он поймал свою лошадь и попросил одного прохожего пойти на базар и купить ему новую уздечку. Когда Умару Ибн аль Хаттабу (да будет доволен им Аллах) принесли новую уздечку, оказалось, что это та уздечка, которую у него украли. Умар Ибн аль Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал, что хотел отдать деньги, которые он потратил на уздечку, тому человеку, который украл ее, за то, что он посмотрел за лошадью.

Это говорит о том, что этот человек сам выбрал, каким путем он заработает: дозволенным или недозволенным в исламе.

И необходимо отметить, что все, что предначертано человеку, он обязательно получит, но каким путем — он выбирает сам.

— Какое наказание следует за воровство в исламе?

— Ислам категорически отвергает любое посягательство на имущество, честь и достоинство другого человека, независимо от того, какую веру он исповедует и к какой классовой или сословной принадлежности относится. О строгости запрета воровства говорит и тот факт, что в Коране за воровство предусмотрено суровое наказание. В нём сказано (смысл): «Отрубите руку вору и воровке за содеянное ими как примерное наказание от Аллаха. Поистине, Аллах Превелик и Премудр» (сура «Аль-Маида», аят 38).

О строгости запрета воровства говорят и многочисленные хадисы Пророка. Приведём некоторые из них. Аиша (да будет доволен ею Аллах!) рассказала: «Женщина по имени Махзума занималась махинациями и кражей вещей, оставленных у неё под залог. Пророк приказал отрубить ей руку. И тут пришли её родственники, среди которых был и Усама ибн Зайд (да будет доволен им Аллах!), и стали заступаться, прося Пророка Мухаммада (Салла-л-Ла́ху ала́йхи ва саллам) отменить приговор. «Усама, как ты можешь просить заступничества в законах Аллаха?!» — спросил Пророк (Салла-л-Ла́ху ала́йхи ва саллам) и затем встал перед людьми и сказал: «Те народы, которые жили до нас, погибли от того, что прощали воровство знатным людям, а когда крали бедные, отрубали им руки. Клянусь именем Того, в Чьей власти находится моя душа: если бы моя дочь Фатима украла, я бы и ей отрубил руку!» И приказ отрубить руку Махзумы был исполнен.

— Давайте чуть поближе рассмотрим вопрос об отрубании руки вору. В каких случаях можно прибегать к такому методу наказания?

— Отрубание руки — это мера, которая применяется в обществе, где действуют шариатские законы, по решению шариатского суда, и только после того, как вина будет полностью доказана.

Тот, кто отрежет руку другому человеку, по шариату, должен выплатить 50 верблюдов (по требованию пострадавшего). Если же настолько высоко оценённая шариатом рука украдёт у кого-то одну четвёртую часть динара — то эту руку, согласно шариату, отрезают, то есть рука, имеющая цену 50-ти верблюдов, обесценивается до одной четвёртой части динара, если она тянется к чужой собственности. Таково наказание в мирской жизни. Какова же в Судный день кара Всевышнего, предназначенная тем, которые обманным путём отбирают у людей деньги, лишают их домов, машин и нарушают их спокойную жизнь? Шариат высоко ценит и защищает чужое имущество.

Некоторые недруги ислама говорят, что отрубание руки — это дико и бесчеловечно. Но как показывает мировой опыт, только таким законом можно искоренить кражу чужого имущества. Такие меры являются сдерживающим фактором для тех, которые идут на совершение преступления, пренебрегая религиозными и нравственными нормами и запретами. Тот, кто верит в Аллаха и испытывает страх перед Ним, не пойдёт на воровство — он знает, что Всевышний его видит и, если даже он избежит правосудия в этом мире, ему не уйти от наказания на Том свете.

Психологи Йельского университета, США, исследуя проблему воровства, установили, что именно страх перед отрубанием руки доминирует в мозгу преступника и отбивает охоту на чужое имущество.

Как-то раз к арабам-кочевникам прибыл посол Англии. И он увидел много денег, оставленных у всех на виду перед домом, и не было рядом человека, который бы присматривал за ними. Удивлённый гость спросил хозяина дома:

— У вас здесь не бывает воровства?

— Нет, не бывает, у нас вору отрубают руку, — ответил хозяин.

— Это ведь дикость?! — возразил посол.

— Скажи честно: а сколько воров у вас в стране за день предстают перед судом?

— Минимум человек пятьдесят.

— А у нас за 40-50 лет только один раз пришлось отрубить руку за воровство, — ответил ему араб.

Это значит, что ислам смог довести до людей, что воровство — это стыдно и позорно. Ислам смог искоренить это зло!

— Среди некоторых людей есть мнение, что воровать у вора — не грех. Что об этом говорится в исламе?

— Всем хорошо известно, что чужое имущество крайне соблазнительно. Присвоение чужого имущества запрещено, независимо от того, мусульмане его владельцы или нет. Некоторые находят оправдание своим преступлениям, воровству и грабежу, говоря, что они присваивают имущество неверных. Это недопустимо в исламе!

Кто занимается разбоями и грабежами, забирая силой имущество чужих, навлекает на себя гнев Аллаха. Всевышний отвечает на мольбу притеснённого, если даже он будет неверующим. Отнятое силой имущество другого человека необходимо вернуть его хозяину и следует выплатить выкуп за использование этого имущества. Если это имущество было испорчено, то нужно возместить ему подобное же, если есть такая возможность; если нет схожего — то должен выплачивать самую большую её стоимость со дня лишения до дня порчи имущества.

Пророк Мухаммад сказал: «Четырём категориям людей предназначены сильные муки в аду, из-за которых вред будет и обитателям ада. Обитатели ада будут спрашивать друг у друга: «За что наказывают этих людей? Они наносят нам вред вдобавок к тому, что мы имеем». Одним из них будет человек, который умер, не вернув чужое имущество».

Аль-Баззар передал такой хадис: «Воистину, нет религии у того, кто не возвращает данную ему на хранение вещь, и не примутся у такого человека молитва и закят. Если кто-то получает имущество запретным путём, а потом надевает одежду, купленную на эти деньги, то молитва его не будет приниматься, пока он не снимет ее...» Всевышний не принимает богослужение, совершённое в одежде, если хотя бы часть стоимости её добыта недозволенным путём. От того, кто покупает одежду за десять дирхемов и один дирхем из них приобретён недозволенным путем, Аллах не примет его намаз в этой одежде.

Хадис, переданный ат-Тирмизи, гласит: «Первым делом в Судный день раба спросят о четырёх вещах: о годах его жизни — на что он потратил их, о молодости — как он провел её, об имуществе — откуда он получил его и на что потратил, и о знаниях — что он сделал с ними».

— Что в Коране говорится о воровстве? Есть ли суры, посвященные этому греху?

— «Никоим образом не позволяйте дьяволу сбить вас с верного пути. Поистине, он для вас [людей] — очевидный враг», — говорится в Коране (43:62).

На самом деле, наиболее распространенной формой влияния дьявола на людей является внушение слабости и безволия перед очевидным грехом (спиртное, сквернословие, сплетни, воровство, прелюбодеяние и т. п.), а также побуждение человека игнорировать взятые на себя обязательства перед людьми, например, после подписания сторонами договорных отношений или пренебрегать обязательностью пред Богом.

«Дьявол наущал их (внушал злые мысли, искушал) [приукрашивал грех, убеждая, что он (например, воровство, ложь, посягательство на чужое имущество) не столь страшен, а в чем-то и оправдан] и диктовал им [свою волю, которой они в итоге и покорились, сойдя с пути веры и благочестия под давлением жизненных трудностей либо от «нестерпимого» соблазна]», — говорится в другой суре в Коране (47:25).

Стремясь заполучить то или иное земное благо (денежную премию, должность, выгодный контракт), человек, вроде как верующий, под разными предлогами не брезгует совершить аморальное либо преступное деяние (обман, воровство, информационное уничтожение конкурента, интриги и т. п.). То есть ради мирского он жертвует вечным, совершая очевидное, «оправданное» злодеяние. Кстати, списать всю вину на дьявола таким людям не удастся. Дьявол лишь нашептывает, соблазняет, но не принуждает, у человека всегда есть свобода выбора. Он может следовать сатанинскому влиянию и нашептываниям, удаляясь тем самым от Всевышнего и Его безграничной милости, но смысл в том, чтобы не отвлекаться на это, не реализовывать предлагаемую форму зла, а знать свое дело, видеть свои цели и позитивно, созидательно двигаться дальше по жизни.

О запрете бесправного присвоения чужого имущества говорится и в нескольких аятах Священного Корана.

В Коране Господь миров говорит:

«И не подобает какому-либо пророку незаконно присваивать [себе что-либо]. А кто [из людей] незаконно присвоит [себе что-либо], тот придет в Судный день с тем, что он присвоил. Затем каждой душе воздастся сполна за все то, что она приобрела [из деяний], и никто не будет притеснен» (Св. Коран, 3:161).

«О верующие, не поедайте богатства меж вами запретными способами! [То есть не зарабатывайте себе на жизнь для приобретения необходимых вещей преступными способами (разбойными нападениями, воровством, обманом, финансовыми аферами, азартными играми и т. п.)]» (см. Св. Коран, 4:29).

«Вор-мужчина и вор-женщина наказываются за свое злодеяние отрубанием руки [лишаются кисти правой руки (особенно рецидивисты), если были «пойманы за руку» и нет ни единого сомнения в их причастности к воровству]. Эта кара заслужена ими в качестве примерного наказания от Бога [в результате чего подобного рода преступления должны искорениться в обществе]. Он Могущественен и бесконечно Мудр» (Св. Коран, 5:38).

Наиболее адекватной данная форма наказания является в случаях с воровством в особо крупных размерах, финансовыми аферами и махинациями, казнокрадством с отягчающими последствиями. Сунна поясняет нам, что если до передачи дела в суд тот, у кого украли, простит вора, наказание (ампутация кисти правой руки) аннулируется.

— Что говорил пророк Мухаммад (Салла-л-Ла́ху ала́йхи ва саллам) о воровстве?

— Пророк Мухаммад (Салла-л-Ла́ху ала́йхи ва саллам) говорил: «Не прелюбодействует прелюбодей, оставаясь верующим; не употребляет спиртное пьющий, сохраняя при этом веру; не ворует вор, оставаясь верующим; не грабит или не похищает грабитель, сохраняя веру свою. [То есть вера в процессе совершения столь страшных преступлений покидает человека]. Однако возможность покаяния у них есть».

«В Судный день вы обязательно восстановите нарушенные вами права людей, вернете обратно то, что вам не принадлежало, но только уже расплачиваясь своими благодеяниями либо беря на себя чужие грехи. И не только вы, даже рогатому барану воздастся равным за боль, нанесенную безрогой овце».

«В День Воскрешения [в знак очевидности, тяжести и пагубности греха] вокруг шеи того, кто несправедливо присвоил [живя в земной обители, даже] пядь [чужой] земли, обовьют [объем почвы этого куска на глубину] семи земель [то есть до самого центра Земли; и он, изнемогая, будет вынужден тащить это за собою на площадь Суда]».

«Передается, что один человек по имени Киркира переносил для Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) тяжелые вещи [когда в этом возникала необходимость]. После его смерти Пророк сказал: «Он [окажется] в аду!». Люди отправились посмотреть и обнаружили [в его доме] плащ, который он [когда-то] украл».

«Верующий (му’мин) — это тот, с кем люди [будь то мусульмане или немусульмане] не опасаются ни за себя, ни за свое имущество [то есть находясь рядом с ним, являясь, например, его соседом или имея торговые либо партнерские отношения, они чувствуют себя в безопасности]».

Однажды Пророк Мухаммад (Салла-л-Ла́ху ала́йхи ва саллам) спросил у сподвижников: «Кто, по-вашему, банкрот?» Те ответили: «По сложившемуся у нас мнению, это тот, кто не имеет ни денег, ни товара». Тогда Посланник (Салла-л-Ла́ху ала́йхи ва саллам) уточнил: «Банкрот в среде моих последователей — это тот, кто придет в Судный день с выполненными им ранее обязательными молитвами-намазами, соблюденным обязательным постом, выплаченной обязательной милостыней-закятом, но вместе с этим окажется, что он кого-то оскорбил (обругал), кого-то оклеветал (публично опорочил), кого-то обманул в денежных делах, присвоил себе чужое, пролил чью-то кровь, ударил кого-то и т. п. Сядет он и начнет все это возмещать, расплачиваясь своими мирскими благодеяниями, накопленными кропотливым трудом, и всем тем обязательным, что он совершал пред Богом. И если вдруг его духовное богатство полностью растратится до того, как сможет со всеми расплатиться, тогда на его счет начнут переводиться грехи обиженных, оскорбленных или обманутых им вне зависимости от того, кем они были по вере или нации. По завершении этого процесса человек будет брошен в ад, попав на тот уровень, который окажется соответствующим количеству набранных им грехов. И если в его сердце было хоть на вес пылинки веры, тогда рано или поздно он выберется оттуда».

И, завершая, отмечу, что даже если кто-то и уйдет от правосудия или, наоборот, будет безвинно наказан, истинное воздаяние и беспристрастный вердикт человек получит в Судный день. Справедливости хватит на всех.

«О люди! Поймите, помните и не забывайте ваши преступления против вас же самих, рано или поздно вы за это ответите своей кровью, плотью, спокойствием, достатком; будете расплачиваться мирским и вечным благополучием. Вы хотите преступными способами приумножить земной достаток?! Не забывайте, вы к Нам вернетесь в естественном для вас состоянии, и Мы вам объявим о том, что вы делали, вынеся в итоге решение по вечности, вашей вечности» (см. Св. Коран, 10:23).

— Завершая нашу беседу, Ахмед, что пожелаете нашим читателям?

— Да поможет нам всем Аллах Азза ва-Джалль уберечься от соблазна претендовать на чужое и искренне раскаяться в грехах. Воистину, Он — Прощающий и Принимающий покаяние!

P. S. Уважаемые братья и сёстры! Мы знаем, каким большим грехом является нанесение вреда человеку, его телу. Представьте себе, каким же большим грехом должно быть воровство, что из-за него предписывается отрубать человеческую руку?! Не забывайте, что такой же грех, как и ворам, на сегодняшний день записывается и тем представителям власти, банкирам и другим деятелям, которые вовремя не выдают пенсию или заработную плату беднякам, пенсионерам или детям, а сами наживаются на этом.