Батыр Точиев: «Согласно закону, все унитарные предприятия должны быть ликвидированы или реорганизованы до 1 января 2025 года»

Даже самый равнодушный к экономическим перипетиям россиянин спокойно расшифрует аббревиатуры ГУП или МУП. И вот вам новость, сравнимая с громом средь ясного дня: согласно антимонопольному законодательству России с 8 января 2020 года создание унитарных предприятий в России запрещено, а существующие должны быть реорганизованы до 2025 года. По данным ФАС России, на 1 января 2018 г. в стране насчитывалось более 18,6 тыс. унитарных предприятий, что на 39% больше, чем их было в 2013 году.

ГУПы, МУПы — об их пользе или вреде в социально-экономическом развитии республики сказано и написано много. Своей точкой зрения того, что даст реорганизация унитарных предприятий региону с газетой «Ингушетия» делится руководитель Ингушского УФАС России Батыр Точиев.

— Батыр, скажите, каким законом регламентируется намеченная реорганизация, и как ФАС будет регулировать этот, безусловно, сложный вопрос?

— Да, вы правы, этот вопрос стоит остро в нашем регионе. Об этом мы не раз говорили среди коллег, на правительственных совещаниях, пытаясь донести до всех информацию о том, что сейчас не просто нужно работать над ликвидацией старых унитарных предприятий, осуществляющих деятельность на конкурентных рынках, но и необходимо следить за тем, чтобы, в нарушение закона, не создавались новые МУПы и ГУПы.

Так, согласно Федеральному закону № 485 от 27 декабря 2019 года «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральному закону «О защите конкуренции», государственные и муниципальные унитарные предприятия, находящиеся в условиях конкуренции, подлежат ликвидации или реорганизации до 1 января 2025 года. Данные законы предусматривают исключения в некоторых случаях.

Это, когда унитарные предприятия предусмотрены федеральными законами, актами Президента и правительства РФ, обеспечивают деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляют деятельность в сферах естественных монополий, в сфере культуры и искусства, а также обеспечивают жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера и т. д.

— Что это даст экономике страны расставание с унитарными предприятиями, каковы причины таких действий?

— Одна из причин кроется в сохранении государственно-монополистических тенденций в экономике. В частности, во многих потенциально конкурентных сферах отсутствует или недостаточен уровень активности частного бизнеса. Развитию конкуренции также препятствуют ГУПы и МУПы. Причем такие предприятия могут создавать условия для «обхода» конкуренции на закупках и вывода государственной собственности. Это мы не раз наблюдали и пресекали. Сейчас вопрос поставлен кардинально. Путем решения этой сложной задачи может стать план мероприятий по реформированию унитарных предприятий, который необходимо разработать органам республиканской власти совместно с органами местного самоуправления при нашей методической помощи.

— А что если реорганизация, мягко говоря, «затянется»? Ну, не захотят МУПы с ГУПами уходить с рынка...

— В случае неприятия указанных решений, добиться исполнения законополагающих решений придется в судебном порядке по иску антимонопольного органа. Конкуренция возможна только при равных стартовых условиях. При этом ГУПы и МУПы обладают рядом преимуществ: имущество из казны у них находится на безвозмездной основе, имеются финансовые преференции. Они занимают место рыночных структур на рынке ЖКХ, транспортных услуг, пассажирских перевозок, розничной торговли. Почему бы не попробовать преобразовать эти предприятия в акционерные общества, которые стали бы работать на равных условиях с организациями частной формы собственности?

— И как обстоят дела на сегодняшний день с процессом реорганизации?

— Сложно, к сожалению. В то время как мы готовим пути решения этой проблемы, находятся те, кто создает новые ГУПы и МУПы. Это при том, что есть закон, он вступил в силу и практикуется. Увы, появились уже и цифры неутешительной для нас статистики: первое на территории России предупреждение о ликвидации унитарного предприятия выдано в Ингушетии. Городская администрация Сунжи для санитарной очистки и озеленения округа создала унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства. При этом виды деятельности, которыми занимается МУП, не относятся к исключениям, прописанным в законе.

Запрос о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия антимонопольному законодательству местные власти в антимонопольный орган также не направляли. Ингушское УФАС России исследовало и зафиксировало деятельность всех хозяйствующих субъектов, в том числе индивидуальных предпринимателей, работающих в указанной отрасли на территории республики.

Выяснилось, что создание МУП может повлиять на конкурентную среду, привести к изменению ситуации на рынке и ограничить конкуренцию. На основании выявленных фактов, Ингушское УФАС России 17 апреля 2020 вынесло предупреждение администрации г. Сунжа о необходимости ликвидации унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства санитарной очистки и озеленения. Я надеюсь, что предупреждение будет исполнено в срок. Иначе за этим последует возбуждение антимонопольного дела, что переводит данный вопрос в другую правовую плоскость.

Все унитарные предприятия должны быть ликвидированы или реорганизованы до 1 января 2025 года. Хотелось бы быть услышанным и понятым.