В 1997 году создано Управление Федерального казначейства в Ингушетии

Казначеи России отмечают свой профессиональный праздник

Казначейство — это очень важный элемент в финансовом институте Российской Федерации. Его история неразрывно связана с развитием государства, а по тому, как быстро формировалось и развивалось казначейство, можно многое сказать об экономическом состоянии страны на тот или иной период.

Как и в былые времена, в современном мире это ведомство выполняет много важных задач, среди которых не только обслуживание бюджетных средств и управление финансовыми ресурсами страны, но и обеспечение прозрачности денежных расходов государства.

Именно это позволило России в 90-е годы прошлого столетия сохранить большую часть средств, не дав им осесть в карманах недобропорядочных граждан и недальновидных чиновников власти.

Истоки казначейской службы следует искать в глубине веков. Ещё в Древней Руси существовали должности казначеев, в компетенцию которых входила задача следить за материальным наследием государства. Как правило, эту ответственную миссию возлагали на бояр или представителей княжеского рода. В связи с объединением русских княжеств в одно государство и, соответственно, расширением его границ, в период правления Ивана III появились казенные дворы.

Следующие реформы в данной сфере произошли уже при Петре I, по указу которого для контроля за поступлениями налогов в государственную казну была создана Счетная или Казначейская контора. Первым Государственным казначеем Российской империи стал граф Алексей Иванович Васильев.

Впоследствии, после ряда структурных преобразований, в России происходит централизация государственного хозяйства и вводится единство бюджета. Все это приводит к упрочению места казначейства в финансовой системе, которое в полном объеме стало вести бухгалтерское счетоводство по государственным доходам и расходам. Но, в связи с изменением политической ситуации в стране после Октябрьской революции 1917 года, изменилась и структура государственных органов.

В 1918 году казначейство было расформировано, а его функции получили новые финансовые структуры — Наркомат финансов и Народный банк РСФСР, а затем — Министерство финансов СССР и Государственный банк СССР.

Последним преобразованием в пользу расформированного органа стал Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 года, на основании которого было принято решение о создании федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации. Этот момент считается началом возрождения казначейства в стране.

Сегодня, спустя 24 года после возрождения столь сложного финансового института, можно говорить о том, что воссозданная система не просто заработала, а работает эффективно. Ведь казначейская система обеспечивает прозрачность бюджетных расходов, что было крайне важно всегда. Тем более от развития казначейства во многом зависит эффективность работы всей финансовой системы, как государства в целом, так и отдельных областей.

На сегодняшний день казначейство является федеральным органом исполнительной власти, находящимся в ведении Министерства финансов Российской Федерации и осуществляющим платежную, учетную, контрольную и информационную функции в сфере финансовой деятельности публично-правовых образований.

Надо сказать, что сегодня функции казначейства стали гораздо шире — это не только финансовое управление ресурсами, но и полный контроль за расходованием бюджета. Благодаря казначейской службе финансовые потоки стали более прозрачными, деньги не просто перетекают из федерального бюджета в чьи-то карманы, а поступают в бюджеты регионов и расходуются на социально-значимые нужды.

Казначейство России в соответствии с законодательством осуществляет правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы страны, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета распорядителями и получателями средств федерального бюджета. И по оценкам мировых экономистов, Казначейство России демонстрирует все преимущества казначейской системы исполнения бюджета.

Днем образования Управления Федерального казначейства на территории Республики Ингушетия, официально считается день издания приказа Министра финансов Российской Федерации от 23 апреля 1997 года о назначении на должность руководителя УФК по РИ Абдулазиса Яндиева, который возглавлял эту службу более шестнадцати лет. В 2014 году его сменил не менее известный финансист Зялимхан Евлоев, избранный в октябре текущего года на пост председателя Народного Собрания РИ. С октября 2016 года временное исполнение обязанностей руководителя возложено на заместителя руководителя УФК по РИ Ильяса Угурчиева.

По мнению заместителя руководителя УФК по РИ Адама Хамчиева, во многом деятельность этого ведомства в период его создания зависела от людей, стоявших у его истоков. И, благодаря их умению работать на достаточно высоком профессиональном уровне, Ингушетии за короткий промежуток времени удалось быть в числе субъектов России, которые имели годами накопленный опыт работы в этом направлении.

Структура УФК по РИ состоит из Управления и четырех территориально отдаленных отделов в городах и районах республики. В Управлении обслуживаются 592 клиента, которым открыто 1248 лицевых счетов.

— В Управлении работает большой и дружный коллектив, многие из которых трудятся здесь со дня образования УФК, — говорит Адам Хамчиев. — Мы гордимся тем, что в настоящее время в УФК по РИ — семь заслуженных экономистов Республики Ингушетия, один заслуженный юрист РИ и семь отличников финансовой работы. Среди нас двадцать два человека были награждены Почётной грамотой Федерального казначейства, восемь удостоились Почётных грамот Главы РИ, также благодарностями Министра финансов России за последнее время были отмечены два сотрудника.

По словам заместителя руководителя УФК по РИ, специалисты успешно справляются с выполнением своих обязанностей в плане обеспечения контроля за соблюдением бюджетного законодательства всеми участниками бюджетного процесса и своевременного и качественного составления отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ.

Из основных функций, выполняемых ведомством, наш собеседник выделил следующие функции:

организация и осуществление учета поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ;

осуществление и учет операций со средствами федерального бюджета, средствами федеральных бюджетных (автономных) учреждений и иных не участников бюджетного процесса;

осуществление в установленном порядке кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, учета операций со средствами бюджетных (автономных) учреждений субъекта РФ (муниципальных бюджетных (автономных) учреждений);

осуществление в установленном порядке кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов;

открытие, переоформление, закрытие лицевых счетов участников бюджетного процесса бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных (автономных) учреждений и иных не участников бюджетного процесса;

организация исполнения судебных актов и решений налоговых органов по денежным обязательствам казенных, бюджетных (автономных) учреждений;

осуществление в установленном порядке полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере и иных функций.

— Необходимо отметить, что казначейство является современной и надежной в технологическом плане структурой, — отметил Адам Хамчиев. — Поэтому нам доверена организация исполнения судебных актов и решений налоговых органов по денежным обязательствам казенных, бюджетных (автономных) учреждений.

Также с его слов, последние четыре года в Федеральном Казначействе используется прикладное программное обеспечение «Автоматизированная система Федерального казначейства» (ППО АС ФК), которая позволяет на современном уровне организовать трудовую деятельность этого ведомства.

Кроме этого, взаимодействие органов Федерального казначейства и участников бюджетного процесса осуществляется с использованием Системы удаленного финансового документооборота (СУФД-online).

— СУФД-online представляет собой WEB-приложение, доступное через Интернет, которое позволяет клиентам Федерального казначейства управлять своими платежами, финансовыми документами и иметь доступ к актуальной отчетности, сформированной в автоматизированной системе Федерального казначейства, — поясняет Адам Хамчиев. — Также в рамках решения задачи по обеспечению прозрачности и доступности информации о состоянии общественных финансов в Федеральном Казначействе разработана и запущена в эксплуатацию аналитическая система мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов (КПЭ), которая предназначена для формирования оперативной информации о ходе и результатах исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

По словам заместителя руководителя Управления, Федеральное казначейство является оператором многих общероссийских информационных систем, таких как: «Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП)»; «Государственная автоматизированная информационная система «Управление»; "Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС, zakupki. gov. ru); «Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет» и других.

Говоря о планах на будущее, Адам Хамчиев отметил, что в соответствии со Стратегической картой развития Федерального Казначейства на 2016-2020 годы в ведомстве предусматривается реализация таких целей, как обеспечение кассового обслуживания субъектов сектора государственного управления, казначейское сопровождение государственных контрактов, договоров (соглашений) и содействие эффективному управлению финансовыми ресурсами государства.

В числе немаловажных Адам Османович назвал задачи по формированию единого информационного пространства финансовой деятельности публично — правовых образований Российской Федерации, который предусматривает обеспечение прозрачности и доступности информации о государственном секторе и общественных финансах.

Не на последнем месте стоит здесь и усовершенствование системы казначейских платежей, которое несет за собой реформирование системы в целом, а также создание и обеспечение условий для защиты информационных ресурсов Казначейства России.

— Совершенствование механизма исполнения судебных актов и решений налоговых органов также является одной из главных задач, стоящих перед нашим ведомством, — сказал Адам Хамчиев. — Оно предусматривает не только обеспечение организации исполнения судебных актов и решений налоговых органов, что практикуется уже давно, но и предполагает варианты опытного внедрения организации исполнения электронного исполнительного документа по форматам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации.

В завершении нашей беседы, заместитель руководителя УФК по РИ сказал, что основная миссия Федерального казначейства заключается в верном служении своему Отечеству, способствуя укреплению устойчивости, надежности и прозрачности финансовой системы страны.

Пользуясь случаем, он поздравил от имени руководства УФК по РИ и от себя лично всех своих коллег с Днём образования Федерального Казначейства, и пожелал им всего наилучшего.

Бесспорно, добросовестный и ответственный труд казначеев достоин благодарности и признания, потому что они по долгу службы стоят на страже порядка и следят за тем, чтобы средства, поступающие в качестве налогов законопослушных граждан, тратились в соответствии с интересами народа.

Редакция газеты «Ингушетия» также присоединяется к поздравлениям в адрес казначеев республики и желает им всем здоровья и успехов в работе.