Вертолет или «кукурузник»?

О том, где и как можно полетать в Ингушетии

Вот уже месяц как столичная мэрия принимает заявки от желающих стать участниками обзорных экскурсий на вертолете. Совсем скоро от площади Алания в Магасе в направлении Джейрахского района начнет взлетать вертолет. Но не все знают, что полетать над горными достопримечательностями можно еще раньше, но с меньшим комфортом. У вертолета экстра-класса в республике уже есть скромные конкуренты — это самолеты Ан-2 и СП-30.

Для тех, кому недостаточно пеших туров и кто предпочитает любоваться горной панорамой с высоты птичьего полета, газета «Ингушетия» выясняла, как и где можно это сделать, а также, во сколько это обойдется.

Столичные власти совместно с Комитетом по туризму республики разработали два экскурсионных маршрута — «Магас — Вовнушки» и «Магас — Цори». Туры расписаны по минутам. Старт вертолет должен взять с площади Алания возле башни Согласия, а приземлиться на территории башенного комплекса Кушт-Г1ала, расположенного у подножия Столовой горы. Далее участников тура в сопровождении гида проведут по территории семи древних башенных комплексов — Цори, Ний, Пялинг, Таргим, Бейни, Эгикал, Вовнушки, подъезд к которым будет осуществлен на автомобилях.

Смогут они посетить и Ляжгинский водопад, и Цейломский перевал, и древний храм Тхаба-Ерды. Прежде чем вылететь обратно в Магас, туристы поднимутся над Столовой горой на вертолете для завершающего обзора. Продолжительность туров составляет 4-5 часов.

В Комтуризма сообщают, что разрабатывается и дополнительный маршрут к Эка-Чожинскому и Фуртоугскому водопадам. Для удобства посещения Фуртоугского водопада здесь не так давно построили мост.

В мэрии Магаса отмечают, что экскурсионный тур на вертолете экстра-класса «Еврокоптер 360» ориентирован на иногородних и зарубежных туристов. Здесь не скрывают, что экскурсии дорогостоящие и вряд ли доступны для среднестатистического жителя Ингушетии. В одном туре могут принять участие 4-5 человек. Стоимость экскурсии рассчитывается по отдельности на каждого участника и составляет 35 тысяч рублей. Как сложилась такая цена, объяснил начальник отдела спорта и туризма мэрии столицы Магомед Гадиев.

— У нас пилотный проект. Да, очень дорого. Но мэр и так постарался убедить кампанию, предоставляющую нам вертолет, снизить стоимость, так как первоначально она была еще выше. При разработке проекта экскурсии мы преимущественно рассчитывали на гостей республики. Понимаем, что многие жители Ингушетии не смогут себе это позволить. Но снизить стоимость невозможно, так как это будет нам в ущерб. Дороговизна связана с расходами на горюче-смазочные материалы для вертолета, — сообщил Магомед Гадиев.

С момента анонсирования экскурсионных туров на вертолете в прошлом месяце сотрудники мэрии приняли множество заявок на участие в турах. Среди них — ни одной заявки от жителей Ингушетии, что подтверждает слова Магомеда Гадиева об определенной недоступности экскурсий для них.

— В течение месяца, что мы объявили об экскурсии, не проходит дня, чтобы к нам не обращались по их поводу. В день стабильно мы получаем по два-три звонка, желающих очень много. Проект оправдал себя и имеет значительный спрос. Все заявки поступили из других регионов России и из-за границы. Это люди, которые действительно готовы воспользоваться возможностями нашего тура. Первая экскурсия состоится 14 апреля, — рассказал собеседник.

Но тем, кому очень хочется стать «на крылья», не стоит огорчаться, так как в республике можно воспользоваться бюджетным туром. Конечно, придется забыть о вертолете, широком внешнем обзоре, но взглянуть на красоты Джейрахского района со стометровой высоты будет возможным. На выбор — самолет Ан-2 (называемый в народе «кукурузник») или компактный самолет СП-30. И в первом и во втором самолете в кресле пилота — Руслан Могушков, руководитель аэроклуба при Ингушском отделении ДОСААФ, за плечами которого 750 часов налета.

Ан-2 — самолет государственной авиации, который прилетел в Ингушетию в 2016 году, в собственности ингушского ДОСААФ, а вот самолет СП-30 принадлежит Руслану Могушкову. С переменой воздушного судна поменяется и название экскурсии, так как это будет уже демонстрационный полет. Таких демонстрационных полетов Руслан Могушков налетывает в течение года около десяти раз. Из-за отсутствия коммерческого подхода к организации полетов, по его словам, это не стало полномерным предприятиям как для аэроклуба, так и для него лично.

— У меня достаточный доход, и я не рассматривал полеты как средство к заработку. Это касаемо моего СП-30. То же самое у нас и с Ан-2, где организацию полетов мы также не поставили «на конвейер». Были у нас планы в нашем аэроклубе, но пока это только планы. На своем самолете я больше катаю друзей, родственников. А так, несколько раз в год люди обращаются в частном порядке. Я не имею права перевозить их из пункта «А» в пункт «Б», то есть заниматься коммерческими перевозками — для этого необходим сертификат эксплуатанта. То, что я организую, называется «демонстрационными полетами», — рассказывает Руслан Могушков.

Демонстрационный полет Руслан Могушков может организовать не только в республике, но и по всей стране. Главное — вовремя все согласовать с координирующим центром.

— Я и в Грозный летал. И сегодня могу совершить полет в любую точку России. Просто необходимо заявить план в Ростовский зональный центр. Это связано с тем, что любое воздушное судно должно координировать свой маршрут с управляющим центром. У нас — это Ростовский. Согласовать свой план можно за 10-20 минут до взлета и можно вылетать после его утверждения, — говорит он.

На Ан-2 Руслан Могушков может облететь что угодно, а вот посадить его может только на специальных взлетных площадках.



— Чтобы наш аэроклуб стал действительно зарабатывать, нам необходимы дополнительные площадки для посадки и взлета. Ан-2 нуждается во взлетно-посадочной полосе не меньше 500 метров. Для начала нам необходима такая площадка в Джейрахском районе. Мы такое обсуждали, но пока у нас в республике только две площадки — в Назрани и на территории поселения Новый Редант. С СП-30 у меня таких проблем нет, могу его посадить на любом пятачке площадью 30 на 30 метров, у него укороченная взлетная площадка, — отмечает Руслан Могушков.

Он согласен, что на вертолете интереснее и обзор шире, но и стоимость полета на нем соответствующая, хотя, по его мнению, и оправданная. За те же 35 тысяч рублей на вертолете на одного пассажира, он готов взять на борт Ан-2 5-6 человек. Правда, в 6-7 тысяч рублей обойдется всего час полета. Если же предпочитать одиночный полет, исключая пилота, конечно, то необходимо выбрать двухместный легкий самолет СП-30. В час это удовольствие будет стоить 7,5 тысячи рублей. Хотя это менее красочно и продолжительнее, чем экскурсии на вертолете экстра-класса, но более реалистично и доступно.