Законы должны исполняться

«Закон о реабилитации» в состоянии реанимации

Как известно, в 30-40-х годах советским режимом был предпринят ряд карательных мер против целых народов. Массовой депортации подверглись народы Северного Кавказа — балкарцы, ингуши, карачаевцы, калмыки и чеченцы (здесь не упоминаются другие народы, которым выпала та же судьба).

Как правило, высылали народы именно тогда, когда весь советский народ отмечал тот или иной праздник. Акция осуществлялась внезапно: ингушей депортировали ранним утром 23 февраля, в День Советской Армии, обвинили их в том, что они изменили Родине, были предателями, хотя нога фашистов не ступала на землю Ингушетии и Чечни.

Обычно населенные пункты, предназначенные для высылки, окружали войсками НКВД. Семьям депортируемых предоставлялось не более 20 минут на сборы самого необходимого, затем их под дулами автоматов отвозили к поджидавшим железнодорожным товарным вагонам, загружали по 6-10 семей в каждый вагон и увозили в холодные степи Казахстана и Сибири. А территориальные образования того или иного народа (например, Калмыцкая АССР) упразднялись задним числом.

Усеивая тысячи километровый путь трупами умерших в пути, на двадцатые сутки поезд привозил переселенцев в бескрайнюю степь и выгружал на снег, опять под дулами автоматов. А там мороз, буран, ни одной живой души вокруг. Один старик рассказывал, как он выкопал в снегу яму, уложил туда детей и сам лег сверху, чтобы отогреть их.

Не одетые, не обутые и не привыкшие к северным морозам большинство депортированных народов уже в первую зиму высылки потеряли до 25-30% своего населения.

В отдельных случаях народы, подвергнувшиеся репрессиям, были просто обвинены в измене и других антигосударственных преступлениях, в других случаях вообще никаких объяснений не давалось. Известно, что среди других народов, значительно превосходящих в количестве депортированные народы, были предатели, но против них массовых репрессий не проводилось.

Некоторые из высланных народов, как уже говорилось выше, либо очень мало, либо совсем не соприкасались с противником. Единственным приемлемым объяснением может быть параноидальный страх Сталина перед некоей «пятой колонной», которая, поддерживая иностранные державы, могла бы подорвать безопасность СССР.

Сейчас существуют свидетельства того, что идея депортации принадлежала Берии, игравшего на страхах Сталина.

Так или иначе, но целые народы были принесены в жертву. После возвращения на родину, процесс возрождения разрушенного был очень труден. Из пяти народов Северного Кавказа только калмыки смогли относительно безболезненно воссоздать свой жизненный уклад.

Курс на построение правового государства в рамках российского общества предполагает среди всего прочего и налаживание межнациональных отношений, нарушенных из-за преступных действий прошлой власти. Произвол и беззаконие, практиковавшиеся сталинским режимом по отношению к целым народам, должны остаться в прошлом. Вынужден констатировать, что предусмотренные Законом Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» меры осуществляются властями лишь в тех дозах, в которых они считают целесообразным их реализовывать. Тем самым, закон не достиг своей цели в обеспечении всесторонней реабилитации репрессированных народов.

В 1989 году был образован оргкомитет по восстановлению Ауховского района Республики Дагестан. Наиболее остро этот вопрос встал после принятия Верховным Советом Российской Федерации Закона «О реабилитации репрессированных народов». Необходимо отметить, что в реализации закона руководство Дагестана, к своей чести, сделало первый шаг. По решению III-го съезда народных депутатов Дагестана было принято постановление о восстановлении Ауховского района и о возвращении до 1996 года чеченцев-аккинцев на прежнее место проживания. Таким образом, конфликт между дагестанцами и чеченцами-аккинцами был предотвращен благодаря своевременным мерам, принятым руководством Республики Дагестан.

Анализ ряда фактов, тормозящих процесс реабилитации, показывает, что необходимо активнее участвовать в преодолении «сопротивления Закону» и в решении других проблем реабилитации.

Необходимо также подчеркнуть, что полная реабилитация репрессированных народов является моральным долгом государства, его нравственной обязанностью перед репрессированными народами, перед всем миром.