К 100-летию Рязанского воздушно-десантного училища

Юнус-Бек Евкуров: «Есть внутренний стержень, значит — не подведешь»

В ноябре 2018 года ВДВ отметит 100-летие главной кузницы «крылатой пехоты» — Рязанского воздушно-десантного училища имени генерала Василия Маргелова. По большому счету, это праздник всероссийского масштаба. В федеральный оргкомитет по подготовке к празднованию векового юбилея вуза вошел и выпускник РВВДКУ, Глава Ингушетии, Герой России Юнус-Бек Евкуров. В эксклюзивном интервью газете «Ингушетия» он рассказал о своем поступлении в училище, учебе, коллегах и преподавателях, а также о том, как ему в жизни помогают знания и навыки, полученные в прославленном вузе.

Но прежде чем перейти непосредственно к интервью, напомним: в ноябре 2013 года, когда прославленное училище отмечало 95-летие, на Аллее Героев вуза состоялось открытие именного бюста Юнус-Бека Евкурова. Для него, как он сам признался, это стало «приятным сюрпризом».

Всего за историю легендарного училища ВДВ 53 его выпускника стали Героями Советского Союза, еще 74 десантника были удостоены звания Герой России. Среди них — и Глава Ингушетии.

«Тот, кто носит или когда-либо носил

голубые погоны с десантными эмблемами,

всю жизнь будет с гордостью произносить слова:

я — десантник!»

Василий Филиппович Маргелов

— Юнус-Бек Баматгиреевич, вы выпускник одного из авторитетных не только в России, но и в мире высшего военного учебного заведения. Начинался вуз с пехотных курсов в далеком 1918 году, сейчас, к 100-летию, это — Рязанское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище имени родоначальника воздушно-десантных войск Василия Филипповича Маргелова. Или имени «дяди Васи», как его уважительно и с любовью называют десантники.

К вековому юбилею училища мы вернемся чуть позже. А первый вопрос мой, можно сказать, лирическое отступление. Говорят, что школьные или студенческие годы самые счастливые, в силу возраста и возможностей, которые открываются перед молодым человеком. Вы тоже были курсантом, то есть тем же студентом. Для вас это была счастливая пора?

— Несомненно — да! Если брать школьные годы, мы вспоминаем и начальные классы, и взросление. Помним, как познавали мир и себя в этом мире. Действительно, это лучшие годы, также как и студенческие. В военных училищах говорят — «курсантские», в суворовских — «кадетские», но в принципе — одно и то же. Это лучшие годы еще и потому, что ты выходишь в большой мир из-под «крыла» родных, уже нет постоянной опеки родителей, тем более если выехал за пределы малой родины. Рядом с тобой такие же сверстники, которые приехали со всех уголков страны — сотни и тысячи ребят со своими особенностями, менталитетом. Ты с ними общаешься, что-то берешь у них, а что-то отдаешь.

Конечно, это яркий период еще и в силу того, что ты пытаешься достичь, казалось бы, невозможного: стать офицером, быть лучше, чем другие. Такой хороший соревновательный процесс (по-ингушски — наше очень емкое слово «яхь»). И эти годы оставили яркий свет в душе. Ну и, конечно, обрел огромное количество друзей, которые сегодня разбросаны по всей нашей большой стране и по всему миру. Я не теряю с ними связи.

Хочу еще заметить, что до училища я прошел срочную службу. Эти годы тоже остаются в памяти на всю жизнь, поскольку, опять же, уезжаешь от родных, познаешь многое. Вот я, например, служил на Дальнем Востоке. Представьте, где Кавказ, где мое родное село Ангушт (Тарское) и где Дальний Восток? С тобой служат парни со всей страны, тогда еще многонационального Советского Союза. Я был старшиной роты, в которой службу проходили представители 36 национальностей. Это было просто удивительно. Были представлены народы, о которых я даже не слышал.

— Вы сами признавались, что в школе не были отличником, а крепким «середнячком», скажем так. Естественно, с такой школьной базой в прославленном училище, надо полагать, приходилось тяжеловато. Занимались ночами? Или после команды «отбой» ночное бдение, дополнительные занятия в училище не допускались?

— Я после армии поступал в училище. Сразу мне это не удалось. Попал на прием к начальнику училища, к ныне покойному, вечная ему память, Альберту Евдокимовичу Слюсарю. Он дал мне путевку в курсантскую, а значит, и в офицерскую жизнь. Это был легендарный человек, Герой Советского Союза. Происходило это в сентябре 1984 года. Он мне сказал, «в этом году уже всё, списки сформированы, отправлены в Москву, на следующий год приедете — поступите». Я не уехал домой, остался в Рязани, работал.

Был период, когда мы с ребятами два месяца разгружали вагоны. Снимали квартиру, зарабатывали деньги, параллельно занимались спортом. Потом я устроился на обувную фабрику «Победа Октября» и оттуда уже, по направлению, ходил в вечернюю школу. Мне необходимо было максимально наверстать упущенное в школе, чтобы был нормальный багаж знаний. Одновременно я занимался в секциях бокса и борьбы. То есть у меня день был загружен под завязку, как говорится. Была цель, и я к ней шел, выкладываясь на все сто процентов. В принципе, так и должно быть, если к чему-то стремишься. Я знал, чего хочу и был уверен, что провала не должно быть, тем более уже и возраст поджимал. Двадцать два года уже, и я знал, что в следующем году уже не смогу поступить, не пройду по возрасту.

Через год начальник училища меня узнал на мандатной комиссии. Тогда не было ЕГЭ, как мы знаем, я сдавал вступительные экзамены. Отмечу, что тем, кто прослужил в армии, в те годы были определенные поблажки. В училище работали офицеры с опытом, которые знали, что если человек поступает в вуз после службы, это уже целенаправленно он хочет стать военным, сам осознанно выбрал этот путь. Поэтому была установка и командующего ВДВ, и руководства училища по этому поводу. Поскольку у нас был опыт после армии, такие курсанты представляли ценность для Вооруженных сил. К нам был щадящий подход, но, тем не менее, мы прошли все испытания.

Я был старшим сержантом, и мне сразу предложили должность заместителя командира взвода. Отказался, потому что хотел быть свободным курсантом, чтобы учиться. Сержанты больше заняты личным составом, а у курсанта главное — учеба. Правда, все равно через полтора месяца я стал командиром отделения, потом заместителем командира взвода, а после старшиной роты. Мы все, кто поступал после армии, жили отдельно. После отбоя не возбранялось, чтобы мы дополнительно занимались. Это тоже хорошая традиция, заложенная в училище. Конечно, было сложно. Мы практиковали следующее: через полчаса после отбоя вставали и шли в ленинскую комнату, где и занимались. Просили курсанта, который поступил после школы, чтобы он с нами позанимался (физика или математика), и могли час-два провести за учебой. А потом еще просишь дневального, чтобы он разбудил тебя в пять часов утра, встаешь и повторяешь урок до шести часов.

— А ведь в молодости и поспать хочется...

— Тут я как раз и не согласен. Мы молодые были, пусть нагрузки и колоссальные, нам четыре-пять часов сна хватало. Да было, конечно, и засыпание на лекциях, не без этого. Тем не менее, вот это желание «быть лучше, но никак не хуже» мотивировало идти вперед.

Потом через год я стал старшиной роты, и дальше было уже легче. У тебя есть одна-две каптерки, там можешь закрыться — почитать, повторить, после отбоя или до подъема.

Российский военный и государственный деятель Юнус-Бек Баматгиреевич Евкуров родился 30 июля 1963 года в селе Ангушт (Тарское) Пригородного района Северной Осетии.

В Вооруженных силах СССР и России с 1982 года. В 1989 году окончил Рязанское воздушно-десантное командное училище, в 1997 году — Военную академию имени Фрунзе, в 2004 году — Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил России. Служил на различных командных должностях в Воздушно-десантных войсках.

В 1999 году подразделение российских десантников под командованием Юнус-Бека Евкурова вошло в Косово и взяло под контроль аэропорт Слатина, опередив войска других стран.

Указом Президента России от 13 апреля 2000 года за мужество и героизм, проявленные в ходе выполнения боевой операции, гвардии подполковнику Юнус-Беку Евкурову было присвоено звание Героя России с вручением медали «Золотая Звезда».

31 октября 2008 года по представлению Президента России Дмитрия Медведева, парламентом Ингушетии Юнус-Бек Евкуров был утвержден на должности руководителя республики.

22 июня 2009 года на него было совершено покушение: рядом с кортежем на автотрассе, при выезде на ФАД «Кавказ», недалеко от Назрани, взорвался автомобиль, начиненный 70 килограммами взрывчатки. Юнус-Бек Евкуров получил тяжелые ранения, прошел курс лечения и реабилитации в Москве, но уже в августе того же года вернулся к работе.

8 сентября 2013 года депутаты Народного собрания республики переизбрали Юнус-Бека Евкурова Главой республики на второй срок, а 9 сентября 2018 года он был избран на третий срок.

Генерал-майор Юнус-Бек Евкуров награжден советским орденом Красной Звезды, российскими орденами Александра Невского, Мужества, «За военные заслуги», двумя медалями «За отвагу».

— Юнус-Бек Баматгиреевич, вы служили в морской пехоте, потом решили перейти в «крылатую пехоту», как называют ВДВ. На решение повлиял авторитетный для вас человек или это был ваш выбор?

— Я начинал служить в войсках противовоздушной обороны — 125-й комплекс ПВО. Очень интересная служба была, мы защищали дальневосточные рубежи. Через определенное время, переводом я попал уже в морскую пехоту, по своей специализации. У нас с ребятами был выбор: Благовещенское училище — там была рота морской пехоты, ну и, естественно, Рязанское училище — единственное в мире такого профильного, прямого назначения. Это, конечно, было легендарное училище. И мы, три человека, пришли к мнению, что все-таки надо попытаться во второе.

В 1984 году я с первой партией должен был быть уволен со срочной службы (в мае месяце), это была такая «райская группа». Но я остался и в июне поехал на сборы. А сборы проводились в каждом военном округе с теми, кто решил после армии поступить в военные учебные заведения. Сборы были в районе Уссурийска. Я посмотрел, послушал, потом приехал домой. Побыл немного с родными, затем в августе поехал в Рязань, ну и дальше то, что уже рассказывал выше.

— А родители как отнеслись к вашему выбору? Запретов не было?

— Представители старшего поколения помнят, что тогда родители очень неохотно отпускали детей за пределы малой родины. (Это сейчас пытаются выпихнуть даже тех, кто не хочет учиться, лишь бы диплом был.) Я убедил отца, старший брат особенно помог, поддержал меня. Скажу так, не было такого нежелания меня отпускать, но было беспокойство. Мы все прекрасно понимаем, родители — это родители, особенно мать, для нее и взрослый сын остается ребенком.

— Прежде чем прийти к вам на интервью, естественно, я знакомился с историей Рязанского училища. В частности, отмечается, что в этом вузе проходили обучение курсанты из Польши, Чехословакии, Румынии и других стран. У них была отдельная подготовка, приходилось вам встречаться с ними, взаимодействовать, проводить соревнования?

— Был специальный факультет (он и сейчас есть), там учились представители стран Варшавского договора, были курсанты из Монголии, африканских республик, исламских стран. Конечно, мы на учениях и занятиях встречались, общались. Хотя у них была своя столовая, своя жизнь в стенах училища, но взаимодействие было. Встречались мы и на различных соревнованиях — борьба, бокс, самбо. Я, например, сходился в поединках и с монголом, и с немцем, и с поляком. В училище было много спортивных секций, в традиции было заложено, что курсант не зацикливается на одном из видов спорта, он занимается и борьбой, и боксом, и бегом, и плаванием. Я мог пробегать очень длинные дистанции во время марш-бросков (от 40 до 70 км). Кстати, у нас были и водолазная подготовка, и спортивное ориентирование. Короче, все, что необходимо офицеру-десантнику.

— Юнус-Бек Баматгиреевич, опять же, как бы лирическое отступление, хотя вопрос и не праздный. По своей службе знаю, что в армии есть юноши, которые прошли определенную жизненную школу — работали, учились и жили в общежитии, то есть знакомы с трудностями. Есть другая категория — «домашние», выросшие на маминых пирожках, скажем так. Им приходится труднее, поскольку солдатская еда — это не домашняя кухня. У вас были проблемы с привыканием к солдатской, курсантской каше?

— Да, это интересный вопрос, конечно. У меня лично таких проблем не было. Я скажу так, что в этом плане в армии отличались сельские (деревенские) ребята. Для них в шесть часов утра подъем — это не трагедия, а образ жизни, даже что-то вроде праздника. Они привыкли в три-четыре утра вставать. Я не чувствовал недосыпания и недоедания, так как не был приучен к домашним пирожкам. Это не то, чтобы я дома голодал (подобное у ингушей практически и невозможно, мы — труженики, по сути), просто мы не возводим в культ еду. Единственная проблема для меня, как мусульманина, разве только, когда была свинина. Да и то не проблема, просто отдаешь тому, кто ест.

У городских ребят, которые поступали после школы, были «голодные» моменты, но служба все расставляет по своим местам. Был очень жесткий курс молодого бойца в училище. Например, у нас в роте из порядка 180 человек, после курса молодого бойца осталось 139, где-то так, а на выпуске еще меньше. То есть курс молодого бойца наиболее слабых юношей сразу отсеивал. Честно скажу, вот на курсе я как раз и чувствовал некоторое недоедание, что уж говорить о «домашних» ребятах, как вы сказали.

Раз служили, знаете, что в армии не приветствовалось, когда из столовой в кармане хлеб приносили в казарму, чтобы ночью тихо поесть под одеялом. Это — некрасиво, тем более для курсанта такого прославленного училища. Но в то же время командир должен видеть, если у кого-то есть такие проблемы. Я, как старшина роты, находил возможности, чтобы отдельные ребята получали дополнительный паек. Надо учитывать, что у каждого человека свои особенности организма. Вымахал парень на все 190 сантиметров, естественно ему не хватает одной порции, поэтому не возбранялось, чтобы он что-то получил дополнительно еще.

«Десантник — это концентрированная воля,

сильный характер и умение идти на риск».

Василий Филиппович Маргелов

— Слюсаря вы упомянули, как легендарного человека. Но, надо полагать, были и другие, кому вы в какой-то степени обязаны знаниями, выдержкой, выносливостью. Кто являлся авторитетом, на кого вы ориентировались в своей учебе, чтобы достигнуть тех высот, о которых мечтали?

— У нас были замечательные преподаватели, и столько всего можно было у них взять! Если вспомнить первые годы, у нас был преподавателем высшей математики профессор Метляев. Великолепный был человек. Помню, у нас соревнования по боксу прошли, я с тремя-четырьмя синяками у доски стою, пример не могу решить. Он говорит: «Что мозги вышибли?» Я отвечаю: «Да их и не было, в принципе». Метляев по-доброму оценил мой ответ, двойку ставить не стал: «Ладно, садитесь. Тройка». Очень мудрый был человек, мог индивидуально с тобой позаниматься. Он умел преподнести свой предмет именно в таком ключе, каким он тебе пригодится в армии. Не просто прочитать лекцию и все, а практическую пользу показать, почему это необходимо знать офицеру-десантнику, разведчику, при каких обстоятельствах ему будут нужны математические расчеты (при применении взрывчатых веществ — для минно-подрывного дела, наводки артиллерии, ориентировании на местности и т. д.). И это в последующем в армии очень пригодилось.

У нас великолепная была кафедра сопротивления материалов, так называемый «сопромат». Там был женский коллектив и руководитель тоже, многому нас научили.

Кафедра физической подготовки. Заведующий — легендарный Лаговский (Павел Мечиславович, — ред.), награжден орденом Красной Звезды, участник штурма дворца Амина в Афганистане. Их два брата, кстати, у одного — Станислава Мечиславовича — день рождения сегодня (интервью записано 13 сентября, — ред.), буду обязательно поздравлять. Как грамотно проводились занятия по рукопашному бою, например!

Кафедра огневой подготовки, полковник Бобров — с таким «артиллерийским» голосом. Другие офицеры, которые с юмором, но доходчиво, преподносили нам то, что мы должны знать.

Естественно, курсантские анекдоты о тех же преподавателях, об учебе. Куда без них? Запустили шутки, а потом они распространяются и живут уже своей жизнью.

Кафедра вооружений, специальный факультет. Тут можно перечислять и перечислять людей, которые тебя готовили служить Отечеству, беречь честь офицера-десантника. Целая история — полевые занятия.

Важно было то, что все офицеры-преподаватели были с боевым опытом. Тот же командир батальона полковник Черняев, замполит майор Махов. Удивительный был человек. Бездельничает курсант или нет, можно было определить по состоянию его карманов. Майор Махов останавливал любого курсанта и приказывал все содержимое карманов выложить в пилотку или фуражку, смотря что на голове. Из этого он делал вывод, что из себя представляет курсант. Это была хорошая школа для нас — для будущих офицеров.

Особенно мне запомнились командиры взводов — первые взводные. Они все пятеро прошли Афганистан, и я помню первые выходы в поле, сколько всего они знали: как при наличии одной спички развести костер, маскироваться, добывать пропитание, то есть — как выживать в экстремальных условиях. Такие опытные, знающие цену жизни человека, взводные были.

Вообще само училище, мое твердое убеждение, — лучшая кузница офицерских кадров в стране.

— Операция в Косово, в том числе — ваш подвиг, когда был захвачен аэропорт до подхода войск НАТО, до сих пор остается засекреченной. Но, кроме нее, были и другие операции, о которых мы тоже вряд ли пока узнаем. Для вас разрабатывали «легенды», вы работали под прикрытием в различных странах. Вопрос может и риторический, но все же: помогали знания и навыки, полученные в Рязанском училище?

— Они мне и сейчас помогают в моей деятельности, когда я стал Главой Ингушетии. Хочу сразу сказать — я не был отличником и даже хорошистом, но мне почему-то давалась практика, то есть теория — это не мое. Я — практик, и всегда завышал планку для себя.

Если говоришь правду — скромность надо оставить в стороне. Так вот, у меня всегда было высокое чувство ответственности: если за что-то взялся — надо делать, «не могу» — не оправдание, не говоря уже о «не хочу». Если намечались учения, я всю ночь находился в казарме, готовил себя и своих подчиненных к тому, чтобы быть на высоте. Такой уж я человек. Еще одна моя черта — я всегда перенимал опыт, никогда не стеснялся брать на вооружение то, что у другого хорошо получается.

А заложено это все именно в училище. Теми же профессорами, командирами, руководством учебного заведения. Знаете, выпускник Рязанского училища всегда чувствует ответственность перед своим легендарным вузом. Это мотивирует быть на шаг впереди во всех направлениях — на войне, в соревнованиях, где бы то ни было ты должен держать марку. Это — первое.

Второе — принадлежность к войскам легендарного «дяди Васи» — Василия Филипповича Маргелова. Он, без преувеличения, создал самый боеспособный род войск в мире.

Поэтому, учеба в Рязанском училище, принадлежность к ВДВ помогали мне не только в Косово, не только при проведении других операций, но и в повседневной жизни, при работе на очень ответственной должности — Главы Ингушетии.

Но, конечно, ни в коем случае нельзя не сказать о том, что важную роль в становлении меня, как офицера и личности, сыграли и играют наш народ, обычаи и традиции, семья, близкие и родные люди, даже тот же отцовский дом в Ангуште.

Если вы помните, это и сейчас есть, но тогда (в советское время) было особенно ярко выражено, когда ты уходил служить в армию, старики говорили: «Не опозорь свою семью, свой род, свой народ». Ты помнил об этом напутствии и старался себя вести достойно, понимая, кто у тебя за спиной, какому народу ты принадлежишь. Есть внутренний стержень, значит — не подведешь.

— Удавалось приезжать на побывку домой, когда учились? Сколько раз в году?

— Были плановые два отпуска. Если получил двойку, то курсант задерживался дня на два-три (самое большое — неделя), пока не пересдаст. У меня таких проблем не было — я старался, к тому же был старшиной роты. А так отпуск два раза в год — зимой и летом.

— Когда приезжали — реально отдыхали? По хозяйству отец заставлял работать?

— Нет, такого не было, чтобы заставлял. У нас (я об ингушской семье и детях) есть свои обязанности, и не важно, учишься ты, работаешь ли. Здесь нельзя говорить о принуждении, если ты приучен к труду с детства. Например, когда я в августе приезжал, как раз время сенокоса. Я помню даже, как однажды ночью вернулся с сенокоса, руки в мозолях, а утром надо на поезд — ехать в училище. Это, я считаю, даже не работа, а трудотерапия: накупаешься вдоволь в холодной речке, насладишься горным воздухом, домашней едой и реально сил накопишь.

У нас, ингушей, не было такого, чтобы приехал на каникулы или в отпуск домой и — по путевке в санаторий. Наша земля уже санаторий. Тем более, выпадало и так, что приезжаешь в августе, а отец с братьями на договорных работах в Тюменской области или где-то еще. Естественно, твоя обязанность в их отсутствие помогать домашним по хозяйству. Когда зимой приезжал, там особо и работы не было, только привезешь из леса дрова и все — щадящий режим отпуска.

— Вы сказали, что появлялись анекдоты о курсантах и учебе. Различные истории есть и на просторах Интернета, в частности, о том, как вел себя в той или иной ситуации Василий Филиппович Маргелов. Запомнилась одна, как «дядя Вася» приказал добавить несколько суток ареста десантникам. Наказал он их не за определенную, скажем так, самовольную проделку в городе, а за то, что после этого попались военному патрулю и были задержаны...

— Рассказывают по-разному, но это — правда. У разведчиков-десантников есть правило: «Не попадаться». И не только «дядя Вася», но и любой командир наказывал за то, что попался. Этому учили с первого курса в училище. Если за «самоволку» было определенное наказание, то за то, что попался, эти сутки ареста могли удвоиться или утроиться.

— Получается, это тоже урок?

— Да. Есть правила игры, и нужно их соблюдать. Было много реальных моментов с участием «дяди Васи». Он наказывал, но при этом за дерзкие, но оправданные поступки (даже если это нарушение распорядка дня), командующий давал отпуск, мог снять с руки часы и подарить десантнику. Это тоже мотивация и урок другим от легендарного командующего. Он знал чаяния солдата, он прошел этот путь. Маргелов командовал штрафным батальоном в годы Великой Отечественной войны, а мы знаем, что за бойцы там были, в том числе и уголовники. Он прекрасно знал, где в армии дерзость может быть союзником при проведении той или иной операции.

«Истинную цену жизни знает только десантник.

Ибо он чаще других смотрит смерти в глаза».

Василий Филиппович Маргелов

— Вы сказали, что у вас много друзей осталось после училища. Сейчас вы занимаетесь политикой, решением насущных проблем Ингушетии, у вас очень плотный рабочий график. Удается общаться с друзьями?

— Ну, если брать ротных наших ребят, у меня записаны все их дни рождения, я позвоню обязательно или телеграмму отправлю с поздравлениями. Это — правило. Поздравляю также с нашими славными отечественными праздниками, как и они меня. А так периодически мы в Москве встречаемся, вспоминаем годы учебы, смеемся. Времени не так много, но удается раз в квартал или полгода встретиться.

— Когда вы стали Героем России (это 2000 год), думаю, обязательно поехали в Рязанское училище. Как вас встретили?

— Конечно, поехал. Меня начальник училища пригласил, была встреча с молодыми курсантами, все как положено.

— Юнус-Бек Баматгиреевич, у нас достаточно много для небольшого по численности народа прославленных генералов — Руслан Аушев (Герой Советского Союза), Магомед Султыгов, Руслан Дзейтов, Хаджибикар Укуров, Руслан Султыгов, Суламбек Осканов (первый Герой современной России) и Ахмед Хашагульгов (Дала гешт долда!), вы — Герой России. Все вы добивались поставленной цели упорным трудом. То есть тем молодым людям, которые выбрали или намерены выбрать путь военного, искать где-то на стороне личностей для подражания нет никакой необходимости. Эти примеры у них перед глазами. Что бы вы им посоветовали? Какие качества должны преобладать у будущего офицера?

— Первое и самое главное — решительность. Если ты решил (и это решение должно быть твоим и осознанным) быть военным, нужно готовиться к трудностям и испытаниям. Только в борьбе закаляется характер.

Мы недавно разбирали одну ситуацию с нашими курсантами, поступавшими в Рязанское училище, и пришли к неутешительному выводу: родители «толкали» туда ребят, которые сами не хотят. Так нельзя. Молодые люди, вы должны делать это осознанно!

Был такой неприятный момент, когда один отец пытался мне объяснить, что его сын не поступил из-за национальной принадлежности. Я тогда его спросил: «Вы хоть один раз вышли с секундомером на стадион и проверили, как он стометровку бежит или три километра? Вы хоть один раз повели его в бассейн? На турнике проверили, как он подтягивается?» Отвечает: «Нет, но он здоровый». Этого мало. Как раз тот самый случай, когда родители отстранились, но в то же время пишут мне письма, чтобы я помог устроить сыновей на учебу. Я помогу, если есть такая возможность, но вы не навязывайте своим детям определенный вуз, контролируйте их, когда они поступили. Когда нет желания — не занимайте чужое место, не подводите свой народ, меня, своих родителей.

Какая проблема у ребят, которые собираются поступить в военные вузы в 2019 году? Создаются спортивные площадки, открываются бассейны, строятся современные школы. Получайте знания, ходите на дополнительные занятия, занимайтесь спортом, сдавайте нормативы ГТО. Мы же все делаем для того, чтобы у вас были возможности реализовать себя. Если вы этого не делаете, значит — просто не хотите, а потом постоянно ищете причины в свое оправдание. Если нет в душе желания быть офицером, освоить эту очень важную профессию «Родину защищать», так и не выйдет ничего. Зачем искать оправдания, если ты не мотивирован?

Еще одно: если ты решил стать военным и поехал учиться, ты должен понимать, что рядом с тобой такие же ребята из всех уголков страны. Ты должен себя показывать с хорошей стороны, но не выделяться в отрицательном плане. Если в военном училище хочешь быть выше других, в плохом понимании этого слова, то, конечно, не удержишься, тебя отчислят. Воинское братство — это не посиделки за столом или у костра во время туристического похода. Есть правила игры — взаимоуважение, взаимовыручка, командир — подчиненный, не хочешь их соблюдать — тогда выбери другую профессию.

Вот на это я хотел бы настроить наших ребят. И на примерах наших прославленных генералов показать — дело не в национальности, дело — в тебе. Как себя покажешь — так и пойдет. И звания будешь получать, и уважение добудешь, только покажи, что ты профессионал в своем деле.

— Вернемся к главному событию — 100-летию Рязанского воздушно-десантного училища, которое будет отмечаться в ноябре текущего года. Солидный возраст, десятки Героев — выпускников вуза, в их числе и вы. Что бы вы пожелали руководству, курсантам училища, себе, тем, кто окончил этот вуз?

— Конечно, всем, кто учится в легендарном Рязанском высшем воздушно-десантном ордена Суворова дважды Краснознаменном командном училище имени Василия Филипповича Маргелова, в первую очередь я пожелал бы, чтобы они держали марку. Всегда знали, где они учатся и помнили, какие личности окончили этот вуз. Чтобы они, на их примерах, преумножали славу ВДВ и училища. Это — и в быту, и в поведении, и на учениях, и в бою.

В оргкомитет по празднованию 100-летия училища вхожу и я, и мы с руководством вуза, с командующим ВДВ Андреем Сердюковым, готовим большие мероприятия в Москве и непосредственно в Рязани. Я хотел бы обратиться к выпускникам училища, которые живут сегодня в странах СНГ, других государствах: надо найти время и приехать, посетить Рязань, побывать на московских мероприятиях, стать участниками нашего общего праздника, ведь — «Никто, кроме нас!».

— Спасибо за интервью. Успехов вам!

На основании приказа Народного комиссара по военным делам 29 августа 1918 года началось формирование первых курсов командного состава РККА. Местом расположения курсов был назначен город Рязань.

Формирование курсов закончилось 13 ноября 1918 года. Им было присвоено наименование «1-е Рязанские советские пехотные курсы командного состава РККА». Они участвовали в боевых действиях отдельными подразделениями при подавлении контрреволюционных восстаний в различных губерниях.

Приказом РВСР курсы переименованы в 15-ю пехотную Рязанскую школу (нормального типа). 12 января 1926 года переименовывается в Рязанскую пехотную школу имени товарища Ворошилова. 16 марта 1937 года приказом НКО СССР Рязанская пехотная школа переименовывается в Рязанское пехотное училище имени товарища Ворошилова.

26 февраля 1940 года директивой Военного совета МВО училище переходит с нормального типа обучения на шестимесячный срок.

25 октября 1941 года училище передислоцировано в Иваново, а 15 февраля 1942 года возвратилось в Рязань.

12 ноября 1943 года Рязанское пехотное училище, ввиду награждения его орденом Красного Знамени, стало именоваться Рязанским Краснознаменным пехотным училищем имени Ворошилова.

1 июля 1944 года училище переведено на двухгодичный, а с 15 сентября 1946 года — на трехгодичный срок обучения (для курсантов, не имевших общего среднего образования, ввели подготовительный класс).

24 сентября 1947 года семь лейтенантов, закончивших трехгодичный курс обучения, были направлены в военно-парашютное училище в городе Фрунзе. В дальнейшем в ВДВ направлялось большое количество выпускников.

17 августа 1958 года на основании постановления Совета министров СССР было создано и отнесено к числу высших учебных заведений Рязанское высшее общевойсковое командное Краснознаменное училище.

4 марта 1959 года в соответствии с директивой Главнокомандующего Сухопутными войсками Рязанское Краснознаменное высшее общевойсковое командное училище было объединено в одно училище с Воздушно-десантным училищем, передислоцируемым из города Алма-Ата, и стало именоваться Рязанским Краснознаменным высшим общевойсковым командным училищем. Оно стало готовить офицеров для замещения командиров взводов ВДВ.

В августе 1959 года председателем выпускной экзаменационной комиссии был назначен заместитель командующего ВДВ генерал-лейтенант Маргелов Василий Филиппович, и по выпуску из 129 человек, закончивших трехгодичный курс обучения, 119 лейтенантов было направлено в распоряжение командующего Воздушно-десантными войсками.

28 июля 1962 года был произведен первый выпуск офицеров-десантников с высшим образованием (91 человек). 23 марта 1964 года Рязанское высшее общевойсковое командное Краснознаменное училище было преобразовано в Рязанское высшее воздушно-десантное командное Краснознаменное училище.

20 марта 1969 года в штат училища дополнительно включен в подразделения обслуживания музей ВДВ, а 28 июля 1972 года состоялось торжественное открытие музея истории воздушно-десантных войск и училища. Музей стал центром военно-патриотического воспитания курсантов и молодежи Рязани.

В 1969 году на основании директивы Генерального штаба в училище формируется рота курсантов специального назначения (9-я рота).

18 сентября 1971 года в штат училища включается специальное отделение по подготовке военнослужащих иностранных армий.

13 ноября 1995 года на территории училища установлен памятник Василию Филипповичу Маргелову, а 12 ноября 1996 года распоряжением Президента России училищу присваивается почетное наименование «Рязанское высшее воздушно-десантное командное дважды Краснознаменное училище имени генерала армии Маргелова».

31 октября 1998 года училище переименовывается в Рязанский дважды Краснознаменный институт Воздушно-десантных войск. Институту передается боевое знамя, ордена и исторический формуляр, принадлежащие Рязанскому воздушно-десантному училищу.

В декабре 2004 года была проведена первая аттестация и аккредитация института. А уже 31 декабря 2004 года институт воздушно-десантных войск (Рязанский) переименовывается в высшее воздушно-десантное командное училище.

15 ноября 2013 года Президент России Владимир Путин за заслуги в укреплении обороноспособности страны и подготовке высококвалифицированных военных кадров вручил училищу орден Суворова.

Полное наименование: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Рязанское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище имени генерала Василия Филипповича Маргелова» Министерства обороны Российской Федерации.