Славные традиции

В назидание грядущим поколениям

Фамилия Мациевых дала ингушам немало достойных сыновей. Представители данной фамилии проживают ныне в Ингушетии, Чечне и Северной Осетии. Тейп Мациевых (Маций-Наькъан) происходит из села Хамхи. Проведенный анализ ДНК подтвердил, что Мациевы принадлежат к самой древней ветви ингушского народа — галгаевско-кистинской ветви.

В XVIII веке, во время миграции ингушей на равнину, Мациевы переселялись поэтапно: первая группа осела в орстхоевских сёлах, из них часть вступила в братство с другими тейпами.

В XIX веке Мациевы расселились на плоскости в сёлах Сурхахи, Базоркино и Экажево. От Мациевых происходит тейп Арапиевых в с. п. Экажево, а также Берсановы, Умаровы, Наурбиевы, проживающие в различных населённых пунктах Ингушетии.

В те смутные времена в горах орудовали различные группировки, основной целью которых были похищения людей (есарал нах кхухьаш), представителей различных тейпов, для продажи в рабство. Представители тейпа Мациевых при попытке похищения своего сородича убили шестерых бандитов-похитителей. Мациевым, которых длительное время преследовала кровная месть «друзей-родственников» бандитов, пришлось уйти через Фортангу в общества Акки, Атаги, Шатой и Гехи. В Чечне Мациевы вступили в братство с чеченским тейпом Чермоевых.

В Чечне к началу XX века фамилии Чермоевых и Мациевых были одними из самых влиятельных и зажиточных. В частности, им принадлежало большое количество нефтяных скважин в Грозном и Шатое.

К середине XX века Мациевы в Чечне были расселены в основном в Грозном, Шатое, Атагах, Шалях, Махкетах и Гехах.

В начале 1914 года Мациевы, проживавшие в Сурхахах, переселились в Базоркино к своим сородичам.

Мациевы принимали активное участие в общественно-политической жизни села Базоркино, они воевали в Гражданской войне на стороне большевиков.

После возвращения из депортации из Казахстана, представители Мациевых одними из первых, в 1956 году, вернулись в родное село. Однако они столкнулись со многими препятствиями, чинимыми властями, с целью не допустить их расселения в Базоркино. Большая часть выкупила свои дома, другие получили после настойчивых требований земли в родном селе. Часть представителей тейпа поселилась в Назрани, Малгобеке и Кескеме.

К концу 2016 года в Базоркино насчитывалось 50 семейств из тейпа Мациевых, в с. п. Экажево — более 150 семей, в Малгобекском районе — более 70 семей.

Мациевы были связаны родственными узами с известными религиозными деятелями Ингушетии. Так, на Мациевой был женат Батал-хаджи Белхороев, Хусейн-хаджи Гарданов (Овди), оба были женаты на родных сестрах.

Мациевы, проживавшие в Чечне, были верными приближенными шейха Дени Арсанова и приверженцами накшбандийского тариката. По просьбе Дени Арсанова, будучи одними из самых богатых людей Ингушетии и Чечни, Мациевы финансировали многие благотворительные мероприятия в Чечне.

Так, крупный купец Геха Магомедович Мациев, будучи владельцем трехэтажного здания общей площадью 2000 кв. м, в начале XX века предоставил свой особняк для образовательных нужд города Грозного. В 1904 году в этом доме было открыто реальное училище.

Важным представителем фамилии Мациевых является выдающийся чеченский ученый-лингвист Ахмат Гехаевич Мациев (1902-1968), составитель «Чеченско-русского словаря». А. Г. Мациев был одним из основоположников чеченской письменности, исследовал важнейшие проблемы вайнахского языкознания в области фонетики, морфологии, лексики, синтаксиса и диалектологии. Помимо лингвистики А. Г. Мациев занимался также вопросами истории происхождения вайнахских тукхумов и тейпов.

Шамсудин Гехаевич Мациев являлся членом акционерного общества Астраханского пароходства. До революции он широко развернул свои торговые дела и имел связи с коммерсантами не только России, но и Германии, Польши.

Махмуд Гехаевич Мациев был всесторонне развитым, одаренным человеком, знал иностранные языки, прекрасно играл на рояле. Как-то в Петербурге Махмуд на светском балу превосходно сыграл на рояле, удивив искушенную светскую публику.

Абукар-молла Тунгиевич Мациев, ученый богослов, выдающийся деятель своего времени, который обучал основам ислама многих желающих.

Мустафа-молла Доутович Мациев, ученый алим, который переселился в с. Кескем по просьбе жителей этого села, для обучения их основам ислама, где долгое время был имамом.

Султан Мейлиевич Мациев (1881-1961), родился в селе Сурхахи. В 1914 году он вместе с семьей переселился в Базоркино. В юности он обучался Корану и арабскому языку у алима Мациева Абукара Тунгиевича. С началом революционной ситуации 1917 года и Гражданской войны Султан Мейлиевич принял активное участие в деле установления советской власти в Ингушетии, вступив в ингушский отряд, созданный для обороны села Базоркино от белогвардейских сил.

Мург1ус Саадалович Мациев, общественный деятель и непримиримый борец за права бедных, был арестован в начале ХХ века и расстрелян в г. Новочеркасске вместе с тремя товарищами за помощь и симпатию большевикам.

Хусен Лорсаевич Мациев, мужественный и справедливый человек. Вернувшись из депортации в 1956 году, Хусен на окраине села вырыл землянку и поселился там со своей семьей, так как его родной дом оказался занят. Органы власти требовали выселиться из ямы, но он наотрез отказался. Власти вынуждены были выделить его семье участок земли, где по сегодняшний день живут его потомки.

Хамзат Лорсаевич Мациев, влиятельный общественный деятель своего времени. В период депортации 1944 года помогал обездоленным, делился с ними последним. Человек неимоверной физической и духовной силы своим примером поднимал дух у отчаявшихся людей.

Магомед Хусенович Мациев, ярчайщий представитель современной ингушской интеллегенции, один из самых грамотных и профессиональных «транспортников» Северо-Кавказского региона и России. Долгое время возглавлял транспортные предприятия Северной Осетии и Ингушетии. В Ингушетии работал начальником Транспортного управления Республики Ингушетия, начальником специального автотранспортного предприятия по обслуживанию администрации Главы и правительства РИ.

Аюп Хусенович Мациев, видный общественный деятель советского периода, инструктор райкома партии Пригородного района Северной Осетии. В настоящее время занимается общественной деятельностью, председатель президиума общественной организации «Совет тейпов при Главе Республики Ингушетии».

Ахмат Раасович Мациев ушел на фронт в первые дни Великой Отечественной войны и пропал без вести. Последнее письмо пришло с вестью о том, что их войсковое соединение перебрасывают на фронт под Сталинград.

Давид Султанович Мациев (1943-2012), родился в селе Базоркино, одним из первых вернулся в родное село вместе с семьей в 1956 году. После возвращения из рядов Советской армии, в 1964 году, устроился на работу в Орджоникидзевский стеклотарно-изоляторный завод. В 1973 и 1976 годах стал победителем социалистического соревнования.

Ахмет Муратович Мациев, кандидат экономических наук, профессор, имеет высшее юридическое образование, стоял у истоков возрождения ингушской государственности (1990-1992 гг.). Работал председателем Государственного комитета Республики Ингушетия по труду и занятости населения. Стаж работы Мациева А. М. на разных руководящих должностях составляет более 30 лет. Обучался в Германии, Чехии по перенятию опыта экономической модели рыночных отношений, постсоциалистического развития в переходный период. В настоящее время работает начальником отдела Министерства образования и науки Республики Ингушетия.

Тимур Махмудович Мациев, актёр, снимавшийся в фильме Карена Шахназарова «Яды, или Всемирная история отравлений» в роли хана Менгли-Гирея.

Ислам Усманович Мациев, известный дзюдоист.

Тяга к образованию, желание постоянно совершенствоваться, повышение профессионального мастерства, простота в общении, благородство, отвага и честь, трудолюбие и предприимчивость, отсутствие гордыни являлись отличительными чертами представителей тейпа Мациевых.

В назидание грядущим поколениям старейшины тейпа давали заповеди, которые гласили уважительно относиться к людям, независимо от социального статуса, национальности, возраста и вероисповедания, защищать слабых, достойно вести себя с более сильными.