Театр жизни

В Магасе проходит семинар-тренинг «Форму-театр как средство предупреждения насилия и экстремизма»

Молодежные активисты, волонтеры, психологи, педагоги из Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Дагестана и Чечни собрались в эти выходные в Магасе для того чтобы научиться с помощью выразительных средств театра разрешать конфликты, преодолевать непонимание, строить здоровые нравственные связи с окружающим миром.

Мероприятие проходило под эгидой межрегионального просветительского проекта «Вместе!», реализуемого общественным фондом социального развития «Генезис».

Форум-театр — это особая методика налаживания миротворческого процесса. Находить компромиссы между участниками социального конфликта, проигрывая сложные ситуации межличностных взаимоотношений, словно ты участник театрального действа, когда-то предложил известный бразильский драматург Аугусто Боаль. Одним из пионеров по применению идей «Театра угнетенных», частью которого и является техника форум-театр, на Северном Кавказе является известный тренер-реабилитолог Инна Айрапетян. Именно ее и привлекли в общественном фонде социального развития «Генезис» для знакомства своих волонтеров с этой уникальной методикой психопрофилактики и психокоррекции социальных проблем. Для Инны Кимаевны это уже второй приезд в столицу Ингушетии.

Началась работа встречи с блока истории. Инна Кимаевна рассказала о том, как зародился форум-театр, как начал завоевывать популярность и в чем основанная причина успеха этой методики.

Закон жанра предполагает, что участники тренинга составляют некий сценарий, в основе которого лежит сюжет преодолеваемого конфликта, и который затем коллективом драматургов самими же и «проигрывается» на сцене. Подмостки в данном случае понятие условное, за них сойдет любая площадка. Среди героев повествования обязательно есть угнетатель и угнетаемый. В роли своеобразного режиссера-постановщика выступает персонаж под названием Джокер.

Он предлагает зрителям объяснить, что происходило на сцене, в чем заключается проблема, предоставляет зрителю возможность самому стать актером и сыграть в спектакле, заменив кого-то из исполнителей. При этом на одну роль могут себя попробовать несколько зрителей. В роли актера зритель глубже погружается в эмоциональные переживания персонажа, ощущает результат своего вмешательства. Попытка участия может привести к иному осмыслению проблемы, реакции на нее. Соответственно, аудитория вовлекается в переживание, что сравнимо с методом социодрамы, где драма актеров становится драмой зрителей.

— На мой взгляд, — говорит Инна Айрапетян, — для нашего достаточно консервативного и закрытого общества форум-театр — это наиболее универсальная и эффективная методика разрешения конфликтов. Здесь не нужно делиться какими-то секретами, личными переживаниями, чересчур открываться перед незнакомой аудиторией. При этом, участвуя в постановке, примеряя на себя различные роли (то становясь угнетателем, то угнетаемым, либо просто зрителем), человек либо утверждается в своей позиции, либо пересматривает ее, а затем помогает выбраться из психологического тупика товарищу. И я считаю, что за этой методикой — будущее профилактической работы с социальными проблемами.

Главным достоинством драматургического материла, подготавливаемого для «постановки», является его жизненность. Здесь затрагивают проблемы, которые действительно волнуют и задевают за живое. Но, оказывается, определиться с кругом проблем тоже непросто. Как отбирать из вороха сложностей, беспокоящих то или иное микросообщество, те самые, что близки всем. На эту тему здесь говорили в отдельном учебном блоке.

Сам просветительский проект «Вместе!» в первую очередь ориентирован на профилактику экстремизма и радикализма в молодежной среде. Учредители фонда стремятся охватить своей работой как можно большее число представителей подрастающего поколения Ингушетии, Чечни, Дагестана и Кабардино-Балкарии.

— К сожалению, проблема радикализации молодежи приобрела в последние годы особую актуальность в нашей стране, — говорит один из координаторов проекта «Вместе!» Марета Дзейтова. — Общество активно ищет пути противодействия этому явлению. Оно хочет оградить наших парней, а нередко и девушек, от пагубного влияния идеологов экстремизма. Как ответ на этот социальный запрос, мы тоже ищем новые формы психологической и реабилитационной работы с молодежью. Форум-театр зарекомендовал себя как одна из наиболее эффективных техник преодоления конфликтных ситуаций, возникающих в различных сообществах. Посмотреть, что это, научить работать в формате форум-театра своих волонтеров мы и пригласили к себе Инну Айрапетян.

По отзывам участников тренинга, Инну Кимаевну отличает нетривиальность в формах подачи материала, готовность и способность к мгновенной импровизации и чуткость. В ходе общения опытный тренер никогда не забывала, что она приехала не только говорить, но и слушать. Это нашло искренний отклик у ее аудитории, что и явилоась основой плодотворной работы.