Интересный опыт

Студенты Ингушского госуниверситета провели в стенах вуза день самоуправления

Не первый год студенты филологического факультета Ингушского госуниверситета проводят день самоуправления в стенах вуза.

В этом году он состоялся в середине октября, и его особенностью является то, что всех преподавателей, а также декана и заведующих кафедрами факультетов, на время замещают студенты старших курсов.

В их обязанности входит не только чтение лекции, но и оценка работы учащихся во время практической части, а в конце пары каждому студенту необходимо получить заслуженный балл. Тем самым, студентам предоставляется шанс почувствовать себя полноправными преподавателями, увидеть, насколько нелегок, тернист, трудоемок сей путь, сколько сил и терпения он требует.

«Это был очень интересный опыт, — поделилась с нами студентка четвертого курса Т. Котиева, замещавшая преподавателя четыре пары, — будучи студентами сами, мы взяли курсы помладше и с полной серьезностью отнеслись к порученному делу. Мы узнали самих себя в этих студентах и осознали, каково это — по-настоящему быть преподавателем, нести ответственность, объяснять новые темы, объективно оценивать работы... Оказывается, это очень нелегкий труд».

Преподаватели имели право присутствовать на занятиях лишь в качестве зрителей, вмешиваться в работу заместителей они не имели возможности. Однако и они многое для себя уяснили в этот день. Наблюдая за своими студентами, они замечали то, чего не ожидали увидеть, а именно — отголоски своего поведения, своих методов преподавания и даже своих привычек.

Вот, что об этом нам рассказала заведующая кафедрой немецкого языка А. М. Льянова: «Идея проведения дня самоуправления хорошая, поскольку и студенты получили определенные навыки и потенциал работы с учениками, и преподавателям было на что посмотреть и из чего делать выводы, ведь студенты повторяют за своим преподавателем, копируют его. И в этом случае мы тоже посмотрели на себя со стороны: «А, вот какие мы на занятиях!»

Осложнял задачу заместителей также тот факт, что, все еще будучи студентами, им было нелегко завоевать авторитет у своих сверстников, ведь те, в основном, принимали все за игру и не относились к уроку серьезно.

«Конечно, было трудно. Студенты воспринимают нас как своих друзей, знакомых, — делится еще одна студентка, попробовавшая себя в роли преподавателя. — Поэтому нужно было суметь заставить их видеть в нас именно своего преподавателя и в то же время не испортить с ними отношения. Это было нелегко, но, думаю, мы справились».

Оптимистично настроены были не только студенты, но и сами преподаватели, которых замещали. Они с новой стороны узнали своих студентов и, в большинстве случаев, были очень довольны своими подопечными.

«Я довольна работой своего заместителя, — делится преподаватель английского языка М. Б. Сагова. — Пары прошли великолепно, студенты с интересом слушали своего учителя и активно участвовали в дискуссии. Мне даже показалось, что с моим заместителем им было дискутировать интереснее, чем со мной!» — с улыбкой добавила она.

На провокационный вопрос: «С кем пары проходят интереснее — с преподавателем или его заместителем?» — студенты дипломатично отвечали, что у каждого есть свои плюсы и минусы, и, безусловно, со сверстниками обсуждать некоторые темы гораздо веселее и легче, чем со взрослыми преподавателями. Студенты выразили сожаление, что такого рода мероприятия проходят в стенах университета столь редко.

«Такие дни стоит проводить чаще, чтобы у студентов была возможность показать всем, себе в первую очередь, на что они способны. Ведь мы — будущие преподаватели и должны проверить, готовы ли мы к этому», — поделилась своими мыслями студентка третьего курса С. Нальгиева.

Напоследок приведу слова Адольфа Дистервега, который считал, что самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания.