Жизнь во славу

Сергей Магомедович Чапанов — великий Учитель и бессменный творец

1

Его называют ингушским Макаренко или Сухомлинским. И это вполне обоснованно и заслуженно. Легенды и мифы об учителе, организовавшем в школе своеобразный островок счастья, непринуждённый процесс познания и созидания, ходили еще в 80-х годах прошлого столетия по всем уголкам нашей необъятной Родины. Он был необыкновенно простым и доступным, необыкновенно светлым и добрым, мудрым и неповторимо энергичным человеком. В этом была его гениальность. В этом было его величие.

Сергей Магомедович — ветеран труда, за плечами которого полувековой педагогический стаж работы, заслуженный учитель ЧИАССР, «Директор года — 1997». Награждён медалью «За трудовую доблесть». В принципе, всех его наград и регалий перечислить просто невозможно. Кто был с ним знаком, кто слышал о нём, тот знает, каким гениальным педагогом он был, какой чистой и незапятнанной осталась память о нём. А тем, кто не знал его, мы и хотим рассказать...

Начинал он свою деятельность учителем физики, в разные годы был директором ряда школьных учебных заведений, работал министром образования, был заместителем министра, но душа его всегда была с детьми. Фраза «Сердце отдаю детям», видимо, сказана была за него. Он был не просто учителем, он был человеком искусства, ибо педагогику во всём своём многообразии он понимал, как великое искусство, а учителей и детей считал участниками этого неповторимого творческого процесса.

Путь через физику к педагогике

Родился он в Казахстане, в семье участников Великой Отечественной войны. Его родителей свела военная судьба: отец был тяжело ранен под Кенигсбергом, а мама, полевая медицинская сестра, вытащила его с поля боя. Так они и познакомились.

Своё беспечное дошкольное детство Сергей Магомедович называет самой счастливой порой его жизни. Потом семья вернулась на родину, в селение Верхние Ачалуки Малгобекского района, где он окончил начальную школу. Учёбу в старших классах он продолжил в общеобразовательной школе № 38 города Грозного, куда они переехали семьёй. Здесь он открыл в себе тягу к познаниям в области физики и электроники, реализуя свои возможности в кружковой деятельности. Они собирали радиоприёмники и различные механические конструкции. Это увлечение стало определяющим в выборе его будущей профессии.

После окончания школы Сергей Магомедович поступил на физико-математический факультет Чечено-Ингушского государственного университета, на отделение физики. В 1973 году молодого специалиста направили работать учителем физики в школу № 17 селения Верхние Ачалуки. Способности молодого педагога были замечены в региональном ведомстве и вскоре его назначают директором восьмилетней школы № 22 в этом же сельском поселении. Потом возвращают в родную обитель на руководящую должность, в надежде на то, что в нашумевшей на всю республику своими криминальными историями, драками и поножовщиной, своим низким образовательным и воспитательным процессом школе, он наведёт порядок.

Переступите порог его школы, и вы увидите сами

«До начала учебного процесса оставалось три дня, — вспоминал он в одном из своих интервью, — денег, разумеется, на ремонт не было. Собрал родителей, объяснил им ситуацию. Поддержали все: и педагоги, и родители, и дети. Красили, белили, строгали и пилили, стучали молотками. И первого сентября обновленная школа распахнула двери».

Сергей Магомедович навёл порядок за короткое время, говорят о нём коллеги сельской школы. Он умел разговаривать с каждым учеником на доступном ему языке. Драчунам, к примеру, он предложил выяснять отношения в спортивном зале, а не во дворе школы на виду у всех. Для этого даже купил боксерские перчатки. Ребята стали прятаться от него поначалу, а потом и вовсе перестали драться. То же самое было и с курением. Он сам лично следил за каждым учеником, склонным к этому делу. Скоро ни в школе, ни вокруг неё нельзя было увидеть ни одного окурка.

Но самым трогательным был момент, когда он, прихрамывая на одну ногу, выбегал рано утром на трассу и вылавливал школьников, которые ехали работать на поля в соседнюю республику. В советские годы во время уборки урожая — томатов, огурцов и других овощей — с раннего утра в ингушские сёла приезжали автобусы из Северной Осетии. Все желающие, в том числе и школьники (кто сам по себе, а кого посылали родители), ездили на эти сезонные работы. А директор школы боролся, как мог, с этим явлением, заставляя своих детей учиться.

Сергей Магомедович решил с успехом и кадровую проблему. В сельских школах в то время остро не хватало педагогов. Учителя в основном были приезжие. Это создавало определённые трудности. Так вот, он договаривался с руководителями учебных заведений и устраивал туда своих способных выпускников. И вот через пару лет к нему стали возвращаться собственные дипломированные учителя.

За короткое время школа № 17 преобразилась. Она стала образцовой, показательной и инновационной. Сюда стали сводить всех директоров школ республики, приезжали делегации из соседних регионов, со всей России и даже зарубежья. «Школа должна быть такой, чтобы дети шли сюда с желанием, даже внутреннее оформление школы должно мобилизовать их на учебу», — говорил Сергей Магомедович.

И он сделал эту сказку в простой сельской школе. Школьный двор весь в зелени и цветах, аккуратно выложенные тропинки, побеленные деревья. В школе собственный музей. В фойе — великолепная ландшафтная панорама — уголок родной природы с башнями, из которых доносилась мелодия. Здесь же живой уголок: попугайчики, аквариум, звуки природы, журчание ручья. И это всё творение школьников с участием самого директора.

Газеты писали в это время: «Переступите порог его школы, и вы увидите мир цветов и красок, созданный им в школе, прямо-таки домашний уют. Каждый кабинет доведен до совершенства. Особая гордость — кабинет труда. У каждого ученика своё освещенное рабочее место с необходимыми для занятия инструментами. Мальчиков учат строгать, паять, пользоваться инструментами, а девочек шить, готовить, в общем, всем навыкам домоводства... При этом он удивительно скромный человек, с красивой жизненной позицией, характером и делами... Говорит спокойно, но так, что каждое его слово доходит до самого сердца. И нельзя не заметить искорки доброты в его глазах. Слышится она и в тихом голосе, улавливается она и в больших натруженных руках» (С. Зиновьева).

Разумеется, учащиеся оберегали своё хозяйство и гордились им. Электрифицированные стенды, карта с подсветками. Особенно впечатляло звёздное небо в кабинете физики. Помимо этого по всей школе, во всех кабинетах — радио, которое служило и информационным блоком, и контрольным пунктом. Даже комиссия из Москвы удивлялась тому, как дети бережно относились ко всему тому, что создавало здесь неповторимый уют. Это объяснялось тем, что всё это делалось их руками, вместе с несменным директором и его учителями.

Да, он умел удивлять

Вскоре признанного на всех уровнях директора сельской школы перевели в город Грозный. Тяжело ему было расставался с родным детищем, но партия сказала «надо». Ему предложили выбрать любую школу, но он взял самую отстающую на тот момент школу — № 14. Он был таким, привык видеть в трудностях — возможности.

В этой школе заработал один из первых компьютерных классов по всей России. Была впервые введена группа продлённого дня круглосуточного пребывания детей с бесплатным питанием. Была организована кружковая работа разных направлений, работали спортивные секции, драматические и хореографические кружки. Через несколько лет школа стала занимать первые места по всем показателям. А в 1990 году была награждена дипломом Госкомитета СССР по народному образованию. Да, он умел удивлять.

Рассказывали, что как-то Министерство образования РФ решило удостовериться в чудесах, происходящих в столь прогремевшей своими успехами школе. Комиссия нагрянула внезапно, а Сергей Магомедович встретил ее со свойственным ему спокойствием, без суеты. Проверяющие удивились этому. Тут один из членов комиссии подозвал к себе с опозданием бежавшего цыганёнка и стал проверять его портфель, потом другого, третьего. А тетради у всех аккуратные, книги обёрнуты газетками. «Да, — сказал он, — теперь понятно ваше спокойствие. Значит, это был не миф, что тут про вас говорят».

«Я педагог, моё место среди детей»

После образования Ингушской Республики Сергея Магомедовича пригласили на должность первого заместителя министра образования. А он грезил о школе. «Я педагог, моё место среди детей», — часто любил он повторять. И когда в 1996 году в Назрани открыли первый лицей, он с большим энтузиазмом принял руководство им, одноременно уже исполняя обязанности министра образования. «Наша цель — превратить школы в передовой эшелон социально-экономического прогресса, формировать свободно мыслящую, гармонично развитую, нравственную личность, — цитировала пресса слова Учителя. — Мы обязаны воспитать счастливого человека, обязаны создать для него заботливо ухоженную, красивую школу. Глубоко убеждён, что если мы не научимся прислушиваться к мнению учащихся, не научимся слушать и слышать ученика, настоящей школе не бывать».

Доминантными в его работе были доброта, уважение к личности и самодисциплина, говорят лицеисты. Он как-то магически вырабатывал в нас жажду к знаниям, невозможно объяснить, как он это делал. Человек с несгибаемой волей, вложивший всю свою душу в воспитание многих поколений учеников, замечательный, открытый для общения, строгий и добрый, всегда верный своим жизненным принципам.

Первая частная школа — снова детище Чапанова

Первая частная школа — «Интеллект» в сельском поселении Экажево Назрановского района, открыла свои двери в сентябре 2001 года. Она показала способность успешно конкурировать и развиваться наряду с государственными учебными заведениями. «Идею о создании частной школы я вынашивал ещё с 90-х годов, — говорил он журналистам. — Мне была знакома эта работа не понаслышке. Я понимал перспективу развития частной школы, хотя многие не верили, что такое возможно у нас в республике, говорили, что не приживётся у нас эта система, а практика показало обратное».

«В то время это была смелая идея, — говорит учредитель частной школы Али Балаев. — Её мне предложил Сергей Чапанов. Была острая нехватка школ, дети учились в три-четыре смены, по 35-40 человек в классе. Сергей Магомедович убедил меня в том, что частная школа будет востребована и сможет дать качественное образование детям. Несмотря на строящиеся новые школы, родители продолжают сегодня приводить к нам своих детей. Это и есть показатель востребованности частной школы, показатель её эффективности».

Особенностью этой частной школы была система контроля за успеваемостью. У каждого ученика были свои учётные данные. Дважды в месяц директор школы беседовал с каждым ребёнком, проверял их знания. «Мы детей не запугиваем плохими отметками. Мы в них пробуждаем соревновательный дух», — говорил Сергей Магомедович.

«Он из маленькой темы делал настоящую сказку, — вспоминает один из выпускников частной школы «Интеллект». — Он проводил интересные опыты. К каждой парте кабинета физики была подведена радиоэлектроника. Мы всегда что-то делали, паяли, ремонтировали, помню, и школьные гирлянды чинили перед праздником. Он любил нас просто удивлять, и мы отвечали ему взаимностью».

Он был настоящим творцом своей жизни и делал жизнь прекрасней вокруг себя

Много доброго сделал он для своих учителей, говорят коллеги. Он старался отметить грамотой успехи каждого из преподавателей. Любил часто вывозить коллектив на природу. Сам готовил шашлыки, привозил с собой группу поддержки из музыкантов. Умел располагать к себе и учеников и учителей. Он не ругал никогда. Он воспитывал, призывал к совести, убеждал, не кричал и не оскорблял.

Коллеги о нём говорят, что он был удивительным человеком, исключительным трудоголиком. Всё делал своими руками, где мог подлатать, где пробурить. Не ждал, пока за дело возьмётся специалист. Брал лестницу и мог на крышу полезть, работал дрелью, пилой. Из дома приносил цветы, рассаживал их во дворе. Посаженные им берёзы давно уж взметнулись ввысь и создали приятный дизайнерский уголок в школьном дворе. Сам он в первых рядах стоял во время уборки территории, брал в руки лопату, копал, работал граблями. Никакой работы не чурался. И это директор с громким именем! В общем, был удивительно хозяйственным, организованным, целостным человеком.

«Таким же он был и дома, — признаётся дочь Лидия Чапанова. — Он не отделял нас от своих детей-учеников. Мы вместе ездили на море, на природу. Он так же, как в школе, проверял наши знания. Где строгостью, где словом разъяснял ситуацию. Был строгим, но удивительно мягким. Как-то, помню, на новогодний праздник мы — лицеисты, пошли с ним в лес и нарвали большие еловые ветви. Из них потом собрали настоящую высокую ёлку и украсили её гирляндами. Это был удивительный праздник.

В делах также он не отделял школу от дома. Был таким же хозяйственным. Его руки успевали везде. Любил наводить красоту во дворе, в саду. Всё сегодня дома напоминает о нём. Всё сделано его руками, везде чувствуется его душа. Это же чувство красоты и ответственности привил и своим детям. Он ведь ничего на свете не делал просто так. Он был настоящим творцом своей жизни и делал жизнь прекрасней вокруг себя».

В последние годы Сергей Магомедович работал советником Главы региона по вопросам образования и науки, потом советником министра образования и науки Ингушетии.

6 марта этого года его сердце перестало стучать, но его дело, его ученики продолжают жить и творить невозможное. О нём, о его делах и поступках можно рассказывать бесконечно. Но самое высокое чувство, которое мы испытываем по отношению к его памяти — это всенародное признание таланта великого педагога.

Коллеги, его бывшие ученики, все, кто сталкивался с ним по жизни, не сомневаются, что руководство республики подумает об увековечении памяти этого великого педагога, ингушского Макаренко-Сухомлинского. Думается, это вопрос времени.

Мысли и выражения устами великого учителя

«Где учитель на своём месте, там и дети на месте».

«Мел, доска и тряпка — этого достаточно для хорошего учителя».

«Педагог заслуживает уважительного отношения к себе. Это должно быть выработано и в детях, и в родителях. Во всех школах, где мне доводилось работать, я приучал детей к этому. Они вставали в конце урока и хором говорили: «Спасибо за урок!»

«Учитель должен быть честным, обходительным, ценить родителей и детей. Он не имеет права ругать и унижать ученика. Он должен быть личностью и как личность воспринимать ребёнка».

«Уважительное отношение к каждому ученику — вот главное в нашей профессии. Учитель должен быть снисходительным, терпеливым к их слабостям и недостаткам».

«Самое страшное — это отторгнуть тяжёлого ребёнка, и этим ещё больше ожесточить его».

«Надо просто знать психологию ребёнка. Это позволит работать правильно. Надо уметь с детьми мирно разговаривать. Это все возвращается».

«Тот интерес, который зарождает учитель у ребёнка, будет иметь своё продолжение».

«Учитель не имеет права быть посредственным. Он имеет дело с детской душой».

«Чтобы получить воспитанного человека, воспитанным должен быть учитель».

«Педагогика — это искусство, искусство обучения и воспитания».

Комментарии 1

Нет слов. Это был человек настоящий... Талантище.. Жаль что нет ему пока замены. Надо лицей, школу 17 и школу "Интеллект" его именем назвать. это будет память по заслугам

Новости