Дорога в страну башен и легенд

Села горной Ингушетии впервые связало качественное асфальтовое полотно

Дорога — это именно та «ниточка», что испокон веков объединяла между собой людей, города и государства. И чем меньше препятствий на этом пути, тем радостнее встреча с ожидающими на другом его конце.

Так, в горах республики впервые на месте гравийных дорог появилось качественное асфальтовое полотно, соединившее ранее труднодоступные селения горной местности Ингушетии. Все это позволило закольцевать основные туристические маршруты, а также создать комфортные условия для передвижения местным жителям, проживающим в родовых селениях, обеспечить доступность социальной инфраструктуры.

Буквально лет 20 назад горная Ингушетия для туристов была древняя загадочная «страна башен», «сказка наяву», неизведанная земля. Двадцатый век был немилосерден к этому краю: обезлюдевший после массовой депортации ингушей в 1944 году, он так и не оправился от потрясений. Если кто-то и собирался в горные села, приходилось добираться туда через Северную Осетию и Владикавказ. Не говоря об асфальтированной дороге, в горной части Ингушетии дорог как таковых не было вообще. По словам местных жителей, до определенных селений они добирались пешком, иногда это занимало от двух до трех дней.

Как прокомментировал газете «Ингушетия» житель Джейрахского района Рамазан Хаматханов, который на данный момент работает в районной дорожно-ремонтной службе, для местных жителей эта дорога жизненно важна.

«С 1992 по 1998 год мы там пешком ходили. Там не просто грейдерной дороги, как таковой дороги вообще не было. Целых два дня у нас занимал путь до Алкуна. Единственно были временные висячие мосты, которые туристы прокладывали. Также если вдруг надо было срочно поехать в больницу, не было варианта выехать. Приходилось вызывать военную колонну и проезжать через Северную Осетию в ближайшую больницу. Кто-то выживал, а кому-то везло меньше. А сейчас здесь и дорога, и большая добротная районная больница, что исключает многие проблемы», — сказал собеседник газеты.

По его словам, для туристов эта дорога также важна.

«Они-то сюда приезжают на специальных внедорожниках, а уже на месте оказывается, что можно на обычной легковой машине по гладкому асфальту, без шума и пыли посетить каждую достопримечательность», — добавил Хаматханов.

Только в 2000-х годах там появилась грунтовая дорога, по которой можно было добраться до основных достопримечательностей — к селениям Эгикал, Таргим, Вовнушки, храму Тхаба-Ерды. Она связывала горную Ингушетию с равнинными Назранью и Магасом, так что к достопримечательностям восточной части Джейрахского района было быстрее проехать с ингушской стороны.

По асфальтовой дороге из Владикавказа можно было быстро добраться до западной части горной Ингушетии — селений Джейрах, Армхи и далее, до Нижнего Гули. В то время весной дорога к Вовнушкам была непроходима для транспорта из-за разлива рек. Последнюю пару километров приходилось идти пешком, причем финальную часть — по узкой каменной кромке вдоль берега реки.

В 2016 году власти Ингушетии передали автомобильную дорогу, ведущую в горную часть республики, в федеральную собственность для обслуживания и содержания.

Как заявил тогда Глава региона Юнус-Бек Евкуров в ходе встречи с министром экономического развития России Алексеем Улюкаевым в Москве, дорога Нестеровское — Алкун — Таргим — Чми, ведущая в горную часть республики, имеет стратегическое значение и обеспечивает подъезд к госгранице России с Грузией.

Уже тогда для придания федерального статуса на дороге было приведено в порядок несколько десятков километров, вдоль трассы были построены автомобильные мосты, возведены дамбы для предотвращения паводковых ситуаций.

Сами работы по асфальтированию дороги Нестеровское — Алкун — Таргим — Чми начались в 2014 году, и был проложен только промежуток дороги от Джейраха до сельского поселения Гули, а со стороны Эгикала, Таргима и Хамхи оставалось еще 14 километров.

«Сейчас мы полностью проложили эту дорогу. Сказать честно, работу выполняли качественно, дорога соответствует всем стандартам. Работу над оставшимся отрезком мы ведем уже второй сезон, считая нарезку обочин, выравнивание основания и укладку. С сентября по октябрь 2017 года мы делали нарезку и выравнивание, а уже с мая 2018 года и по июль мы завершили укладку», — сказал и. о. директора ГУП «Джейрахское ДРСУ» Рамазан Хаматханов.

По его словам, в ходе выполнения работ инженеры использовали специальную технику — экскаватор, бульдозер, самосвалы и специальные инженерные машины.

Как в свою очередь прокомментировал изданию заместитель начальника Управления автомобильных дорог республики Мусса Даурбеков, участки дорог на территории Джейрахского и Сунженского районов — два разных объекта, несмотря на то, что дорога одна.

«Дорогу мы эту назвали «Трасса «Кавказ» — Нестеровское — Алкун — Таргим — Чми». Общая протяженность этой дороги почти сто километров. В прошлом году мы сделали капитальный ремонт первых 14-ти км на территории Сунженского района — от Нестеровского до конца Алхастов. Последние работы мы завершили на 69-80 километрах участке дороги — от Таргима до Гули», — сказал Даурбеков.

По его словам, асфальт полностью проложен, но все равно еще остаются работы по обустройству безопасности дороги — это барьерные ограждения, дорожные знаки.

Всего, как подчеркнул представитель «Ингушавтодора», на асфальтирование дороги от Сунженского до Джейрахского района затрачено около 270 миллионов рублей.

Горная Ингушетия — удивительный оазис для требовательных туристов, которые наверняка сумеют соответственно оценить искусное сочетание горных ландшафтов: здесь есть и альпийские луга, и сосновые рощи, и широколиственные леса, а также вечно заснеженный Главный Кавказский хребет, межгорья и чистейшие водопады. Плюс ко всему — здесь исключительно чистый воздух, что позволяет ощутить полное слияние с природой.

В 2016 году инженерные подразделения Южного военного округа проложили в горной Ингушетии дорогу в направлении района строительства будущего горнолыжного курорта «Цори».

Задача перед военными по оборудованию колонного пути в труднодоступной горно-лесистой местности была поставлена после обращения Главы республики Юнус-Бека Евкурова к министру обороны России генералу армии Сергею Шойгу.

Общая протяженность дороги от сельского поселения Верхний Алкун до северного склона хребта Цорой-Лоам (гора Цороевых) составила около 12-ти км. На проложенном участке дороги военные инженеры возвели низководный деревянный мост через горный приток реки Асса, грузоподъемностью до 60 тонн и длиной около семи метров. При прокладке горного пути военнослужащие расчистили каменные завалы, в болотистых местах оборудовали водоотводные сооружения, произвели отсыпку насыпи земляного полотна. Именно эта дорога и послужила основой для строительства нынешней асфальтированной автомобильной дороги Нестеровское — Алкун — Таргим — Чми.

Как считает председатель Комитета по туризму республики Беслан Хамхоев, раньше из-за отсутствия асфальтовой дороги у туристов возникали некоторые проблемы.

«В первую очередь эта дорога несет огромное значение для развития транспортной логистики горной рекреационной экономической зоны. Сейчас уже в связке с Сунженским районом вся эта «артерия»: Нестеровское, Таргим, Алкун — полностью заасфальтирована. Раньше из-за отсутствия асфальтированной дороги туристические группы на больших автобусах не могли посетить труднодоступные участки горной местности. Приходилось оставлять транспорт и идти пешком», — сказал собеседник издания.

По его словам, сейчас смело можно сказать, что туристическая зона Ингушетии выгодно отличается наличием транспортной логистики и богатым историко-архитектурным наследием.

В ходе диалога Хамхоев также добавил, что теперь туристы и транзитные автомобилисты во время ожидания на пограничном переходе КПП «Верхний Ларс» на российско-грузинской границе смогут отдохнуть на всесезонном курорте «Армхи».

«Сейчас мы решили вместе в Росавтодором туристов, а также просто транзитных автомобилистов, ожидающих на пограничном переходе КПП «Верхний Ларс» на российско-грузинской границе, размещать в нашем курорте «Армхи». Много чего бывает: пост, бывает, закрыт или ЧП, ожидание иногда доходит до нескольких дней. Вместо того чтобы стоять на посту, люди смогут отдохнуть в комфортабельной гостинице и воспользоваться всеми услугами нашего курорта», — сказал Хамхоев.

Заместитель директора Археологического центра имени Евгения Крупнова, эксперт Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия Умалат Гадиев также отметил значимость данной дороги.

«Это значительно облегчает задачи по исследованию тех или иных исторических памятников, теперь будет очень удобно доставлять к месту исследования необходимое оборудование», — сказал он.

P. S. Асфальтирование дороги Нестеровское — Алкун — Таргим — Чми полностью завершилось 31 июля 2018 года. Местная администрация и дорожная служба отметили данное событие мавлидом. Они подчеркнули, что это значимое событие для местных жителей, которые ждали эту дорогу давно.