Дверь на засов

Самое страшное, когда люди забывают дорогу к вашему дому

На пороге самый любимый праздник ингушей — Ид аль-Фитр, или Мархаш, который свидетельствует о том, что завершился месяц Рамадан. На свою исконную родину стараются съехаться ингуши со всех уголков планеты, но находятся и такие, которые, напротив, стремятся уехать и избавиться от гостей и хлопот самым банальным образом, закрыв двери на засов.

Все мы родом из детства и прекрасно помним, с каким нетерпением ждали мы этот день, как родители готовились к празднику: обшивали своих детишек, красили и белили свои жилища, приводили в порядок дворы. В общем, не отдыхали ни минуту, чтобы встретить праздник чистыми: и в помыслах, и в делах. Так было принято.

Правда, в те годы не гонялись за заморскими «блюдами», за «брендами», за тем, чтобы удивить гостей неслыханными богатствами и интерьером. Подобные явления имеют место в нашем обществе, что свидетельствует о материальном достатке большей части нашего населения, и о погоне другой части за их стандартами.

Но вот не получается «выглядеть на сто», потому и бегут некоторые «неуспевающие» в эти праздничные дни не только из дома, но и вовсе из республики. Уж, по крайней мере, так наши соотечественники объясняют факт своего «дезертирства», ставшего в последние три-четыре года, а то и более, уже явлением в нашем обществе.

Чем же они мотивируют свои действия? Попробуем разобраться в этом. Многие ссылаются на то, что эти три дня мы занимаемся расточительством, тратим лишние деньги на еду, влезаем в долги, чтобы приукрасить своё жилище, обновить мебель, гардероб. Есть здесь своя доля правды, но нет логического объяснения, потому как не сама суть праздника требует такого подхода, а люди отягощают себя надуманными обязательствами.

Если каждый сумеет сам понять, освободиться от всякого рода надуманных догм, сможет получить ощущения радости от праздника, тогда и гости не окажутся перед закрытыми воротами.

«Не люблю Мархаш, не люблю суету, рынок, всё это изматывает так, что праздник становится не в радость», — пишет пользователь соцсетей в своих комментариях.

«Я б с удовольствием поехала куда-нибудь, но меня не пускают родители. Как это все надоело, все кому не лень идут, все на понтах, то кофе, то чай зелёный, то это не ем, то это. Я устала все это выслушивать», — делится другая.

«Сплошная нервотрёпка, а не праздник! И при всём при этом нужно ведь ещё делать вид, как будто ты всю жизнь мечтала увидеть этих гостей», — сетует третья.

А здесь проще, всё объясняется нежеланием и ленью. Не дай Аллах таких снох в дом. Где же оно, хвалёное ингушское гостеприимство? Хочется думать, что это у них по молодости, страшнее, когда так поступают люди уже в достаточно зрелом возрасте. Только бы не прогадать, не потерять свою ментальность, чтобы не смотреть потом печальным взглядом, как подрастает достойный сын или дочь в соседнем дворе, где двери, образно говоря, не запирали, традиции соблюдали и уважали, с вытекающими отсюда последствиями.

Я помню, будучи школьницей, кто-то из одноклассников попросил собрать от представителей старшего поколения разного рода народные «проклятия». То ли дядя, то ли другой родственник занимался сбором такого фольклорного материала. Вот и я попросила свою бабушку вспомнить самое страшное проклятие. Она, не мешкая, ответила: «Нитташ боалалб хьа коа» (чтобы крапивой зарос твой двор). И объяснила, что означают эти слова, что, мол, самое страшное, если люди забудут к тебе дорогу, не будут приходить в гости. Всё остальное можно пережить, сказала она мне.

Я вспоминаю эти слова каждый раз, когда слышу о закрытых воротах на Мархаш. В те годы такое явление было просто недопустимо и считалось большим позором. Дети отмахивались от таких и говорили, мол, там живут не ингуши. А между тем некоторые представители других национальностей, которые жили среди нас, в дань уважения нашим традициям покупали в эти дни конфеты и одаривали ими детишек, чтобы те не уходили с пустыми руками. А сегодня, когда вроде и не бедствуем, есть средства, чтобы накрыть праздничный стол и радушно встретить гостей, вдруг появляются псевдоидеологи, которые находят всякого рода оправдания и просто закрывают ворота. А там уже не важно, где они: на море, в санатории или ещё где-нибудь. В глазах общественности они убежали от нас с вами, от нашей общей радости, потому что у них другие ценности.

Каждый человек ваятель своей собственной судьбы, он сам избирает свой путь, сам определяет, что для него ценно, а что относительно. Но не говорить об этом, не порицать изъяны с точки зрения народного сознания — значит, согласиться с подобными явлениями, это, значит, с нашего молчания позволять пополняться рядам «отшельников».

Можно согласиться и с бесцельными затратами. Но в последние два-три года, благодаря общественному порицанию, благодаря работе наших духовных просветителей, эти проблемы практически решаются. Сегодня и сами ребята, и многие девушки осуждают бессмысленное расточительство. Тот же вопрос с платками решили сами парни, просто отказываясь их брать. Молодёжь сегодня призывает ставить национальные столы, не обременительные, доступные каждому, причём и конкурсы объявляют по этому поводу, и награды вручают. Мы писали об этом на страницах нашей газеты.

Приготовленные собственноручно лепёшки, мясо с галушками, отварная курица, пирог — кто осудит за такое кушанье? Да никто и не подумает. Не стыдно накрыть небольшой стол, стыдно его не накрыть вовсе. Просто «отшельникам» и «бегунам» удобно прикрываться лозунгами о баснословных затратах. А проблемы-то в самих людях.

Действуйте по возможностям: есть — тратьте разумно, нет — обновите старое. Ведь что может быть лучше обновлённого дома, фасада, перестиранных штор и ковров. Ведь главное в этом празднике — чистые помыслы во всём.

Как прекрасно в этот день навестить могилы своих умерших родственников, получить милость Всевышнего, в коллективной молитве попросить прощения за свои грехи, попросить благополучия для себя, для семьи и для народа. Подарить себе и родственникам три дня радости от встреч и общения, освободившись от работы, домашних проблем.

А дети? Самые счастливые для них, самые долгожданные праздники. Как перед ними закрывать двери? Они же словно одуванчики весной, яркие, счастливые, закатывают во двор толпой и галдят, щебечут, ждут не только конфет, но и комплиментов, добрых слов. Их ведь сладостями уже не удивишь, им важен сам процесс участия в празднике и всеобщей радости. Разве это не красиво? Если сбежать и от этого, то какие ценности вы оставляете свои детям? Они-то первыми вас и упрекнут.

А я люблю всё: и подготовку к празднику, и уборку в доме, и желание выглядеть красиво и изящно. Это можно сделать, затратив минимум средств.

Бегство от этого самого дорогого во всех отношениях праздника, можно объяснить только нелюбовью к гостям. Хотя бы эти три дня, предоставленные нам Всевышним, нужно беречь гостей. Они-то и поесть не успевают, если только чай попросят, потому как навестить торопятся многих.

Но всё же из ста человек найдётся тот, кого ты давно хотела увидеть, кто захочет посидеть с тобой, отвести душу. А сколько впечатлений и радости от этого общения! Прямо заряд бодрости до следующих праздников. Да и в гости никто насильно не ходит, гость чувствует, что он не нужен. А если вы ворота закроете сегодня, завтра и тропа к дому зарастёт, а там и до крапивы недалеко.

Всё же радует, что большинство думает иначе. «Всеобщая радость и для взрослых, и для детей, и для молодёжи, для всех, кто любит людей», — пишет еще один пользователь сети.

«Сегодня никого ничем не удивишь, люди сыты, они не приходят к вам оценивать вашу мебель, посуду, гардероб и стол. Им просто нужна ваша улыбка, ваше человеколюбие, ингушский юмор», — дополняет его следующий.

«А я рада, что ко мне толпами гости идут, еле успеваем посуду со стола убирать. Ничего покупного, все готовим сами — и торты и хлеб. Заранее планирую финансы и на Мархаш, и на море. Гостям говорю приятного аппетита, никто ничей стол не обсуждает. Я жду этот праздник. А море пусть греется, успеем ещё нырнуть! Главное сохранить традиции и передать их следующим поколениям, чтобы не рушилось наше, национальное!»