«Терпение — это мужество»

«Сабар» (терпение) — как высшая ценность ингушского народа

«Сабар» (терпимость) является основной добродетелью ингушского народа, в которой сконцентрированы сила и величие духа, венчающей собою всю систему ингушского этикета (эздел). Человек, обладающий терпением, считается  достойнейшим, отвечающим всем нравственным требованиям и уважающим позиции и ценности других людей.

Сегодня уже стало привычным терпимость понимать под словом «толерантность». Хотя стали докучать дискуссионные споры по поводу того, что обозначает это слово. Бытует мнение, что оно граничит с безразличием, с беспринципностью, учит приспосабливаться к жизни и тому подобное. Бесспорно, каждому обозначению можно дать своё истолкование. Но уже общепринято и понятно, что толерантность употребляется как «терпимость» и подразумевает под собой не уступку чужим убеждениям или навязывание своих, не снисхождение и потворство, не терпимость к социальной несправедливости, а терпимость в смысле уважения человеческого достоинства, бережное отношение к человеческим душам, проще говоря — умение жить с людьми.

16 ноября 1995 года странами ЮНЕСКО была подписана Декларация принципов терпимости. С того времени эта дата стала Международным днём толерантности. Но проблемы терпения, ненасилия тревожили передовые умы человечества не один век. Ими занимались известные философы и просветители. В Испании даже сооружён памятник толерантности, который стоит вот уже более 500 лет. Каждый имеет право трактовать понятия «толерантность» и «терпение» так, как он это понимает, но мы будем рассматривать их с точки зрения ингушского осмысления слова «терпимость».

А в этикете ингушского народа понятие «терпимость» испокон веков было вложено в ёмкое и многогранное слово «сабар», которое, можно с уверенностью сказать, венчает всю систему ингушского этикета «эздел» (комплекс духовно-нравственных норм ингушского народа).

«Сабар» подразумевает уважение и принятие других такими, какие они есть. Это качество отнюдь не ущемляет индивидуальность, а скорее всего, подчеркивает её зрелость, ценностные взгляды сформировавшейся личности на мир и уважение к ценностям других людей.

«Сабар» — это высшая добродетель ингушского этикета, высшая ценность человеческого сознания. Человек, обладающий терпением, считается в ингушском обществе достойнейшим, отвечающим всем нравственным требованиям, подразумевается присутствие в нём таких качеств, как великодушие, мужество и добродетель — самое возвышенное и прекрасное в человеке.

Терпение — это одна из высочайших степеней веры ислама. Всевышний Аллах упомянул о терпении в более чем девяноста аятах Своей Книги, и установил за него большую награду.

Народная мудрость посвятила немало пословиц понятию «сабар»: «Сабар — денал да» (сабар — это мужество); «Сабар — ясмален д1оаг1а» (сдержанность — ключ от рая); «Сабар — Даьлагара, сихал — шейтIагара» (терпение — от Бога, горячность — от шайтана), «Сабар ден саг — эздий саг ва» (обладающий терпением — достойнейший человек) и т. д. Хочется добавить сюда и выдержки из любимого, я бы сказала народного, романа ингушского писателя Идриса Базоркина «Из тьмы веков», которые тоже отражают «терпимость» как высшую ценность в личности человека.

«Турс, быстрая речка до моря не добегает!.. Запомни: из всего, что мы говорили, самое важное — терпение!». «Стоявший рядом Гойтемир возносил благодарение Богу... за ниспослание терпения, которое позволило ему сдержать себя...». «А Калоя, если б он жил в старое время, называли бы нартом! Вот что могут сделать терпение и любовь...». «Когда меня били на празднике рода Романы-царя, я вспомнил это и сказал себе: нет, не мой это день, а их, и... стерпел... И хочу вам сказать: терпение — это ведь тоже мужество!».

Следует сказать, что человек, обладающий этим качеством, в представлении ингушского народа не просто «молчаливый», беспринципный и безразличный субъект, а личность, вполне образованная, интеллектуальная, имеющая чёткую позицию и уверенная в себе. Причём такая личность свободна в общении, открыта для диалога, умеет грамотно самовыражаться, признаёт и понимает мнение, отличающееся от его собственного. Обладающий «сабар» благороден и сдержан в высказываниях, ему присуща мудрость и простота. Этими качествами он пленит людей и заставляет их невольно прислушиваться к себе и ориентироваться на себя.

Словом, «сабар» является основной добродетелью ингушского народа, в которой сконцентрированы сила и величие духа. Можно сказать, жизненная позиция зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, но одновременно уважающей позиции и ценности других людей, поддерживающей в человеке его свободу и его достоинство.

Терпимость в этикете ингушского народа не выдуманная категория, чтобы отдать «дань моде», а идущая из глубины веков основа миролюбивого сосуществования с другими членами общества, выработанная самой природой человеческого общежития. Какие бы жизненные перипетии ни ломали ход естественного развития общества, люди приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должны уступать место более высоким ценностям: умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.

Естественно, это качество не возникает на пустом месте и не появляется извне. Как и любое социальное качество, «сабар» (толерантность, терпение) — это активная нравственная позиция, которая формируется в семье, в школе, окружающей нас действительностью и самосознанием самого человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что «сабар» — это некий идеал, несущий в себе общечеловеческие ценности, представления народа о прекрасном и возвышенном, совершенство, к которому следует стремиться. Это понимали и понимают в ингушском обществе, отводя основную роль в формировании личности категории «сабар».