Сколько виться сизому «Облаку»?

Роспотребнадзор обещал снять «неправильный» баннер после обращения газеты «Ингушетия»

Жажда наживы нередко толкает наших сограждан на коммерческие затеи, в итоге ведущие к пропаганде вредных привычек. Мы предлагаем убедиться в этом вместе с газетой «Ингушетия» на примере одного рекламного баннера.

На одном из оживленных участков Назрани предприимчивый бизнесмен Магомед (фамилию газете «Ингушетия» отказался называть) открыл бар электронных сигарет, который сопроводил смелым баннером, который так и зовет всех стать «модными» вайперами (электронными курильщиками).

Прежде чем обратиться к владельцу курительного заведения, газета «Ингушетия» выясняла законность подобной рекламы и адресовала возникшие сомнения Управлению Роспотребнадзора России по Ингушетии. Вместе с вопросом мы приложили и собственноручно выполненную фотографию баннера. И, действительно, не всё ладно оказалось с этим рекламным щитом.

Заместитель начальника отдела защиты прав потребителей управления Яхья Шадиев определил рекламу, размещенную на данном баннере, однозначно незаконной.

— Это является прямым нарушением действующего законодательства о рекламе. Согласно федеральному закону «О рекламе», наряду с табачными изделиями, не допускается и реклама каких-либо курительных принадлежностей, кальянов, трубок. К самой реализации электронных сигарет мы придраться не можем — законом она легализована, — отметил Яхья Шадиев.

В Роспотребнадзоре пригрозили не только комментарием для нашей газеты, но и обязательной ведомственной проверкой.

— Уже один запрос вашей газеты является для нас сигналом. К сожалению, работу нашего ведомства сильно сковывает закон, в частности, 294-ый федеральный закон, защищающий интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Если даже речь идет об угрозе человеческой жизни, управлению необходимо согласовать адресный визит специалистов с прокуратурой. Только с её одобрения мы можем явиться с проверкой в любой магазин или бар, или же нам необходимо обращение заявителя, достаточно и публикации СМИ или запроса, подобного вашему. В данном случае обращение газеты «Ингушетия» станет сигналом для нашего фактического реагирования, — отметил собеседник.

Яхья Шадиев уверяет, что владельца курительного бара «Облако» ждет трехдневное предписание о демонтаже баннера и штраф.

— Ожидаемо, уже на следующей неделе этого рекламного щита там быть не должно. В свою очередь хотелось бы призвать жителей республики активнее реагировать на подобные явления, что и помогло бы нашей работе, — сказал он по этому поводу.

Также газета «Ингушетия» решила выяснить, как баннер связан с пропагандой курения. В этом с нами не случайно разбиралась психолог центра психолого-педагогической реабилитации при Минобрнауки РИ Лиза Додова, так как основное направление ее работы связано с пагубными привычками — курением и наркозависимостью.

— Содержимое такого баннера называют «банализацией зла», когда негативное явление пытаются преподнести как простое и распространённое. Сегодня защитники электронных сигарет апеллируют тем, что они якобы помогают отказаться от табачных сигарет, но это не так. Доказано, что нет случаев подобного излечения.

Это отнюдь не альтернатива курению, а прямая его пропаганда. Эти же электронные сигареты бывают и с содержанием никотина, и какой же это тогда отказ от никотина? Реклама на данном баннере направляет к распространению курения. Щит вывесили в местечке с большой проходимостью — одно это может наталкивать прохожих к формированию положительного мнения о курении, а ведь среди них есть и дети, и подростки, — заключила психолог.

Но вернемся к Магомеду, владельцу бара, который после нашего звонка не отказался от телефонной беседы. На вопрос о незаконности рекламы на баннере, Магомед (фамилию отказался назвать) ответил удивлением, и разговор даже мог не состояться, ведь на слово «бар» он отреагировал бурно, сказав, что обратились к нему не по адресу. Только после повторного упоминания об электронных сигаретах бизнесмен не стал отрицать принадлежность ему заведения и рекламного щита, но незаконных действий за собой нигде не усмотрел. На мой вопрос Магомед отвечал вопросами.

— А где это прописано, что такая реклама незаконна?! Во всем мире есть такие же заведения. И почему вы обратились именно ко мне? Сейчас многие их курят, — сказал он.

На вопрос о том, посещают ли бар дети и подростки, Магомед отвечает отрицательно, уверяя, что возраст его клиентов начинается с 18 лет. Он признаётся, что не испытывает проблем с посетителями, и в подтверждение сказанному хвастается еще двумя такими же заведениями в Назрани. Предприниматель не скрывает, что среди его ассортимента есть электронные сигареты с никотином. Когда же речь зашла о пагубных последствиях его рекламы, идущей вразрез с местными обычаями и ценностями ислама, Магомед умолк, бросив телефонную трубку.

Газета «Ингушетия», в свою очередь, будет следить за дальнейшей судьбой «облачного» баннера.