Саван должен быть у всех

Рассказ того, кто провожает людей в последний путь

Обычно все люди стараются удалиться от всего, что напоминает о смерти. В отличие от них, наша героиня Марьям стремится чаще с ней встречаться. Богоугодное дело, которым она занимается, позволяет ей увидеть тонкую грань между жизнью и смертью. Из этих наблюдений она извлекает пользу для себя. Вот уже несколько лет Марьям омывает покойниц по исламским канонам.

— Примерно в пятом классе у меня появилась мечта изучать ислам и научиться читать Коран. Тогда, услышав религиозные тексты на арабском языке, меня пробирала дрожь. В нашей семье ислам играл ведущую роль. Мой отец усердно поклонялся Всевышнему, он тесно общался с ингушскими религиозными учеными. И у нас с малых лет начинали молиться и соблюдать каноны религии, — рассказывает Марьям.

— Наверное, благодаря этому у меня возникла тяга не только к исламским знаниям, но и к такому важному ритуалу, как подготовка покойника к захоронению. За этими знаниями я поступила в медресе.

Именно в медресе я впервые узнала, что лучше всего, когда покойника купают его близкие люди, как дочь свою мать, сестра сестру, племянница тетю. И вот тогда я решила, что будет лучше, если я искупаю сама свою мать, а потом и меня искупает моя сестра. Также я узнала о высокой награде за проведение этого предпогребального ритуала. Отдельная награда полагается за омытие водой, отдельная награда за протирание полотенцем, отдельная награда за плетение кос у женщин, за заворачивание в саван. За каждое твое действие полагается своя, особая, награда.

Преподаватель медресе нас обучил четырем обязательствам живых перед мертвыми — это купание покойника с заворачиванием в саван, рытье могилы для него, совершение заупокойной молитвы и захоронение.

Меня подвигли изучить ритуал омовения покойников и мысли о моей матери. Я чувствовала, что лично обязана ее искупать и проводить. Лет в десять я участвовала в омовении моей бабушки. Какого-то неприятия или ужаса от самого процесса я, несмотря на свой возраст, не испытала. И когда матери не стало, мы с сестрой ее искупали. Нам помогала женщина, которая в этом разбиралась — она нас направляла, а мы всё делали сами.

В детстве у нас в селе произошел случай, который также убедил меня в том, что ничего лучше купания покойницы ее же родственницами, нет. Инцидент случился после того, как одна пожилая женщина, которая занималась омовением покойниц, на одних похоронах начала рассказывать нелицеприятные вещи о состоянии тела покойницы, которую она до этого искупала. Это приобрело огласку и многих людей привело в расстройство.

Хотя, согласно исламу, нельзя раскрывать никакие изъяны покойного, будь то физические недостатки или недостатки по части личной гигиены. А вот если бы эта женщина доводилась родственницей покойной, то этого, конечно, не произошло бы. Поэтому, мне кажется, близкие люди даже как-то обязаны сами провести омовение. Умершие имеют ведь права на нас, живых. А твой родной человек больше всех имеет на тебя права.

Как-то зимой к нам пришел знакомый мужа, у которого скончалась родственница, и попросил меня омыть ее тело. На то время я успела омыть только свою мать. Наверное, этого человека побудило обратиться именно ко мне то, что я обучалась в медресе. У людей принято считать, что если ты посещал духовное училище, то знаешь все основополагающие моменты из поклонения, обрядов мусульман.

Вот тогда я в первый раз решилась омыть незнакомую мне при ее жизни женщину. Я почувствовала, что должна помочь, ведь все верующие приходятся друг другу братьями и сестрами.

Это была бабушка лет семидесяти. Скажу честно, у меня было сильное волнение, ведь мне в первый раз пришлось самостоятельно это делать. Когда я зашла в дом, то даже захотелось уйти. Но я была уверена, что Всевышний мне поможет в этом благом деле, и приступила к омовению. И с тех пор, вот уже несколько лет, я провожу омовение покойных женщин. В основном, это незнакомые мне при жизни женщины.

Когда ты видишь беспомощность лежащего перед тобой покойника, то осознаешь всю ответственность перед ним и стараешься сделать всё как можно лучше. Понимаешь то, что и ты окажешься на этом же месте и также будешь кем-то омыт.

Это также позволяет оказаться на грани между жизнью и смертью. И каждый раз служит для меня напоминанием о загробной жизни, о расчете, который нас ожидает. Осознаешь, что тебя ждет то же самое, что и этого покойника. Это особое непередаваемое состояние, когда ты вспоминаешь о своем Господе.

Также у меня есть и другая миссия — наставника, ведь многие люди оказываются в отчаянии после смерти близкого человека. Я стараюсь успокоить, сделать напоминание им. Твои слова для них действительно становятся поддержкой.

Был случай с кончиной одной женщины. Ее дочка просто обняла тело матери и не отходила от него. Она была убита горем. Сжав сердце в кулак, я посоветовала ей покинуть комнату, где находилось тело ее матери, но девушка даже не понимала, о чем я говорю. Я поняла, что есть только один выход — поставить ее рядом с собой для проведения омовения. Она этому даже обрадовалась и, на удивление всем, очень мне помогла. В этом она нашла и успокоение.

Само наблюдение за моментом, когда жизнь покидает людей, когда они ожидают встречи с Господом, помогает и мне следовать правильным путем. Мы всегда должны готовиться к своей смерти.

Недавно моя родственница, молодая и здоровая женщина, покупая себе саван, предложила купить его и мне. Я, конечно, согласилась. Саван должен быть у всех.

А вообще мне хотелось бы, чтобы люди больше стремились обучиться этому богоугодному делу. Во-первых, это наш долг, особенно перед близкими. Во-вторых, это делает нас ближе к Всевышнему.