Счастливой всем дороги

Работники Госавтоинспекции отмечают свой профессиональный праздник

Практически у каждой профессии есть свой особый день в году. Есть он и у сотрудников Госавтоинспекции. Это 3 июля. Именно в этот день они отмечают День ГИБДД (ГАИ).

Эта дата постоянная и из года в год не меняется — другими словами, она прочно зафиксирована в праздничном календаре, хотя и не является официальным выходным днём. Но от этого День ГИБДД не становится менее значимым, ведь цель данного праздника — напомнить обществу о важной роли этой структуры в обеспечении безопасности дорожного движения.

ГИБДД (Государственная инспекция безопасности дорожного движения) — орган, осуществляющий надзор и контроль над транспортными средствами, соблюдением правил управления ими и их эксплуатации. Он также предоставляет ряд разрешительных документов, связанных с перемещением грузов, перевозкой пассажиров и установкой различных конструкций около мест движения.

Автоинспекторы следят за соблюдением многочисленных правил дорожного движения, имеют право штрафовать и задерживать нарушителей. ГИБДД выполняет задачи по предотвращению и оформлению дорожно-транспортных происшествий, сопровождению грузов и колонн, а также обеспечивает безопасность на магистралях.

Историки считают, что первые правила дорожного движения были разработаны в Древнем Риме под руководством Гая Юлия Цезаря. Согласно этим правилам транспорт разделялся на категории: лошади, коляски, колесницы, носилки и телеги. При этом женщинам запрещалось управлять колесницами. Чтобы управлять велосипедом, в конце XIX века в России требовалось специальное разрешение. Водители велосипедов сдавали экзамен, после чего получали специальный документ и номера на свое транспортное средство.

Более 80 лет назад в Советском Союзе появилась первая Государственная автомобильная инспекция, однако в 1998 году власти решили переименовать ГАИ в ГИБДД, посчитав, что «Государственная инспекция безопасности дорожного движения» лучше отражает суть деятельности ее сотрудников. А уже в 2002-м ведомству было решено вернуть старое название, а точнее дать службе второе официальное историческое наименование — Госавтоинспекция (ГАИ).

Сегодня сотрудники Госавтоинспекции не только регулируют дорожное движение и пресекают нарушения, но и проводят целый комплекс мероприятий по вопросам безопасности дорожного движения.

По традиции те сотрудники ГАИ, которым посчастливилось отмечать свой праздник на службе, надевают в этот день парадную белую форму. Именно в таком белоснежном костюме застали мы сегодня на рабочем месте заслуженного ветерана ГАИ, полковника полиции Башира Гамботова, который отдал этой службе более сорока лет.

— В праздничные дни принято говорить о каких-то достижениях и успехах и поздравлять своих коллег, — говорит Башир Ахметович, — но работникам ГАИ даже в праздники нельзя расслабляться. Тем более что с каждым годом численность транспорта на дорогах нашей республики увеличивается, и движение, соответственно, становится более интенсивным. Поэтому работе рядового госавтоинспектора не позавидуешь, она крайне трудна. В жару и холод он стоит на дороге, оберегая безопасность участников дорожного движения. Должен заметить, что, находясь на службе, инспектор пресекает не только нарушения ПДД. Не редки случаи, когда сотрудники ГИБДД выявляют и другие преступления — незаконную перевозку наркотических средств, природных ресурсов и контрабанды, а также задерживают угонщиков чужих автомобилей и т. д.

По словам нашего собеседника, на сегодняшний день автоинспекция имеет современный автотранспорт, новейшие технические средства фиксации нарушений и информации. С их помощью работники ГАИ проводят множество общественных акций, направленных на повышение правового сознания и законопослушности граждан.

— К примеру, с начала лета весь состав комитета ветеранов, председателем которого я являюсь, начал проводить в автошколах и средних специальных учебных заведениях республики различные профилактические мероприятия и занятия по снижению дорожно-транспортных происшествий, — говорит Башир Ахметович. — На таких встречах с молодежью мы, как обычно, объясняем, что без водительского удостоверения за руль автомобиля садиться нельзя, и на примере показываем, насколько опасно ездить за рулем в нетрезвом состоянии и без пристёгнутого ремня безопасности. Такими же прописными истинами являются для всех водителей соблюдение правил дорожного движения в плане запрета выезда на встречную полосу и на красный свет светофора.

Рассказывая о многолетней работе в ГАИ, Башир Гамботов вспомнил свои молодые годы и время учебы в высшей школе ГАИ МВД СССР, единственного на тот период учебного заведения подобного рода, когда человеческие качества сотрудников силовых органов ставились выше любых других ценностей.

— Первое образование и звание лейтенанта я получил в городе Орле, — рассказывает Башир, — затем окончил Северо-Осетинский государственный университет и защитил диплом юриста-экономиста в Дагестанском государственном университете. И за все время учебы и работы я понял одну непреходящую истину, что соблюдение правил, какой бы области они ни касались, обеспечивает человеку благополучную жизнь. И к этому я призываю сегодняшних сотрудников ГАИ и студентов, с которыми я работаю по определенным часам. Я преподаю в Назрановском аграрном колледже уголовное право, административное право и основы воинской службы.

Необходимо отметить, что после осетино-ингушского конфликта осени 1992 года, когда поголовно всё население ингушской национальности, проживавшее на территории Осетии, вынуждено было переселиться в Ингушетию, за плечами капитана Башира Гамботова был опыт работы в органах соседней республики более пятнадцати лет. И с такими данными ему не составило большого труда найти себе применение, тем более что тогда вновь образованная республика нуждалась в хороших и надежных кадрах.

В разговоре между праздничной конференцией и торжественной линейкой, организованной председателем Совета ветеранов в честь дня работников ГАИ, Башир Ахметович привел такие цифры, которые говорили, что основной причиной аварий на дорогах является превышение скоростного режима. И в этой части он назвал приоритетными задачи по профилактике вопросов соблюдения ограничений скорости водителями всех действующих категорий.

— Больнее всего мы воспринимаем трагические ситуации на дорогах, когда в авариях погибают дети, — говорит Башир. — И в большинстве случаев причиной серьезных аварий является превышение скорости. Поэтому взрослым давно уже пора усвоить, что в их руках находится не только руль автомобиля, но и жизнь своих пассажиров и других участников дорожного движения. Особенно важно помнить, что дети — это наше будущее, которое мы должны беречь.

Немаловажным условием в работе управления автотранспортом Башир Ахметович назвал вежливые отношения между участниками дорожного движения, особенно на пешеходных переходах, где по последним правилам автомобилисты должны пропускать пешеходов.

Как рассказал Б. Гамботов, на официальном сайте Госавтоинспекции МВД России недавно завершился социологический опрос, определивший отношение автолюбителей к использованию мобильных устройств за рулем во время движения. Опрос проводился в течение месяца, в нем приняли участие более пятидесяти тысяч респондентов.

— Посетителям официального сайта предлагалось выразить мнение относительно того, влияет ли использование мобильных устройств за рулем на безопасность дорожного движения, — пояснил Башир Ахметович. — И большинство участников опроса сошлось во мнении, что это опасно и может привести к дорожно-транспортным происшествиям. Чуть более четверти опрошенных считают, что это безопасно только при использовании технического устройства, позволяющего вести телефонные разговоры без использования рук.

По словам полковника полиции, результаты опроса позволяют сделать вывод, что большинство водителей осознают опасность использования гаджетов в процессе участия в дорожном движении, но, как показывает практика, при этом многие все же не готовы отказаться от мобильных устройств за рулем в пользу безопасности, недооценивая возможные последствия.

И в этой связи Госавтоинспекция МВД России обращает внимание и водителей, и пешеходов, что использование смартфонов в процессе участия в дорожном движении не может быть безопасным. Единственным приемлемым вариантом общения по мобильному телефону для водителя является только разговор в спокойной обстановке в автомобиле, припаркованном на обочине, а для пешехода — вне зоны проезжей части.

— Есть ещё одно обстоятельство, которое очень негативно сказывается в дальнейшем, и поэтому я хотел бы сейчас его озвучить, — сказал Б. Гамботов. — Дело в том, что в последнее время мы не раз наблюдаем такую картину, когда ребенок, оставленный родителями в салоне запертого автомобиля без присмотра, подвергается серьезной опасности. Состояние ребенка в такой ситуации может резко ухудшиться: он может задохнуться, потерять сознание, перегреться или, наоборот, замерзнуть, а также причинить себе вред посторонними предметами. Все это может привести к трагическим последствиям. С учетом приведенных примеров, хотел бы призвать всех участников дорожного движения не оставаться равнодушными к подобным ситуациям. А если кто-то из вас совершенно случайно стал свидетелем такого случая, попробуйте объяснить взрослому, к чему могут привести подобные действия. Если же вы увидели автомобиль, в салоне которого ребенок находится один, незамедлительно сообщите об этом в полицию.

Как нам удалось узнать, согласно пункту 12.8 ПДД РФ запрещается оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше семи лет в отсутствие совершеннолетнего лица. В зависимости от ситуации действия родителей могут быть квалифицированы по ст. 125 УК РФ («Оставление в опасности»). Максимальное наказание — лишение свободы сроком до 1 года. Кроме того, беспечных родителей могут оштрафовать по пункту 1 статьи 12.19 КоАП РФ («Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств») и пункту 1 статьи 5.35 («Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних»).

— Сотрудник автоинспекции — ответственная и трудная работа, которая требует от работника максимальной отдачи сил и энергии, — говорит Башир Ахметович, — поэтому сегодня, пользуясь случаем, я хотел бы поздравить с Днём ГАИ своих уважаемых коллег, особенно наших ветеранов, внесших большой личный вклад в укрепление правопорядка и безопасности дорожного движения, и пожелать им долгих лет жизни.