Истоки нравственности

Проявление уважения к пожилому человеку — признак почитания Аллаха

Одним из основополагающих принципов ингушской культуры является весьма распространенная на Кавказе геронтократия — уважение к возрасту, годам, почитание пожилых и мудрых людей, беспрекословное выполнение их желаний и указаний.

В ингушской этике отношения «старший — младший» занимают одно из центральных мест. Вообще вся наша жизнь подчинена принципам общений между старшими и младшими. Отношения между ингушами всегда, испокон веков, строились на основе взаимоуважения и толерантности. Ревностное отношение ингушей к соблюдению правил национальной этики столь велико, что нарушение или игнорирование их делает человека как бы неполноценным.

В исламе уважение к старшим, обладающим знаниями, теми или иными достоинствами, рассматривается как одна из основных нравственных норм. Соблюдение этой нормы дает право человеку называться членом мусульманского общества, тогда как несоблюдение ее лишает его не только этого права, но и чести принадлежать к мусульманской умме, на что указывают слова Посланника Аллаха (салаллах1у алейх1и ва саллам): «Не относится к общине моей тот, кто не уважает старших среди нас, не жалеет младших и не отдает должное тем, кто обладает знанием» (Ахмад ат-Табарани). Анас ибн Малик сообщает, что Пророк Аллаха (салаллах1у алейх1и ва саллам) сказал: «Молодому человеку, проявившему уважение к старику за преклонный возраст, в старости Господь пошлет людей, которые будут ухаживать за ним» (ат-Табарани).

При этом сам Пророк Аллаха (салаллах1у алейх1и ва саллам) призывает отдавать должное любому старику, независимо от национальности и вероисповедания. «Клянусь Тем, в чьей руке моя душа, Аллах не лишит своей милости того, кто милосерден». Сподвижники сказали: «Каждый из нас проявляет милосердие». Пророк ответил: «Не милосерден к своему брату, а милосерден ко всем людям» (Анас ибн Малик).

Аль-Ашари приводит следующее изречение Пророка (салаллах1у алейх1и ва саллам): «Уважение к седовласому старику — признак преклонения перед Аллахом» (Абу Дауд). Это указывает на то, что проявление почитания и уважения к старикам — способ показать свое преклонение перед Аллахом. Таким образом Посланник Аллаха (салаллах1у алейх1и ва саллам) наставляет молодежь почитать и уважать пожилых людей, ибо завтра они сами станут такими же стариками. Неуклонное следование этим наставлениям помогает поддерживать связь поколений и атмосферу любви и взаимопонимания между стариками и молодежью.

В своих многочисленных хадисах Пророк (салаллах1у алейх1и ва саллам) дает практические рекомендации правил поведения, и первой из них называет уважение младшего к старшему. Когда решался вопрос о том, кто возглавит молитву, он велел отдавать предпочтение старшему. «Когда наступит время молитвы, то пусть кто-либо из вас произнесет азан, а имамом станет самый старший из вас» (Аль-Бухари).

Точно так же первоочередность старшего перед младшим должна соблюдаться и во всех других жизненных ситуациях, в знак уважения к возрасту. Ислам всегда облегчает требования к людям старшего поколения, если есть уважительная причина. Старики освобождаются от обязанности поститься в месяц Рамадан, если им тяжело, они обязаны выплатить каффарат за каждый пропущенный день. Если старый человек не может молиться стоя, ему разрешается сидеть, а если и это невозможно, то он может молиться лежа на боку. Ислам разрешает старикам, не имеющим физической возможности совершить хадж, возложить эту обязанность на другого человека. Это всего лишь несколько примеров мягкости, милосердия и уважения Пророка Мухаммада (салаллах1у алейх1и ва саллам) к пожилым людям, но они дают нам, мусульманам, и всем людям полное представление о том, как относиться к старикам, и являются примером, которому мы должны неуклонно следовать. Подобная забота о пожилых людях отвечает исламскому принципу уважения человеческого достоинства, а также духу солидарности и милосердия, которые должны царить в любом цивилизованном обществе.

В мусульманских странах редко встречаются дома престарелых, а в нашей республике, к счастью, они вообще отсутствуют. Для нас, жителей Ингушетии, какой бы национальности и вероисповедания они ни были, забота о пожилых людях считается честью. Считается недостойным высказывать какое-либо недовольство и раздражение, когда со стариками становится сложно общаться, поскольку в этом нет их вины. Они часто болеют, плохо видят и слышат. Их раздражает малейший шум. Именно поэтому мы должны с пониманием отнестись к старческим капризам.

Проявление уважения к старшим в обществе является показателем уровня прогресса этого общества, свидетельством усвоения основ нравственности его членами и отличительным признаком их воспитанности и великодушия.

Да поможет нам Всевышний Аллах должным образом оказывать почтение и уважение старикам, людям пожилого возраста, и тем самым добиться довольства нашего Создателя.