150 миллионов за «Чечевицу»

Приближается 74-я годовщина сталинской депортации ингушей в Среднюю Азию и Казахстан

В этом году ингушский народ отмечает 74-ю годовщину сталинской депортации. По распоряжению руководства СССР в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года была произведена массовая высылка ингушей в Среднюю Азию и Казахстан.

По официальной версии, 31 января 1944 года было принято постановление ГКО СССР № 5073 об упразднении Чечено-Ингушской АССР и депортации ее населения якобы «за пособничество фашистским оккупантам». Результат тщательного анализа всего уникального богатства спецхранов на тему предательства однозначен: ни в одном из самых засекреченных документов, включая пресловутые «особые папки» Политбюро, не обнаружены доказательства вины ингушского народа (см.: Н. Зенькович. «Тайны ушедшего века. Границы. Споры. Обиды». М.: Олма-Пресс, 2004. С. 569-570).

Циничные обвинения были выдвинуты против целого народа, несмотря на то, что с первых дней Великой Отечественной войны тысячи ингушей героически сражались на фронтах, защищая Родину от фашистских захватчиков. Для оправдания действий «машины депортации» и реализации доктрины «неблагонадежности народов» война стала идеальным фоном. ЧИАССР была упразднена, а ее территория разделена между соседними регионами — Дагестаном, Северной Осетией и Ставропольем. В результате проведённой силами НКВД спецоперации под кодовым названием «Чечевица», в течение нескольких дней было выселено 134178 ингушей (ГАРФ, Ф. Р-9479, оп. 1, д. 925. л. 125). Только в ходе операции, по официальным данным, были убиты 780 человек, арестовано 2016 «антисоветских элементов». Десятки тысяч человек из числа депортированных умерли уже на пути к месту высылки, еще десятки тысяч потеряли свои жизни в первые годы ссылки от холода, голода и болезней. Согласно этой же справке, на 1 января 1954 г. на учете состояло уже только 85000 ингушей. Трагедия репрессированного народа — это двойное горе, потому что нет большего несчастья для нации, чем потерять родину.

Сегодня, когда в нашей стране судорожно ищут объединяющую все слои общества национальную идею, многие псевдопатриоты почему-то вытаскивают на свет божий тень «вождя народов» Сталина, который якобы своей железной рукой чуть ли не заставил советских бойцов и командиров воевать, что в итоге, дескать, и позволило одолеть фашизм. Что ж, у нас демократическое государство, и с плюрализмом мнений приходится считаться. Другое дело, когда этот «плюрализм» пытаются использовать, чтобы оправдать варварство Иосифа Джугашвили и его сатрапов в отношении целых народов, у которых отняли Родину, навесив им ярлык «врагов народа». «Толерантности» здесь (по крайней мере, от ингушей) эти «эксперты» и «аналитики», расплодившиеся как тараканы на грязной кухне, не дождутся.

Вообще, сама идея ссылки «непокорных» народов была не нова в годы правления Сталина: ее осуществляли на практике (хоть и в меньших масштабах) еще в 19 веке. Допустив в начале Великой Отечественной войны фатальную стратегическую ошибку, сталинское окружение вдруг (надо же!) вспомнило о вековых ценностях, религиозных и патриотических чувствах людей, которые после предельной концентрации напряжения, нечеловеческих усилий на передовой и в тылу, в конце концов, выровняли, а потом переломили ситуацию на фронтах. И тогда вождю народов потребовались виновные, чтобы переложить с себя на них вину за гибель миллионов в «котлах». И покатилось! К началу 1944 уже были выселены более 70 тыс. карачаевцев, лишены своего крова почти 94 тысячи калмыков. Сотни эшелонов, транспорт, тысячи бойцов с передовой бросили в глубокий тыл на осуществление депортации.

Архивные материалы наглядно свидетельствуют о том, что акция по выселению народов, в том числе и ингушей с чеченцами, была заранее спланирована. С каждым документом, касающимся депортации народов, Сталин знакомился лично, заверяя своей подписью, каждому из них он давал путевку в жизнь. Свои злодеяния против народов он представил как меры по обеспечению безопасности страны, повсюду был распространен тезис «о неблагонадежной обстановке», что положение в ЧИАССР, КБАССР и в Карачаевской области «угрожает» тылу Красной Армии, которая в то время, как известно, не только полностью изгнала фашистов с Северного Кавказа, но уже освобождала от оккупантов Правобережную Украину. Еще задолго до выселения ингушей и чеченцев войска НКВД под предлогом борьбы с бандитизмом сплошь и рядом учиняли в республике террор и насилие над мирным населением, провоцируя вспышки недовольства, готовя тем самым «обоснование» предстоящей жестокой акции. Карачаевцев выслали перед 7 ноября, калмыков — под Новый год (28-29 декабря 1943 г.), балкарцев — 8 марта. Соответственно количеству выселяемых граждан были распределены и оперативные средства и силы. Ведомство Берии списало более 150 млн рублей, в которые якобы обошлось стране спецпереселение (и здесь без коррупции не обошлось!). На эти деньги можно было построить более 700 танков Т-34. Наступил и для ингушей с чеченцами «праздничный» день — 23 февраля 1944 года...

Для жителя села Экажево Магомеда Яхьяевича Толдиева эта дата стала двойным днем рождения. Он появился на свет аккурат в момент депортации ингушей. В ту особо лютую, морозную ночь, когда людей, еще не до конца осознающих, что с ними происходит, энкавэдэшники заталкивали в вагоны-телятники, у Фуны Бековой — жены Яхьи Толдиева — родился долгожданный первенец. Тяжелые схватки предательски начались во время всеобщей вакханалии, когда в воздухе витал человеконенавистнический дух, все вокруг кричали, стонали, взывая о помощи к Всевышнему. Младенческий крик возвестил о появлении на свет нового человека. Что чувствовала в эту минуту мать новорожденного? Облегчение, боль, ужас — наверное, все перемешалось в ее душе, когда какой-то чрезмерно ретивый солдафон в порыве служебного рвения вырвал из ее рук укутанный в подвернувшееся тряпье маленький комочек и выбросил в снег.

«Их надо убивать при рождении» — резанули слух матери и отца ребенка чудовищные слова, брошенные воякой. Случай в нашей жизни порой играет судьбоносную роль. Когда разворачивалась эта сцена убийства, рядом проходил один офицер, грузин по национальности. Подобрав замерзающего младенца и гневно взглянув на убийцу, он спросил его:

— Как тебя зовут?

— Вася, — ответил тот.

— Значит, и он будет Васей, — спокойно сказал офицер и протянул ребенка матери, исступленно взиравшей на происходившее.

Мальчика все же назвали Магомедом. Следствием первых, самых драматических минут его жизни стало переохлаждение, сказавшееся на здоровье: его всю жизнь мучают боли в ногах, он сумел победить такую страшную болезнь, как сибирская язва, перенес множество операций.

Многие односельчане с благодарностью вспоминают его отца — Яхью, который, будучи в ссылке завскладом зернохранилища, рискуя жизнью, выносил, пряча в карманах, зерно и отдавал его тем, кто находился на грани голодной смерти. Мы, потомки, не должны этого забывать, ибо в противном случае прослывем манкуртами.

Трудно назвать счастливой жизнь представителей поколения, родившегося в тот роковой для нашего народа период. Но вот парадокс: невозможно не заметить блеск, лучащийся в их глазах при воспоминании о том времени. Наверное, секрет в том, что это было временем их детства, юности, молодости, когда кажется, что надежда в светлое будущее сильна как никогда. Мужаясь и взрослея, они осознавали весь ужас прожитого периода, всю его подноготную. Но они не ожесточились и, бережно сохранив, донесли до нас светлую память о невинных жертвах и загубленных душах.