Ликбезы, или «Груз науки»

Постановление правительства Горской АССР «О ликвидации неграмотности...»

Очередной раз взглянув на календарь памятных дат, увидела, что «18 июля 1921 года правительство Горской АССР приняло постановление «О ликвидации неграмотности среди населения». В связи с этим вспомнила очень забавный случай из нашей жизни, поведанный нам Марет Муталиевой, жительницей города Назрань, из воспоминаний её матери.

Декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности в РСФСР», который был издан 26 декабря 1919 года, положил начало государственной программе ликвидации безграмотности среди населения, которая включала в себя массовое обучение неграмотных взрослых людей чтению и письму. Ликбез — так сокращённо называлась программа, предусматривал и создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях. Согласно ему, всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию).

18 июля 1921 года постановление «О ликвидации неграмотности среди населения» приняло и правительство Горской АССР. Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти человек должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе в сёлах составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо и счёт. Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности.

Так вот, одним из таких грамотных людей в селении Базоркино, в южной её окраине, был Джабраил Харсиев. У него дома и был организован ликпункт. Вечерами сюда приходили женщины и обучались грамоте. Само собой разумеется, для женщин, в основном многодетных, обременённых семейными обязанностями, огромным хозяйством, посещать занятия было слишком накладно, а учиться тем более. Однако учитель был строгим и с пониманием значимости поставленной задачи, которая шла во благо самого же населения, к своему делу относился очень ответственно и требовательно. Пропускать занятия женщины не смели, но приходили крайне неохотно, усваивали уроки слабо и проявляли всем своим видом нежелание постигать азы науки.

И вот, в какой-то из этих дней на занятия вновь опоздала Изахат. Она из последних сил выбивалась, чтобы успеть управиться до вечера с хозяйством, а о том, чтобы сделать домашнее задание и речи не могло быть. Но как только она вышла из дому, появились у порога гости. Пока Изахат с ними поздоровалась, завела их в дом, прошло немного времени. Гости с пониманием отнеслись к тому, что хозяйка идёт на занятия, государственная задача, поставленная партией, никак не могла быть оттеснена в сторону, в те годы она шла на первом месте. Однако сама Изахат, придя с опозданием, сидела на уроке совершенно отстранённая и никак не могла сосредоточиться на прочтении текста на доске, чего от неё настойчиво требовал учитель. Тут уже не выдержал и он.

— Читай Иза, — говорит учитель, уже повышенным тоном, — я же вам объяснял: буквы «м» и «а» читаются как «ма», буквы «ш» и «а» читаются «ша». Чего тут непонятного!

Изахат взглянула беспомощно на своего учителя, который ей ещё приходился и деверем, и говорит:

— Дяр, мяр вош, «м» «а» — «ма» хугда, «ш» «а» — «ша» хугда, доацаш керосин да, бехка баг1аш хяши ба. Вот из да хун задачи.

Что в переводе на русский означает: «Да, деверь, «м» «а», конечно же, «ма», и «ш» «а» — тоже «ша», но вот керосин у меня кончился, и гости пришли некстати. Вот эта задача куда сложнее».

Говорят, после этого Джабраил Харсиев разогнал женщин и больше занятия по ликбезу среди них не проводил. Вот такая была смешная ситуация с ликбезом в одном из сёл Ингушетии.

А для сведения, всё же добавлю небольшую историческую справку. В самой Ингушетии в начале 20-х гг. ХХ в. безграмотность была почти поголовной, лишь незначительная часть умела писать и читать по-русски и по-арабски. 20 января 1921 г. была организована Назрановская окружная комиссия по ликвидации безграмотности. В газете «Советский Юг» (№ 70, от 31 марта 1921 г.) сообщалось: «Для более успешного проведения ликвидации безграмотности Назрановский округ разбит на три района с районными комиссиями в селениях Длинная Долина, Насыр-Корт и Средние Ачалуки с инструкторами, считая по два на каждую комиссию... Во Владикавказе с 15 февраля с. г. открыты, преимущественно для ингушей, курсы для подготовки учителей — ликвидаторов неграмотности... Открыты школы (имеются в виду пункты по ликвидации неграмотности, — ред.) для взрослых неграмотных в нижеследующих пунктах: с. Длинная Долина, где обучаются 16 учеников в возрасте от 18 до 35 лет, в с. Насыр-Корт, в Экажево, в с. Сурхахи, где обучаются 42 чел. возрасте от 15 до 33 лет, в хуторе Яндиевском, где обучаются 49 учеников в возрасте от 17 до 25 лет, в хуторе Гадаборшево, где обучаются 28 чел. в возрасте от 16 до 36 лет. Из ряда пунктов сведений не получено».

Ликвидация неграмотности проходила в очень сложных условиях: не было подходящих помещений, не хватало учебников, письменных принадлежностей, кадров. Однако к 1921 г. было создано 23 ликпункта, в которых обучалось 1700 человек, и 21 школа для детей, где обучалось 1674. До 1930 года продолжали функционировать и мусульманские школы, где обучали не только Корану и арабскому языку, но и ингушскому языку и ингушскому письму, созданному на основе арабского алфавита.

В декабре 1923 года во Владикавказе на первой общекавказской методической конференции по ликвидации неграмотности Заурбек Мальсагов в своем докладе сообщил, что Ингушетия одна из первых на Северном Кавказе приняла алфавит на латинской основе и выпустила газету «Сердало». Конференция приняла решение о создании боевых отрядов по ликвидации неграмотности, состоящих из трех человек: партийного работника, агитатора и методиста. Вооруженные агитационной и методической литературой, эти отряды должны были направляться в села и аулы для усиления борьбы с неграмотностью. Вопрос ставился так: любой грамотный человек должен стать учителем, а каждая сакля горца — классной комнатой для обучения азбуке«.

Видно, одним из членов такого отряда и был Джабраил Харсиев, его сакля была ликпунктом безграмотности, где и занималась до определённого времени наша героиня Изахат, вместе с другими женщинами своего села, взвалив на свои плечи ещё и «груз науки».