Мухарбек Дикажев: «Парламент Ингушетии за 22 года прошел значительный путь в своем развитии»

В сложный исторический период не только для Ингушетии, но и России, 27 февраля 1994 года на всенародном голосовании был принят Основной закон республики. За принятие Конституции проголосовало 96% избирателей, участвовавших в референдуме. В тот же день были избраны 27 депутатов Народного собрания первого созыва.

— В соответствии с положением «О выборах депутатов Народного собрания», утвержденным указом Президента Ингушетии, народ республики получил возможность сформировать свой законодательный и представительный орган, как полноценный государственный институт, — отметил в интервью газете «Ингушетия» спикер республиканского парламента Мухарбек Дикажев.

— Мухарбек Магомедгиреевич, то, что 27 февраля очень значимый день для нас, говорить излишне.

— Эту дату можно считать началом функционирования в республике представительной власти нового типа, дальнейшего развития демократии и парламентаризма, когда деятельность государственной власти в республике стала строиться на важнейшем конституционном принципе разделения властей.

— Насколько сложно, на ваш взгляд, было в тот период провести такую огромную работу по формированию законодательной власти республики?

— Вначале скажем, что большую роль в становлении Народного собрания сыграла Государственная Дума России, оказывая всемерную помощь в приобретении оргтехники, автотранспорта, офисной мебели и так далее. Необходимо отметить, что деятельность парламентариев осложнялась еще и тяжелой общественно-политической ситуацией в республике. Но первые народные избранники преодолели эти трудности, и их энтузиазм и решимость способствовали активному развитию законотворческой деятельности.

Главной задачей первого созыва парламента было создание законодательной основы для организации работы представительного органа власти, дальнейшего развития демократических процессов и проведения экономических реформ. В этот судьбоносный период все было для депутатов новым, многому приходилось учиться методом проб и ошибок, поскольку сформированный парламент первого созыва был разнообразным по составу, по политическим взглядам, по обилию представленных в нем общественных движений.

— Давайте напомним, отдавая должное, как происходило становление Народного собрания?

— 11 марта 1994 года на своем первом заседании республиканский парламент по докладу мандатной комис¬сии подтвердил полномочия 27 изб¬ранных депутатов. Первое заседание Народного собрания открыл де¬путат Азамат Нальгиев, как старший по возрасту. Затем в ходе голосования были избраны председатель парламента Мурад Келигов, его заме¬стители Азамат Нальгиев и Висан-Гирей Гагиев. Были при¬няты постановления об образовании мандатной и счетной комиссий, а также пяти постоянных комиссий Народного собрания.

Практически с нуля депутаты первого созыва начали формировать законодательную базу региона всех сфер жизнедеятельности республики. Они, прямо говоря, заложили фундамент. От имени депутатов нынешнего созыва выражаю им и всем народным избранникам последующих созывов слова благодарности за их плодотворную работу по становлению высшего законодательного органа республики.

— Обратимся ко дню сегодняшнему. Мухарбек Магомедгиреевич, как вы оцениваете работу депутатов Народного собрания текущего пятого созыва?

— В целом, удовлетворительно. За время работы мы обеспечили выполнение наших конституционных полномочий, которые затрагивают практически все сферы жизнедеятельности. Законодательно обеспечили функционирование всех структур нашей республики, выполнили все возложенные на нас обязанности и в части законотворческой деятельности и представительских функций, а они достаточно разноплановые. Не было ни одного случая, когда мы сорвали запланированное мероприятие. Конечно, наши полномочия конкретно определены, но нам приходилось решать различные вопросы.

Как вы знаете, в наше законодательство были внесены существенные изменения, а Конституция и законы нашей республики не должны противоречить федеральной Конституции, федеральному законодательству, поэтому приходилось оперативно реагировать на меняющуюся ситуацию. Это касается, в частности, выборов главы республики, функционирования местного самоуправления. У нас относительно мало протестов прокурора по принимаемым нами законам — это тоже один из критериев оценки качества нашей работы. Депутаты в своей работе всегда старались готовить и рассматривать принимаемые законы с учетом мнения тех, кого эти законы будут касаться.

На мой взгляд, сегодня желательно было бы увеличить депутатский корпус. В Народном собрании 27 депутатов, 15 из которых работают на профессиональной основе, а остальные — на безвозмездной. У нас проходит много мероприятий, где участие депутатов обязательно. Есть крупные населенные пункты, от которых нет своих представителей, чтобы оперативно и каждодневно заниматься вопросами этих территорий. Уже назрел вопрос об увеличении численности депутатов.

— И каково должно быть их число, на ваш взгляд, для эффективной работы Народного собрания?

— Оптимальное количество — 34 депутата. Естественно, эти семь новых народных представителей будут работать на безвозмездной основе. Нам необходимо решать многие вопросы, должна быть постоянная обратная связь с избирателями. Тем более, республика развивается быстрыми темпами, строится много значимых социальных и промышленных объектов, соответственно, нужно готовить профессиональные кадры, и необходим контроль. Возникают проблемы коммунальных платежей и налоговых сборов, земельные споры, в решении которых депутаты должны принимать самое активное участие.

Я сегодня с уверенностью могу говорить, что народные представители всех созывов приложили огромные усилия по законодательному обеспечению государственного строительства молодой республики, это обеспечило общественную стабильность и условия для социально-экономического роста. Законодательные решения Народного собрания Республики Ингушетия стимулируют взаимодействие различных общественных структур, способствуют упрочению единства народа Ингушетии.

За весь период деятельности усилиями депутатов Народного собрания создана надежная правовая база эффективной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, экономического и социального развития республики, реализации гражданами прав и свобод. Парламент Ингушетии за 22 года прошел значительный путь в своем развитии.

— В единый день голосования 18 сентября текущего года пройдут и выборы депутатов Народного собрания. Надо полагать, и народные избранники пятого созыва примут в них участие, имея своих избирателей. Как вы оцениваете их шансы?

— Выборы покажут. В целом, депутаты осознают, что предвыборная кампания и ее успешные результаты — не конечная цель, а прежде всего возможность выполнения предвыборных обещаний, и всем, кто решит принять участие в предстоящих в сентябре выборах, необходимо об этом помнить. Важно, что между законодательным и исполнительным органами государственной власти в республике сложилось рабочее взаимопонимание, которое не исключает разногласий по тем или иным вопросам, но главное то, что ветви власти стремятся к согласованным решениям насущных проблем.

На сегодняшний день в Ингушетии активно идут позитивные процессы стабилизации, подъема экономики, возрождаются лучшие духовно-культурные и нравственные традиции народа, ширится сотрудничество в различных сферах деятельности с соседними республиками. Будущим народным избранникам надо понимать, что люди, наделяя их полномочиями, ждут отдачи, а это огромная ответственность.

— Ну и, конечно, в завершение интервью — ваши пожелания.

— Хочу поздравить всех нас с 22-летием Народного собрания — высшего законодательного органа республики. Верю, что вместе мы преодолеем все трудности, добьемся дальнейшего развития и процветания родной земли, воспитаем наших детей истинными патриотами, любящими свою республику, по праву гордящимися обновленной Ингушетией.