Национально-психологические особенности персов

Основными компонентами национальной психологии являются психологический склад нации и эмоциональная сфера нации.

Психологический склад нации включает в себя:

-национальный характер;

-национальный склад ума;

-национальный темперамент;

-национальные традиции, обычаи и привычки;

-национальное самосознание.

Эмоциональную сферу нации составляют:

-национальные чувства и настроения;

-национальные интересы и ориентации.

Национальный характер – это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей нации, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ мыслей и действий и проявляющаяся в их отношении к социально-бытовой среде, к труду, к своей нации и другим нациям.

Отношение к социально-бытовой среде характеризует направленность национального сознания. К данной группе черт национального характера относятся консерватизм, религиозность, оптимизм, жизнерадостность и т.д.

Отношение к труду проявляется в национальном характере в таких чертах, как деловитость, практичность, аккуратность, пунктуальность и др.

Национальный склад ума заключается в национальных особенностях мыслительной деятельности.

Национальный темперамент характеризует динамику реагирования населения на те или иные факторы. Выработанные на протяжении веков традиционные формы поведения, реагирования усваиваются каждым новым поколением.

Национальные традиции, обычаи и привычки – исторически сложившиеся и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения с людьми, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого. Национальные традиции, обычаи и привычки проявляются в поступках, делах, одежде, стиле общения, движениях, жестах и т.д.

Национальное самосознание – осознание людьми своей принадлежности к определённой этнической общности и её положения в системе общественных отношений.

Эмоциональная сфера нации является наиболее динамичной составляющей национальной психологии и отражает национальные чувства и настроения, интересы и ориентации.

Национальные чувства и настроения – эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к её интересам, другим народам и ценностям.

Национальные интересы и ориентации – общественно – психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной нации, направленные на сохранение её единства и целостности.

Иран – один из самых древних очагов мировой цивилизации, и это, несомненно, отразилось на составе населения. Человек современного типа освоил территорию этой страны на рубеже среднего и верхнего палеолита. В формировании этнического облика государства большую роль сыграло расселение арийских племен, которые пришли на Иранское плато еще во втором тысячелетии до нашей эры. На протяжении веков эта территория подвергалась нашествиям и вторжениям разных народов, и все они повлияли на состав населения.

По состоянию на ноябрь 2018 года численность населения Ирана составляет 80 миллионов человек. Четверть всех иранцев имеют возраст младше пятнадцати лет. Приблизительно половина жителей (от 36% до 61% по разным оценкам) это персы, причем подавляющее большинство относится к мусульманам-шиитам. Они живут на территории всего государства и говорят на языке фарси (он является государственным). Их исторической родиной считается провинция Парс.

Между тем, в стране имеются другие крупные этнические группы. Население Ирана представлено также азербайджанцами (от 16% до 45% населения по разным оценкам), которые в основном проживают в северо-западной части государства, в так называемом Иранском Азербайджане. Следует отметить, что азербайджанцы – это единственное на территории страны крупное национальное меньшинство, которое не принадлежит к иранской языковой семье. Представители этой этнической группы говорят на азербайджанском языке. Точное количество проживающих в Иране азербайджанцев неизвестно, поскольку власти Ирана долгое время не признавали наличия в стране подобного этноса, считая азербайджанцев Ирана этническими иранцами, говорящими на тюркском языке. Кроме того, некоторые авторы учитывают в качестве «азербайджанцев» только население, проживающее в границах Южного Азербайджана, т. е. иранских провинций Западный и Восточный Азербайджан, Ардебиль и, иногда, Зенджан. Однако большинство иранских азербайджанцев проживают за пределами этих провинций, и рассеяны по всему Ирану, составляя изрядную часть населения городов Тегеран, Хамадан, Кередж, Мешхед и т. д. Вместе с тем у азербайджанского населения Севера, есть свое независимое национальное государство — Азербайджанская Республика. В силу многовекового совместного соседства, национальная психология иранских азербайджанцев и персов испытала сильное взаимное влияние. Азербайджанский язык насыщен персидскими словами, а многие персы, курды, гиляки в Иране свободно владеют разговорным азербайджанским языком.

Около 7-10% жителей государства составляют курды. Главным образом они сосредоточены на западе Ирана, в провинциях Западный Азербайджан, Курдистан, Керманшах.

Вдоль Каспийского моря, на севере страны, проживают гилянцы, мазендеранцы, талыши (около 7%). Население Ирана на северо-востоке представлено туркменами (большинство из них живут в остане Голестан), а также тюркскими племенами (карагозлу, таймурташ, карайи) и этническими группами чараймаков. Юго-восток государства занимают белуджи (остан Систан и Белуджистан). Кроме того, их отдельные группы живут в западном Мекране, Хорасане и Кермане. На юго-западе сосредоточены бахтиары и луры. Эту же территорию также населяют арабы, они представлены в основном в провинции Хузестан и на побережье Персидского залива. К остальным этническим меньшинствам относят тати, лаки, армян, грузинов-ферейданцев, ассирийцев, племенные объединения хамсе и кашкайцев.

Психологический склад и национальный характер

Национальный характер является наиболее устойчивым элементом национальной психологии, как и национальная психология в целом является продуктом истории нации. Он проявляется в специфических связях и отношениях к социально-бытовой сфере, труду, своей и другим нациям. В ходе многовекового развития в Иране сформировалась своеобразная культура, специфический образ жизни и мышления, укоренившиеся в национальном характере.

Военные и экономические успехи персов, созданных ими империй Ахеменидов и Сасанидов, достижения иранских ученых X-XI веков, расцвет поэзии, искусств и ремесел заложили у персов основу чувства национальной гордости, которое сохранилось и по настоящее время.

Вследствие многочисленных нападений на Иран, в характере персов зародились такие черты как жестокость и «традиционное» коварство.

Хотя персы трудолюбивы, однако они малоинициативные, особенно если их труд не гарантирует им больших доходов. В работе персы импульсивны и неорганизованны. Жаркий климат на большей части территории страны, вечная нехватка воды и продовольствия выработали у иранцев такие черты, как трудолюбие, терпение, выносливость, неприхотливость.

Персы – торгаши по натуре. Любят торговаться, стремятся добиться хоть небольшой, но выгоды для себя. Неравнодушны по отношению к деньгам. Купец ни за что не расстанется с деньгами, вырученными в результате реализации товара и проявит при этом все свое искусство, убедит клиента в высоком качестве товара или, в крайнем случае, предложит заменить его на другой.

Большое значение для персов имеют семейные, родственные узы, которые среди основной массы населения сохраняют весьма консервативный характер. В семье господствует атмосфера почитания, уважения и нередко слепого повиновения старшим. Власть мужа над женой, родителей над детьми очень сильна.

Иранцы с большим уважением относятся к старшим и убеленным сединами старикам. К советам стариков прислушиваются и поступают в соответствии с их мнением, хотя часто их слово и не отвечает новым требованиям жизни.

Когда отец по своей старости и немощи не может принести пользу семье, то и тогда он пользуется уважением и заботой своих близких. Его дети и внуки, как правило, делают все, что в их силах, чтобы старый человек ни в чем не нуждался и ни на что не жаловался. Проклятие старого отца или матери считается у персов самым тяжелым наказанием.

Большим вниманием в семье окружены дети, доброта к которым почти безгранична. Старшие постоянно заботятся о достатке семьи, передавая секреты родового ремесла младшему поколению.

В простых семьях очень сильные родственные чувства, основанные на правилах взаимной выручки и помощи, коллективной ответственности. Привязанность к семье и близким побуждает персов идти ради них на все, вплоть до самопожертвования.

Также сильно развито почитание культа предков. Память предка считается священной, а оскорбление ее – величайшим надругательством не только для прямых потомков, но и для всего рода.

Другая национальная черта характера персов – общительность и вежливость. Это характерно как в отношениях со старшими, так и в от­ношениях между собой. Следует отметить, что откровенность проявляется лишь с друзьями и близкими, а к новым знакомым он относится сдержанно и осторожно.

Персы всегда любезны и предупредительны. Впрочем, тон речи может меняться в зависимости от того, с кем он разговаривает.

При посещении торговых заведений и частных фирм персы всегда встретят гостя словами «Добро пожаловать!» и обязательно предложат выпить чай. Прощаясь, они традиционно скажут: «Храни Вас бог!» или «Да не знайте усталости!», «Пусть не коснется болезнь ваших рук!» и т.д.

Большое внимание уделяется хорошим манерам. Персы исключительно пунктуальны и щепетильны в манерах приветствий друг друга, хотя это зависит главным образом от социального положения человека, которого приветствуют. Рукопожатие, дружеские объятия и поцелуи в щеку считаются у них обязательными при встречах друзей и родственников.

Персы считают себя одними из самых гостеприимных людей на земле. Гостю всегда рады, потому что он - «от Аллаха», «любимец бога». Они рассматривают гостеприимство как дело своей чести, репутации и национальной гордости. Все лица, независимо от их социального положения, религии и национальности, могут рассчитывать на его «стол и кров». Гостю предоставляют самое лучшее место за столом или на ковре, самую лучшую пищу, которую в состоянии обеспечить и приготовить хозяин дома. Считается оскорбительным, если гость отказался от предложенного ему угощения. Правила хорошего тона и национальный этикет требуют от гостя, как бы он ни был сыт, отведать угощения и дать ему высокую оценку. В этих случаях объективность суждения не имеет значения для персов. Хозяину дома доставляет большое удовольствие получать похвалу гостей по поводу разнообразных блюд и его щедрости. Искреннее желание соблюсти традиции гостеприимства, прослыть хлебосольным не остановят перса перед значительными расходами и зачастую становится причиной его больших долгов. Жалобы на длительное пребывание гостя не допускаются, считаются нарушением традиции.

Проводы гостя рассматриваются как важный элемент обряда гостеприимства, делом своей чести и показателем уважения. При этом считается, что чем больше будет провожающих, тем значительнее проявление гостеприимства.

Отношение населения к иностранным гражданам формируется под воздействием официальной государственной пропаганды, которая в Иране, в целом, имеет скрытую националистическую направленность под вывеской неприятия «западного» образа жизни.

Так, в первые годы после революции 1979 года любой гражданин иностранного государства рассматривался, прежде всего, как потенциальный иностранный шпион, который осуществляет или может осуществлять подрывную деятельность, направленную против Ирана. С течением времени положение несколько изменилось, хотя периодические всплески шпиономании и государственной пропаганды, направленной против иностранных граждан, оказывают определенное воздействие на отношения местного населения к представителям других государств, проживающим и работающим в стране.

Тем не менее, в силу устоявшихся восточных традиций, национально-психологических особенностей и склада характера иранского населения отношение основной массы иранцев к иностранцам, в первую очередь на бытовом и личностном уровне, характеризуется открытостью, доброжелательностью и уважением. Для жителей современного Ирана любой иностранец как гость всегда интересен, потому что он представитель другой культуры и потенциальный покупатель или компаньон по бизнесу. Учащиеся и просто образованные персы не упускают возможности попрактиковаться в общении с иностранцем на его языке. Обычно диалог начинается с вопроса «Коджа-йи?» (Вы из какой страны?) и далее переходят на английский язык по мере способностей.

На улице, в магазинах и других общественных местах персы обычно легко идут на контакт, проявляют интерес к иностранцам, которые отличаются от местного населения по внешнему виду, одежде, языку или манерам поведения.

Национальный склад ума

Национальный склад ума у персов своеобразный. Обладая живым и острым умом, они способны к абстрактному мышлению, к яркости и живости воображения. Их уму не чужд юмор, любят поговорить, продемонстрировать свое красноречие. В беседе с иностранцем они стремятся показать знание других языков, даже в случае, когда собеседник владеет персидским. При этом степень познания иностранного языка может ограничиваться двумя-тремя фразами. В непринужденной беседе предпочитают употреблять пословицы, поговорки и стихи персидских авторов.

Для большинства персов характерен гуманитарный склад ума, присутствие определенной доли рационализма. Как правило, они медлительны, даже скорее безразличны при принятии ответственных решений. Все происходящее воспринимается ими как воля Аллаха.

Персы очень наблюдательны, обладают хорошей зрительной памятью (особенно торговцы) У них сильно развито любопытство и непосредственность. Они очень легко вступают в контакт.

Национальный темперамент

Персы обладают живым темпераментом. Малообразованные люди громко разговаривают, жестикулируют, откровенно выражают свои эмоции. Представители интеллигенции, в основном, более сдержаны в проявлении своих чувств. Повышение голоса в ходе беседы считается признаком дурного воспитания. В ходе беседы недопустимы длительные паузы, которые персами воспринимаются, как нежелание разговаривать. Персы в разговоре очень часто употребляют стихи, поговорки, шутки, высоко ценят способность иностранца вставить в свою речь высказывания известных поэтов Востока, либо подходящую поговорку.

Немаловажной особенностью национального темперамента является вспыльчивость. Они ревностно оберегают собственное достоинство, честь и авторитет своих предков, родителей и жен, сестер и братьев, а также близких родственников.

Персы не терпят обид и оскорблений. Они стремятся любой ценой отомстить обидчику, «компенсировать» ущерб, нанесенный их чести, что предусматривает «око за око, зуб за зуб». На этой почве нередко разгораются страсти кровной мести: ни дружба, ни совместный бизнес, ни какие-либо другие обстоятельства не могут спасти провинившегося.

Отмечают и такую черту народа, как верность в дружбе. Персы – честные и верные товарищи в пути и во многих других делах. В народе бытует очень много пословиц и поговорок о верной дружбе, таких как «Не страшен враг, если имеешь поддержку друзей», «Верные друзья лучше родных» и др.

Национальные традиции, обычаи и привычки

Известно, что каждая нация имеет свои традиции, обычаи, нравы и вкусы, порождаемые особенностями социально-политического и экономического развития.

В повседневной жизни для персов характерно наличие сложившихся родственно-клановых связей. Семейные отношения во многом регулируются исламскими нормами.

Исключительно ревниво персы относятся к чести женщины, поэтому, когда затрагивается супружеская верность, честь сестер и дочерей, они становятся агрессивными и беспощадными.

Нельзя у персов спрашивать имя жены или дочери, справляться об их здоровье, считается также неприличным обращаться с вопросом к незнакомой женщине и говорить с ней. В силу традиционной замкнутости семейной жизни и отношений мужчины и женщины среди персов совершенно не приняты шутки на интимные темы. Такие шутки принимаются как оскорбление.

По законам шариата мужчине разрешается иметь до четырех жен, если он в состоянии одинаково хорошо содержать их, а также неограниченное число временных жен. Однако в городских семьях, как правило, у персов не более одной жены.

Мужчины женятся достаточно поздно к 30-35 годам, то есть после достижения соответствующего материального положения и получения постоянной работы. В связи с этим для современных супружеских пар характерна достаточно большая разница в возрасте (до 10 лет и более).

В дни семейных торжеств (дни рождения, бракосочетания и т.п.) у персов принято приглашать родственников, соседей, знакомых. При этом накрывается праздничный стол, дарятся подарки. Женщины, как правило, в застолье участия не принимают и находятся во внутренней, так называемой женской части дома. Вместе с тем, в том случае, если гости и хозяева хорошо знакомы, то за столом могут находиться и женщины. Эго же касается и иностранцев.

Национально-психологические особенности проявляются также в одежде, кухне и т.д. В одежде просматривается приверженность к черным и темным тонам. Стиль ее регламентируется, главным образом, существующими исламскими правилами и нормами.

Весьма примечателен уклад повседневной жизни, определяемый во многом временем суток года. Персы любят совершать пешие прогулки в горы. В основном такие мероприятия совершаются ими по пятницам, в период новогодних праздников. В дневные часы, в связи с высокой температура воздуха, жизнь в городе замирает, многие лавки и магазины закрываются. После заката солнца жара спадает, улицы оживают, возобновляется торговля. Многие магазины и пиццерии работают до 23.00-24.00. Уставшие за день люди выходят на улицы, целыми семьями и компаниями на машинах или пешком направляются в городские парки. Здесь, на земле, они расстилают ковры, готовят еду на переносных газовых плитках, пьют чай, ведут неторопливые беседы.

В жизни персов особое место занимают праздники. Общее количество нерабочих дней в году (кроме официального выходного - пятницы) весьма значительно и составляет примерно 23-25 дней, из которых 12 дней - траурные религиозные даты и 13 дней - праздничные. Особо любим и ценим иранцами праздник встречи Нового года - Ноуруз. Традиции этого праздника берут начало из глубокой древности и связаны с обожествлением Солнца. Ноуруз начинается в день весеннего равноденствия (21-22 марта). Этому празднику предшествует вечерний обряд в последнюю среду перед Ноурузом (Чахаршамбе-е-сури), который связан с разведением костров, взрывами петард и хлопушек.

По персидскому календарю отмечаются следующие религиозные праздники и траурные дни: «шаб-е гадир» (ночь божественного предопределения), «эйде фетр» (праздник разговения), «эйдекорбан» (праздник жертвоприношения), «ашура» (день гибели шиитского имама Хосейна), «тасуа» (день траура по случаю разгрома войска имама Хосейна), дни рождения и смерти имамов и так далее.

Персы верят в загробный мир и поэтому бережно относятся к памяти усопших. В местах проживания и работы умершего проводятся траурные мероприятия, устанавливается специальная тумба с зажженными разноцветными лампочками, свидетельствующая об уходе человека из жизни; на дверях дома, на заднем стекле автомобиля нередко вывешивают портрет умершего человека со стихами соболезнований.

Согласно публичным заявлениям представителей руководства ИРИ, после победы исламской революции в Иране права женщин и мужчин были уравнены. В разделе о правах (статья 21 конституции) записано, что «государство обязано гарантировать права женщин во всех областях, соблюдая при этом положения ислама».

В действительности все обстоит несколько иначе. Процесс уравнивания прав женщин, которые начинают играть все большую роль в общественно-политической жизни страны, действительно происходит, однако в настоящее время мужчина пока занимает главенствующее по­ложение в иранском обществе.

Вместе с тем женщины представлены в меджлисе страны, а одна представительница «слабого» пола даже занимает пост министра здра­воохранения республики.

В иранских семьях, несмотря на то, что муж является основным владельцем собственности и семейного бюджета, главенствующее по­ложение занимает, как правило, женщина - хранительница очага и до­машнего уюта. Исключение составляют семьи, в которых муж намного старше жены, а также семьи с сильными исламскими традициями.

Персы очень музыкальны, проявляют свою любовь к музыке в неожиданных подчас формах. Работая, например, в ковровой мастерской под руководством мастера, они тянут непрерывную, кажется односложную, мелодию, но стоит мастеру чуть переменить мотив, и работники изменяют движения.

Большинство населения Ирана любит спорт, особенно национальные виды: борьбу, тяжелую атлетику, конные скачки. В последнее время получили развитие такие игровые виды спорта как футбол и волейбол. Всякие спортивные соревнования, особенно в сельской местности, превращаются в праздник, на который собирается все население. При проведении спортивных мероприятий соблюдаются правила ношения национальной одежды и нормы шариата.

Персы любят зрелища. Демонстрации кинофильмов, выступления театральных групп, актеров чрезвычайно популярны среди простого народа. Вместе с тем по действующим нормам шариата иранкам запрещается выступать на сцене в эстрадном жанре. Власти установили жесткую цензуру на объектах культуры и в средствах массовой информации. Поэтому иранская молодежь зачастую стремится вкусить недозволенных продуктов западной массовой культуры, используя современные средства связи - спутниковое телевидение, Интернет и пр.

Несмотря на превалирование в стране ислама – ведущей религии, среди населения распространены древние языческие представления о жизни, суеверия и обычаи.

Значительная часть персов, особенно неграмотные и женщины, исключительно суеверны. Они верят в существование злых духов и сверхъестественных сил, колдовство, священные камни, талисманы, сны и т.п. Наиболее опасными и страшными считаются духи покойников, которые якобы бродят в поисках живущих и могут вселиться в них, особенно в женщин. Поэтому персы боятся появляться в тех местах, где кто-либо погиб насильственной смертью и где, по их поверью, живут злые духи.

Среди бытующих у персов суеверий важную особенность составляет арсенал множества примет, поверий, счастливых и несчастливых чисел и дней. Мистический смысл имеет правая рука и нога. Поэтому суеверный всегда входит в дом только правой ногой и никогда не вручит и не примет подарок левой рукой, а для того, чтобы показать свое уважение к дарящему, он возьмет подарок двумя руками.

Число «2» счастливое, «13» и «39» - несчастливые. Вторник считается несчастливым днем, а то, что делаешь в среду, кроме последней в году, обязательно должно принести удачу. Поэтому многие персы большие и ответственные дела любят начинать в среду.

Яркая особенность быта Ирана - тяга населения к общественным местам, площадям, улицам, базарам. Огромную роль в их жизни играет базар. Он является своего рода барометром всей общественно-политической жизни страны. Это место, где не только можно купить, но и услышать новости, обсудить какой-либо вопрос, касающийся общественной и экономической жизни. Для того, чтобы быть в курсе последних событий, чувствовать причастность к жизни страны, у персов выработалась стойкая потребность ходить на базар, даже не делая там никаких покупок.

Национальное самосознание

Национальное самосознание персов наиболее ярко выражается в национальной гордости и самолюбии. Им присуще чувство патриотизма, лю­бовь к родине, свободе и независимости, преклонение перед героическими делами своего народа. В семьях и кланах из поколения в поколение передаются многочисленные легенды и предания о мужественной борьбе предков за свободу и независимость. Имена основателя иранского государства Куроша Великого (Кир), Дария I, Шахпура I, шаха Аббаса, Амир Кабира и других лидеров постоянно на слуху у персов. Вместе с тем они почитают Александра Македонского как великого полководца древности.

Персы исключительно привязаны к малой родине, к своему краю, дому. Это проявляется даже в том, что, умирая вдали от дома, они, как правило, просят похоронить их на своих семейных кладбищах. Во время войны, часто с риском для жизни они стремятся доставить тело погибшего для захоронения в родной город или деревню.

Однако любовь к родине не мешает персам достаточно критически оценивать реальную действительность. Они не пытаются ее приукрасить, скрывать теневые стороны, охотно обсуждают экономические и социально-бытовые трудности, внешнеполитические проблемы страны. Вместе с тем они болезненно реагируют, когда иностранец неодобрительно или в резкой форме отзывается об их стране и народе, подчеркивает их отсталость и т.п. Поэтому полемику необходимо вести весьма тактично, использовать конкретные исторические факты и реальные экономические показатели, часто не известные большинству населения и т.д.

Персы очень гордятся своей национальной культурой. Многие люди, даже неграмотные, хорошо знают произведения персидских поэтов, наизусть цитируют выдержки из стихотворений Хайяма, Фирдоуси, Саади, Хафиза. Их имена произносят с благоговением. Из поколения в поколение даже самые бедные и неграмотные персы наследуют свое величайшее народное сокровище - творения давно умерших великих поэтов. Современная поэзия в значительной степени идеологизирована, в ней прославляются дела и события, касающиеся пророка Мухаммеда и его последователей. В Иране под покровительством государственных структур проводятся конкурсы среди поэтов, создающих свои произведения на религиозные темы.

Эмоциональная сфера, национальные чувства и настроения

Персы высоко ценят свою нацию, историю своего народа, наследие предков, религиозные ценности. Первое упоминание о персидской цивилизации датируется 4 веком до н.э. Персидская империя на протяжении нескольких веков входила в число основных игроков на мировой политической арене. Обладая выдающимися технологиями и знаниями, персы построили уникальную по своей разветвлённости и качеству сеть дорог, связывавшую самые развитые города империи, разработали не имевшую аналогов систему канализации, создали алфавит и цифры. Они первыми начали использовать ассимиляцию завоёванных народов вместо их истребления, стараясь сделать религиозные и культурные традиции иноземцев частью своей культуры, благодаря чему им удалось создать одно из самых больших и влиятельных государств на планете.

Персы гордятся вкладом в мировую историю и цивилизацию. В первую очередь, это материальная культура, которая отличалась роскошью и высоким уровнем исполнения. Царским цветом считался пурпур, одежда обильно украшалась золотой вышивкой и украшениями из драгоценных металлов и камней. Придворная одежда персидского двора произвела такое впечатление на греков, привыкших к довольно скромной одежде, что Александр македонский ввел персидскую одежду для официальных церемоний в своей империи. Архитектурные достижения персов велики и значат не меньше чем, гораздо более известная греческая архитектура. Развалины царского дворца в Персеполисе представляют собой грандиозное сооружение размером около 500х300 метров возведенное из мрамора без скрепления блоков цементом. Не меньшие архитектурные достоинства демонстрируют и царские гробницы в горах вблизи Пасаргада. Еще одним важнейшим вкладом персов в мировую историю и цивилизацию стало появление первой монотеистической религии - зороастризма. Зороастризм стал религией с развитым этическим учением, основанным на вере в существование доброго и злого начал и свободы выбора человека между ними. Зороастризм провозглашал путь к праведности и чистоте, говорил о возможности каждому человеку отличать добро от зла и давал своим последователям надежду на окончательную победу добра в конце времен, когда спаситель мира совместно с праведными людьми изгонят зло и установят окончательное торжество Ахура Мазды.

Что касается ценностей, то персы считают постыдным нарушать свое слово, пренебрегать родителями, лгать, потворствовать, проявлять алчность. С особым почитаем они относятся к своим предкам, почитают их, воздают почести умершим.

Отношение персов к обществу также выражается в сказках. Самые известные их них – это «Бесхвостый шакал», «Глупый медведь», «Догадливая лиса», «Как козёл волка обманул», «Кровожадный волк и хитрая лиса». Они высмеивают такие пороки, как жадность, трусость, скупость. Вместе с тем, народный эпос воспевает смелость, хитрость и находчивость.

Отношение персов к богатству весьма своеобразно. В Иране обеспеченные люди помогают бедным. Дело в том, что один из пяти столпов ислама носит название «закят» (что в переводе означает подаяние), и богатые жители жертвуют десятую часть своего заработка на благотворительность. В этой стране самым страшным является преступление в экономической области.

Что касается отношений Ирана с остальными государствами региона, то ИРИ с учетом исламских ценностей всегда выступала за развитие и расширение связей с ними.

 Отношения между двумя региональными сверхдержавами Ближнего Востока – Ираном и Саудовской Аравией — никогда не носили простой характер. У двух ближневосточных стран давние противоречия, которые связаны с целым комплексом проблем. Страны расходятся в религиозных, экономических и политических вопросах. Королевство Саудовская Аравия  – суннитская монархия, ИРИ – шиитский центр мира. Обе страны являются крупнейшими производителями энергоресурсов и постоянно конкурируют за рынки сбыта своих главных экспортных продуктов – нефти и газа. Саудовская Аравия 3 января 2016 года разорвала дипломатические отношения с Ираном на фоне протестов, связанных с казнью Эр-Риядом 47 человек, включая шиитского проповедника Нимра ан-Нимра.

Процесс отношений между Россией и Ираном долго был многогранен; часто балансируя между сотрудничеством и конкуренцией. У этих двух стран есть долгая история географического, экономического, и социополитического взаимодействия. Российско-иранские отношения (ранее русско-персидские) были установлены в 1592. Персия была одним из самых важных торговых партнеров дореволюционной России. В годы Второй мировой войны СССР вел с Ираном активную двустороннюю торговлю. В 1943 году было заключено соглашение о том, что Иран продает СССР 36 тыс. тонн риса, а покупает советские промышленные товары (в основном хлопковую ткань). При посредничестве России в мае 2004 года Иран подписал с Арменией договор о поставках газа в эту страну. По итогам 2005 года Россия стала седьмым по значимости торговым партнером Ирана, получая более 5% иранского экспорта. Несмотря на экономические санкции, товарооборот между странами впервые превысил миллиард долларов США. В ноябре 2015 года в ходе переговоров в Москве была достигнута договорённость о предоставлении Ирану кредита в $7 млрд на осуществление инфраструктурных проектов.

В настоящее время Иран и Россия активно развивают военно-техническое сотрудничество. Россия весьма успешно использует санкции западных стран в отношении Ирана, поставляя вооруженным силам республики свою технику — самолеты Су-27, МиГ-29, Ил-76, системы ПВО Тор и т. д., постепенно заменяя западную технику.

22 февраля 2016 года Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу встретился с иранским президентом Хасаном Рухани и главой Министерства обороны и поддержки ВС Ирана Хосейном Дехганом и обсудил вопрос о продаже ракетных комплексов С-300 нового поколения иранской стороне. Россия и Иран заключили в 2007 году контракт на поставку С-300 стоимостью около 900 миллионов долларов. Президент РФ Владимир Путин в апреле 2015 года подписал указ, который снимает запрет на поставку этих комплексов в Иран.

Двустороннее сотрудничество в области мирного использования атомной энергии началось в 1992 году с подписанием соответствующего договора. В 1995 году был подписан контракт на достройку атомной электростанции в городе Бушер на юге Ирана, которая была запущена в сентябре 2011 года. Иранская ядерная программа является проблемным вопросом в отношениях России и США. Россия всячески защищает контракты с Ираном от международных санкций. Отношения персов к русским – нейтрально-благожелательное. Об этом свидетельствует также тот факт, что в Иране длительное время живут потомки русских казаков. В персидском языке есть заимствования, пришедшие от них, в частности – «самовар».

Иранско-израильские отношения носят непростой характер: дружественного периода в течение эры династии Пехлеви, ухудшая период начиная с иранской Революции 1979 года к 1990, и наконец враждебности начиная с конца Первой войны в Персидском заливе. В 1947 Иран был среди 13 стран, которые голосовали против Плана Разделения ООН относительно Палестины. Два года спустя Иран также голосовал против приема Израиля к Организации Объединенных Наций. Тем не менее, Иран был второй страной с большинством мусульман, которая признала Израиль суверенным государством после Турции. После Революции 1979 года Иран разорвал все дипломатические и коммерческие связи с Израилем, и его исламское правительство не признает законности Израиля как государство. Но к евреям, проживающим на территории Ирана, персы относятся нейтрально. Евреи проживают в Иране с глубокой древности и населяют в настоящее время крупные города страны - Тегеран, Исфаган, Шираз, Мешхед, Иезд, Керман. Всего их более 100 тыс. человек. В Тегеране и в других крупных городах свободно функционируют синагоги и молельные дома евреев, действуют еврейские библиотеки, клубы и т. н. «субботние» иудейские школы.

Отношения Ирана и США носят непростой характер: на протяжении более чем тридцати лет между этими странами отсутствуют дипломатические отношения, которые были установлены в 1883 году и разорваны в 1980 году. 27 сентября 2013 год впервые за последние 30 с лишним лет состоялся телефонный разговор между президентами Бараком Обамой и Хасаном Рухани. В годы Второй мировой войны произошло усиление американского проникновения в Иран, связанное с тем, что эта страна стала одним из коридоров поставок по ленд-лизу в СССР. В Иране был выстроен ряд американских объектов, размещены военнослужащие США. В декабре 1945 года были заключены два американо-иранских соглашения: о продаже Тегерану по низкой цене объектов федеральной собственности США в Иране и об урегулировании иранского долга по ленд-лизу (деньги, взятые правительством Ирана на развитие дорожной системы). Задолженность была определена к погашению на сумму в 8,5 млн долларов. Участие США в разрешении данной ситуации привело к укреплению позиций Вашингтона в Иране. В условиях начавшейся холодной войны США предоставили в апреле 1947 года Ирану кредит в размере 25 млн долларов на закупку американского военного снаряжения, а также продлили срок пребывания своих военных советников в шахских войсках и жандармерии до 1949 года.

В 1953 году произошел государственный переворот при участии спецслужб США и Великобритании, направленный против демократически избранного премьер-министра. В 1978 году в Иране произошла Исламская революция, в результате которой шах был вынужден покинуть страну, а к власти пришли радикальные клерикалы. Соединенные Штаты разорвали дипломатические отношения с Ираном в 1980 году после захвата сотрудников посольства США в Тегеране. В настоящее время правительство США не имеет дипломатических или консульских отношений с Ираном.

США регулярно выражали беспокойство иранской ядерной программой и нарушением этой страной прав человека. Обширный список санкций был применен в отношении Ирана со стороны Соединенных Штатов и международного сообщества, чтобы заставить Иран начать переговорами с международным сообществом и начать решать проблемы, связанные с его ядерной программой. В 2013 году, с приходом на пост президента Ирана Хасана Рухани началось улучшение отношений между двумя странами. Хасан Рухани выказал готовность к открытому обсуждению самых сложных вопросов с Западом, и провёл ряд мероприятий, демонстрирующих смену внутреннего курса в стране: были выпущены политические заключённые, открыт на некоторое время доступ к социальным сетям и так далее. В сентябре 2013 впервые за 34 года состоялся телефонный разговор между лидерами двух государств.

Правительство США запрещает американским компаниям вести любые экономические отношения с Ираном. Санкции были введены в отношении Ирана из-за его поддержки терроризма, отказа выполнить международные обязательства по своей ядерной программе и из-за нарушений прав человека. Отношение к американцам и их культуре крайне негативное. Это проявляется в многочисленных митингах и бойкотировании товаров американского производства.

Персы на все радостные события в обществе реагируют эмоционально. Например, в июле 2015 года в результате долгих переговоров в Вене «шестерке» международных посредников удалось достичь соглашения с Ираном по его ядерной программе. После объявления правительством страны о возможности снятия экономических и финансовых санкций, действующих с 1980 года и запрещающих экспорт в Иран атомной, ракетной и значительной части военной продукции, прямых иностранных инвестиций в газовую, нефтяную и нефтехимическую промышленность Ирана, экспорт продукции тонкой нефтепереработки, а также любые контакты с банками и страховыми компаниями, финансовые транзакции и сотрудничество с морским флотом Иран, персы устроили настоящий праздник, радуясь этому долгожданному событию, пели, веселились, катались на автомобилях и сигналили.

Плохие события в стране также сопровождаются эмоциональным взрывом. В 2009 году в Иране начались акции протеста, сопровождаемые беспорядками, после официального объявления итогов президентских выборов. Вслед за официальным объявлением ЦИК победы Махмуда Ахмадинежада в Иране начались массовые выступления сторонников Мир-Хосейна Мусави. В Тегеране несколько тысяч человек вышли на демонстрации под лозунгами «Долой диктатора!» и «Смерть диктатору!».

Национальные интересы и ориентации

Целостность и неделимость иранского общества воспринимается персами как должное, как то, что должно быть всегда. Этому процессу способствует Конституция ИРИ (принята в 1979 году и изменена в 1988 году), которая закрепляет следующие принципы:

-поддержка слабых народов против супердержав;

-экспорт исламской революции;

-создание мировой исламской державы;

-защита мусульман в независимости от их места проживания;

-призыв в исламскую религию людей, проповедующих иные религии;

-неподчинение силам извне посредством проведения независимой политики.

В пункте 3.5 Конституции ИРИ говорится: «Полностью отвергается колониализм и считается необходимым предотвращение проникновения влияния иностранцев».

Теория об «экспорте революции» еще один источник внешней политики ИРИ. В этой связи имам Хомейни говорил: «Мы должны поддерживать всех угнетенных мира. Мы должны приложить все свои усилия для экспорта принципов нашей революции на весь мир и отбросить мысль о том, что не будем экспортировать нашу революцию, так как Ислам не ставит различия между мусульманскими странами и защищает всех угнетенных мира». Конечно, разъясняя политику «экспорта революции», он подчеркивает, что экспорт революции не означает покорение стран, а ставит перед собой цель довести до сведения всех людей на Земле правду о революции Ирана и ознакомить с ее принципами.

Большое влияние на единство персов оказывает религия, так как Иран является теократичной республикой (усиленная власть религии). Основной Закон страны, базируясь на Коране, гласит также об объединении мусульман всего мира: «...в действительности вы из единого уммы и я являюсь вашим Аллахом... Соответственно все мусульмане единая умма и ИРИ строя свою единую политику на основе единства и согласии всех мусульман обязана последовательно действовать в реализации политического, экономического и культурного единства исламского мира». ИРИ в своей внешней политике руководствуясь Конституцией, вступает против участия в военных блоках. ИРИ в своей внешней политике опирается на некоторые аяты Корана указывающие на отдельные направления международных отношений, это касается, в том числе единства всех мусульман и войны с кафирами (неверующий, иноверец, понятие в исламе для обозначения человека, неверящего в существование Единого Бога (Аллаха) и отрицание посланнической миссии пророка Мухаммеда, а также отказ от признания воскрешения после смерти, Страшного суда, существования ада и рая).

Любое вмешательство извне в жизненный уклад и многовековые устои персы воспринимают как угрозу сохранению своего общества в первозданном виде. Ярким примером этому свидетельствует Исламская революция 1979 года, в результате которой был свергнут последний шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви. Шах под влиянием правительства США пытался порвать со многими исламскими традициями, даже ввёл ненадолго летосчисление не от хиджры, а от начала династии Ахеменидов (1976 год от Рождества Христова был объявлен им вместо 1355 года хиджры 2535 годом шахиншахской власти).

После смены власти в стране были разорваны дипломатические отношения с США и персы до сих пор крайне негативно относятся к американцам, считая их захватчиками. Каждый год 4 ноября, в годовщину захвата американского посольства в Тегеране, персы проводят митинги, сопровождаемые зачастую сжиганием флага США.

Автор: Алексей Птицин.