Мудростью гор

На Кавказе умели решать спорные вопросы и жить в мире и согласии

Эту историю из ингушско-грузинских отношений в начале прошлого века мне рассказала Эсет Гандарова из города Сунжа.

«Мой дед по матери дружил с хевсурами и имел с ними торговые отношения. Он часто ездил в Грузию, свободно разговаривал на их языке, закупал там скот и продавал его в Ингушетии. Также все знакомые деда — грузины, кто по делам приезжал в Ингушетию, были его частыми гостями. Они очень уважали друг друга и дружили годами, пока не произошёл между ними один трагический случай.

Как-то пара молодчиков из грузинского села, украла у ингушей коней. В отместку, ингуши вихрем налетели на грузинское село и буквально разнесли его.

После этого, рассказывали участники этого события, девушка-хевсурка взяла гармошку и запела песню, восхваляя мужество ингушей, и одновременно проклиная их: «Пусть не умрут ваши мужественные сыновья! Но пусть и не родятся больше подобные».

После этого случая связи между ингушами и хевсурами прекратились надолго. И с той, и с другой стороны были допущены нарушения правил совместного проживания. Люди с обеих сторон понимали, что факты грабежа и подобные явления случаются в обществе, но с ними надо бороться, не зацикливаться на них и продолжать своё мирное сосуществование. Старики стали ходить друг к другу, обговаривая ситуацию и понимая неизбежность примирения.

И вот, наконец, в ингушское село Мужичи приехали грузины в парадных черкесках. Это была большая делегация. На праздник съехались со всех сёл. В честь гостей устроили пиршество со скачками и лезгинкой. Бабушка вспоминала, как ингушские девушки поначалу отказывались танцевать с гостями. И тогда старик одёрнул их на родном языке, и пошли пары одна за другой, забыв о спорах и обидах.

Отношения с соседями после этого праздника возобновились, и об этом не только не позволялось говорить потом, но старались больше и не вспоминать. Тема была закрыта».

Вот как решали меж собой горцы подобные дела. На Кавказе умели дружить, умели прощать ссоры, даже если они стали причиной смерти. Главное, не теряли достоинство и благородство, не прятались за чужими спинами и не звали третьего брата «помирить неразумных соседей».