В ладах с законом

Кадастровая палата Ингушетии предоставляет все условия для законопослушных граждан

0

В последнее время в связи с вводом в нашу жизнь новейших компьютерных технологий во всех организациях, где ведется учет наименований и видов государственного имущества, постепенно начали переходить на современный уровень работы. Надо сказать, что эти новшества, в числе которых существует и так называемая электронная подпись, одними из первых коснулись работников, занятых составлением реестров и учетных записей при кадастровых палатах страны. Для того чтобы более подробно узнать о методах действия новых технологий при составлении необходимой документации для государственной регистрации всех видов недвижимости, мы обратились к руководителю Кадастровой палаты по Республике Ингушетия Рукет Додовой.

— Расскажите, пожалуйста, в чём преимущества электронной подписи, которая в последнее время часто используется при составлении и заверении бумаг?

— Электронная подпись используется при формировании заявлений и подачи документов в электронном виде на сайте Росреестра (rosreestr. ru) при получении государственных услуг. Она дает возможность идентифицировать лицо, которое подписывает электронный документ и является аналогом собственноручной подписи, согласно Федеральному закону Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Теперь такой сертификат можно получить и на базе Кадастровой палаты по Республике Ингушетия. Его обладатели без особого труда смогут поставить объект на кадастровый учет, получить сведения из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), а также зарегистрировать права собственности на объект недвижимости.

Если говорить о преимуществах электронной подписи, в первую очередь надо отметить, что это — экономия времени и, что немаловажно, надежность, потому как электронная подпись защищена от подделок. Далее, такое оформление имеет равнозначность, то есть документ, поданный в режиме онлайн и подписанный электронной подписью, имеет одинаковую юридическую силу. И последнее, это экономия финансовых средств у физических лиц на 30%.

Также, пользуясь случаем, я хотела бы рекомендовать гражданам нашей республики использовать сервис «Личный кабинет» на официальном сайте Росреестра. Дело в том, что с 2018 года электронные услуги Росреестра, в том числе подача запросов и заявлений в электронном виде, стали доступны нашим гражданам посредством «Личного кабинета» на официальном сайте Росреестра.

При открытии сервиса «Личный кабинет» на сайте Росреестра в разделе «Услуги и сервисы» правообладателю открыта возможность обращения в орган регистрации прав с интересующим его видом заявления на осуществление государственного кадастрового учета или регистрационных действий в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости, либо с запросом сведений ЕГРН.

Кроме того, пользователь электронного сервиса «Личный кабинет» в онлайн-режиме получает актуальную информацию о принадлежащих ему объектах недвижимого имущества, их характеристиках с учетом всех произведенных изменений в сведениях. Указанная информация доступна в разделе «Мои объекты» в отношении всех объектов недвижимости, принадлежащих правообладателю — пользователю сервиса и находящихся в любом регионе Российской Федерации.

Дополнительно в сервисе реализована возможность проверки сведений об объекте недвижимости, содержащихся в «Личном кабинете» на сайте Росреестра с аналогичными данными других электронных ресурсов, к примеру, со сведениями о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащимися в «Личном кабинете налогоплательщика» на сайте Федеральной налоговой службы.

Для открытия сервиса «Личный кабинет» пользователю сайта Росреестра понадобятся логин и пароль, используемые на портале госуслуг Российской Федерации (при наличии на портале gosuslugi. ru профиля гражданина), так как на территории Российской Федерации используется единая система идентификации и аутентификации для получения доступа к государственным услугам в электронном виде.

Если гражданин ранее не был зарегистрирован на портале госуслуг РФ, то необходимым условием является наличие личной электронной цифровой подписи. Получить подпись можно в удостоверяющем центре Федеральной кадастровой палаты (uc.kadastr.ru), либо в любом аккредитованном удостоверяющем центре, список которых представлен на сайте Росреестра.

— Совсем недавно на сайте Кадастровой палаты РИ была информация о том, что в нормативно-правовые акты по многоквартирным домам внесены изменения. Расскажите об этом подробнее.

— В связи с тем, что вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2018 № 191-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», произошли некоторые изменения.

Собственникам помещения в многоквартирном доме разрешено обращаться в органы власти с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, без необходимости быть уполномоченными на то общим собранием. Действовавшие ранее положения были признаны не соответствующими Конституции РФ, так как они препятствовали собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Новыми поправками предусматривается возможность обращаться с соответствующим заявлением о формировании земельного участка, на котором находится многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, как любому лицу, уполномоченному собранием собственников помещений в многоквартирном доме, так и собственнику жилого или нежилого помещения в многоквартирных домах в индивидуальном порядке.

— Можно ли в кратчайшие сроки поставить на учет дачный участок, и что для этого нужно сделать?

— Конечно, можно. Обычно люди в разгар дачного сезона только начинают понимать и разбираться, зачем нужны межевание, кадастровый учет и официальное оформление участка.

Во-первых, сделать межевание на земельном участке, а заодно поставить его на учет необходимо, когда человек хочет продать, написать дарственную, завещать объект кому-либо, а также оформить на него страхование. Своевременно составленные документы облегчат весь процесс сделки. Кроме прочего, это помогает решать спорные ситуации с соседями по поводу границ участка.

Как это сделать? Для начала необходимо разобраться с документами. Участок может либо состоять на учете, либо нет. Если на учете он не стоит, нужны документы, доказывающие, что участок вам принадлежит — например, старое свидетельство, а если раньше договор аренды заключался — графическая часть в нем, возможно, чеки о плате за счета, а также ваш паспорт и заявление. Тогда одновременно с межеванием потребуется постановка участка на учет. Чтобы сделать межевание и поставить дачный участок на учет, вам нужно обратиться к кадастровому инженеру.

Второй вариант. Зайдите на сайт Росреестра. Чтобы найти кадастрового инженера, нужно зайти на сайт Росреестра — там есть их список по регионам. Вы связываетесь с кадастровым инженером, назначаете встречу. Кадастровый инженер проверяет наличие документов, которые есть у вас, как собственника участка, составляет межевой план, то есть определяет границы участка, в которых он расположен. Готовый межевой план кадастровый инженер записывает на диск и передает заказчику, то есть вам. Часто собственники участка идут в МФЦ с диском, на котором записан межевой план, и всеми собранными документами. Там вы заполняете заявление. Затем пакет документов отправляется в Росреестр. После того как все будет готово, МФЦ пригласит вас снова, чтобы сообщить результаты — либо отказ, либо положительный результат. Скорее всего, в МФЦ придется сходить минимум два раза. Вся процедура займет не меньше семи рабочих дней: два дня обрабатывают заявление в МФЦ и пять рабочих дней его обрабатывает Росреестр.

— А если нет времени, чтобы так долго оформлять?

— Если для вас поход в МФЦ — это долго, можно все сделать в пределах дома за компьютером при наличии интернета. Чтобы подать документы из дома, вам нужно оформить электронную подпись — своеобразный реквизит электронного документа, который равен обычной собственноручной подписи. После того как вы оформите электронную подпись, нужно зайти на портал Росреестра, заполнить заявление, приложить документы, подписанные электронной подписью, и межевой план. После обработки заявки Росреестр направит вам ответ на электронную почту или почтовым отправлением в бумажном виде — в зависимости от того, как вы выберете. Постановка участка на учет в электронном виде займет всего три дня.

Электронные подписи можно использовать не только для постановки на учет садового участка, но и для того, чтобы зарегистрировать, например, права на квартиру, подать документы в иногородний вуз, подать заявление в загс, оформить загранпаспорт или водительское удостоверение. А еще на государственные услуги в электронном виде предоставляется 30%-ная скидка при уплате пошлины.

— Разъясните, пожалуйста, каким образом должна быть составлена схема расположения земельного участка?

— В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из документов для образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса. Согласно пункту 9 статьи 11.10 Земельного кодекса подготовка схемы расположения осуществляется в форме электронного документа.

В случае если подготовку схемы расположения обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его последующего предоставления без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.

Необходимо отметить, что XML-схемы, используемые для формирования файлов, и схемы расположения в форме электронного документа в формате XML признаются введенными в действие со дня их размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (пункт 13 Требований).

Согласно приказу Росреестра, XML-схема размещена на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. При этом сообщаем, что на официальном сайте Росреестра (www. rosreestr. ru) в разделе «XML-схемы» размещена актуальная XML-схема, используемая для формирования XML-документа — схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в форме электронного документа.

При подаче документов на проведение государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав необходимо учитывать указанную информацию.

— Насколько часто жителями нашей республики нарушаются пункты земельного законодательства, и какие меры наказания для этого предусмотрены государством?

— Во-первых, хотелось бы сказать, что Кадастровая палата по Республике Ингушетия на постоянной основе напоминает жителям нашей республики о необходимости соблюдения земельного законодательства.

Но, несмотря на это, владельцы недвижимости периодически становятся нарушителями земельного законодательства. Самое распространенное среди выявляемых нарушений — самовольное занятие земельного участка. Чаще всего землепользователи незаконно используют прилегающую территорию: выносят забор за пределы своего участка, складируют строительные материалы и другое имущество рядом со своим участком.

За такие нарушения предусмотрен административный штраф (минимальный размер штрафа для граждан 5000 рублей, для организаций и индивидуальных предпринимателей — 100 тысяч рублей).

Во избежание получения наказания землепользователям рекомендуется проверить наличие у них документов на право владения или пользования, убедиться, что имущество размещено в пределах границ их участка, или обратиться в органы местного самоуправления для оформления прав в установленном порядке.

Другое частое нарушение — использование земли не по назначению. К примеру, на земельном участке, предназначенном для личного подсобного хозяйства, не допускается установка торговых павильонов, автомоек и т. д. Минимальный штраф за такие нарушения для граждан составляет 10 тысяч рублей.

В законе четко указано, что земельные участки должны использоваться в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к определенной категории земли и разрешенным использованием. Эта информация содержится в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и получить ее может любой желающий.

При необходимости собственник имеет право изменить вид разрешенного использования земельного участка. Чтобы уточнить, какие виды использования предусмотрены правилами землепользования и застройки в территориальной зоне, в которой расположен данный земельный участок, можно обратиться в органы местного самоуправления.

Чтобы оградить себя от привлечения к административной ответственности в виде значительных штрафных санкций, Кадастровая палата по Республике Ингушетия рекомендует землевладельцам принять меры, направленные на самостоятельное выявление и устранение нарушений требований земельного законодательства.

Добавить комментарий