День рождения министерств

История в датах: 214 лет назад в России вместо коллегий были учреждены министерства

Изучать историю в детстве любит не каждый. Взрослые объясняют это тем, что все люди по складу ума и способностям воспринимать и усваивать информацию делятся на так называемых технарей и гуманитариев. Последние более склонны (несмотря на обилие исторических дат и цифр) и к изучению истории, в том числе.

Не знаю, как у других, а большинство моих знакомых отмечают, что интерес к истории у них тем больше, чем старше они становятся. И надо сказать, не безосновательно. Изучать прошлое народа и страны не по учебникам, без надобности заучивать домашнее задание на оценку, позволяет самому выбирать объём материала, тему и конкретный период, интересующий именно вас.

На такую аргументацию один из очень уважаемых мною историков, нахмурив брови, строго заявил: «Это не серьёзно!» Пусть так. А мы предлагаем нашему читателю один из моментов, наверняка, известных далеко не каждому знатоку истории.

Кто из нас хотя бы раз в жизни не обращался в какое-либо министерство? Так вот раньше это были коллегии. Раньше — это до 1802 года. А точнее — до 20 сентября 1802 года, когда вступил в силу манифест Александра I, положивший начало кардинальным преобразованиям в системе исполнительной власти Российской империи.

В соответствии с документом были образованы восемь министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, коммерции, народного просвещения, финансов и внутренних дел. Самым большим и многопрофильным стало Министерство внутренних дел. Структурные подразделения в министерствах строились по функциональному принципу. Они назывались экспедициями, впоследствии — департаментами.

Каждое министерство получило «Наказ» императора, иными словами — положение, которым определялись задачи и функции ведомства. А для координации деятельности вновь созданных органов все министры собирались на общие совещания — Комитет министров, на заседаниях которого часто присутствовал и сам император Александр I. Для обсуждения важнейших государственных дел и законов самодержцем был устроен Совет непременный, состоявший из 12-ти членов. Данный Совет пришёл на смену совещаниям, практиковавшимся при императрице Екатерине II и императоре Павле I.

В 1811 году внутренняя организация, порядок деятельности и права министерств были определены «Общим учреждением министерств». Общее делопроизводство велось в канцеляриях министров, и порядок его сохранялся до 1917 года. Министры имели одного или несколько заместителей, являлись членами Комитета министров и Государственного совета и должны были присутствовать в Сенате.

Но самым главным отличием новой системы стала единоличная власть и ответственность министров, вместо прежнего коллегиального начала. То есть именно министр один управлял своим ведомством при помощи канцелярии и подчинённых ему учреждений. Но на него же одного и возлагалась вся полнота ответственности за все упущения в подведомственной структуре.

Наиболее значительные изменения в составе министерств, их названии и количестве происходили, как утверждают историки, в период с 1905 по 1917 год, весьма непростой период в истории государства российского. После установления советской власти в 1917 году на базе министерств были созданы народные комиссариаты — наркоматы.

Но, как говорится, всё новое — хорошо забытое старое. Спустя почти три десятилетия власть Советов вновь решила вернуть старые названия некоторым госструктурам, и 1946 году наркоматы вновь были названы министерствами.

Безусловно, с тех пор преобразования в государственном устройстве произошли ещё не раз. Но и по сей день основной костяк исполнительной ветви власти в Российской Федерации составляют министерства.