Правильный ключ к ребенку

Исламское воспитание — для благополучия

Взрослые часто становятся заложниками своих ошибок и недочетов в воспитании детей. Все зависит от того, насколько правильны выбранные ими методы и как они их соблюдают. Очень важно, каким они представляют конечный итог воспитания, а это уже зависит от их ценностных установок.

В поиске правильного подхода, вороша кипу книг российских или чаще западных авторов, которые советуют свои ключи к душе ребенка, мусульмане зачастую не вспоминают о том, что есть одна безупречная методика, которая исходит от Самого Всевышнего.

У исламского воспитания есть множество преимуществ, среди которых уникальные достоинства, присущие только ему. Но их привлекательность индивидуально зависит от духовно-нравственных запросов старшего поколения. Если вас заботит приобретение вашим ребенком не только материальных, но и вечных благ, то этот материал — для вас.

«О, вы, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни...» (сура «Запрещение», аят 6).

Воспитание детей в исламе зиждется на подобном аяте, потому что его венцом является благополучие в Последней жизни. Но это не исключает гармонию в обыденной жизни, которой ислам также уделяет большое внимание. Методика тем и уникальна, что указывает на успех в обоих мирах.

Долженствующее воспитание детей в исламе — это обязанность родителей. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый из вас — пастырь, и каждый из вас несет ответственность за свою паству. Имам — пастырь и несет ответственность за свою паству, и мужчина — пастырь для своей семьи и несет ответственность за свою паству...». Также он сказал: «Ни один отец не может подарить своему ребенку ничего более ценного, чем хорошее воспитание». Посланник Аллаха также обратился к одному из своих сподвижников: «...и у твоего ребенка есть право на тебя».

Исламские ученые, как имам Ахмад ибн Ханбал (основатель одной из четырех правовых школ — мазхабов), разделили воспитание детей на семь составных частей.

Сюда входит все, что закладывает в ребенке исламское самосознание и прививает богобоязненность. Многие люди полагают, что детям рано говорить о религии, и для этого они должны достигнуть совершеннолетия. Но по исламу это не так. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к детям с серьезными назиданиями.

Так, известно, что Пророк давал наставление еще совсем юному сподвижнику Ибн Аббасу. Пророк часто сажал детей к себе на верховое животное, будь то лошадь или верблюд, и это поучение Ибн Аббас получил верхом позади него. Он, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нему со словами: «О, мальчик, не научить ли тебя некоторым словам, посредством которых Аллах окажет тебе пользу?» И продолжил: «Помни об Аллахе, и Он будет хранить тебя; помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой. Вспоминай Аллаха в благоденствии, и Он поддержит тебя в беде. Если захочешь попросить о чем-либо, то проси Аллаха; если захочешь обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху». И далее Пророк дал мальчику ряд других советов.

Пророк Мухаммад повелел учить своих детей совершению обязательных молитв с семи лет и побивать их за отказ от их совершения с десяти лет. Исламские ученые отмечают, что под побиванием подразумевается не истязания детей, причиняющие им боли. Для устрашения, например, советуется использовать сивак (зубочистка — ветка из дерева арак) или тонкую палочку. Известно, что Пророк никогда не поднял руки ни на кого из своих домочадцев.

Сподвижники, с которых Пророк велел брать пример всем верующим, приучали детей к религиозной практике с ранних лет, включая совершение молитв и поста.

Рассказывает сподвижница Пророка ар-Рубайя бинт Муаввиз: «Как-то раз утром в день Ашура Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) направил в поселения ансаров такое распоряжение: «Кто встал утром, не собираясь поститься, пусть не принимает пищу оставшуюся часть дня, а кто встретил утро постящимся, пусть постится!», — и после этого мы стали поститься, а также заставили поститься своих маленьких детей. Мы делали для них игрушки из шерсти, и если кто-то из них начинал плакать и просить еду, то мы давали ему эту игрушку, и так продолжалось до тех пор, пока не наступало время разговения».

Другой сподвижник по имени ас-Саиб ибн Йазид вспоминал: «Я совершил хадж с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда мне было семь лет».

Выдающийся муфассир (толкователь) Корана Аль-Куртуби в комментарии к аяту «О, вы, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни...» сказал: «Отец должен объяснить детям, что дозволено, а что запретно, защитить их от греха и научить другим положениям».

Омейядский халиф Абдуль-Малик ибн Марван напутствовал воспитателя своего сына: «Учи их правдивости подобно тому, как ты учишь их Корану, побуждай их к хорошим нравам, и пусть они учат стихи, поощряют и поддерживают. Сиди вместе с ними с благородными людьми и учеными, поистине они самые лучшие люди в набожности и нравах. Оберегай их от подлых людей и слуг, поистине они самые худшие люди в набожности и нравах. Прикажи чистить зубы сиваком поперек, пусть пьют воду мелкими глотками и не пьют залпом. Относись к ним почтительно при людях и унижай их уединяясь. Бей их за ложь, поистине ложь ведет к распутству, а распутство ведет к огню. Предостерегай их, чтобы они не поносили честь людей: у свободного человека нет замены чести. Если они управляют чем-либо, запрещай им бить людей, поистине, это позор, который останется за ними, и обида, за которую с них будет востребовано. Побуждай их поддерживать родственные отношения. И знай, что воспитанность более важна для мальчика, чем его родословная».

Исламский адаб — это поведенческие нормы и нравственные устои согласно шариату. Пророк Мухаммад сказал: «Поистине, я был послан для того, чтобы довести до совершенства нравственные достоинства». Благородство, сострадание, милосердие, справедливость — все это было присуще Пророку и должно прививаться детям, чтобы это стало для них таким же естественным проявлением их натуры, как умение разговаривать или двигаться.

Адаб имеет много сторон и ответвлений, как адаб со Всевышним Аллахом, адаб с людьми, адаб отхода ко сну, приема пищи и т. д. Посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, обучал своего юного сподвижника: «О, мальчик, скажи: «БисмиЛлях», — ешь правой рукой, бери то, что находится рядом с тобой!» Одним из самых важных адабов является любовь к Всевышнему Аллаху, а затем к Его Посланнику, что и должно прививаться детям.

Немалое внимание в исламе уделяется физическому развитию детей. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Любое действие, отвлекающее верующего от поклонения Аллаху, является пустой тратой времени, за исключением четырёх занятий: стрельбы по мишеням, езды на лошади, игр с семьей и обучения плаванию». Также известно, что Пророк боролся в личных схватках со своими сподвижниками. Праведный халиф Умар ибн Аль-Хаттаб поручал правителям всех городов исламского халифата: «Обучайте своих детей плавать, ездить верхом и тому, что стало пословицей, и хорошим стихам». Исходя из этого, в исламе приветствуется обучать детей указанным видам спорта, хотя стрельба и борьба, конечно, касаются воспитания мальчиков.

Детям необходимо прививать культуру чтения, интерес к знаниям. Религиозные знания в исламе первоочерёдны, но важно также воспитывать тягу и к светским наукам. Самое значимое знание для верующего — это знание Корана. Пророк призывал обучать своих детей чтению Священной Книги.

Известный ученый Хафиз Ибн Касир сказал: «Некоторые саляфы (прим. — праведные предшественники) считали желательным, чтобы ребёнка в детстве оставляли некоторое время играться, чтобы потом направить его стремление к изучению Корана. Ведь если обязать его вначале изучением, то он может после этого склониться к играм. А некоторые саляфы считали нежелательным обучать ребёнка Корану, если он еще не понимает то, что ему говорят. Однако такого ребёнка следует оставить, пока он подрастет и начнет соображать, после чего следует понемногу начинать его обучение, в зависимости от его стремления, желания, памяти и хорошей сообразительности».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, борьбу со своей душой назвал наилучшей борьбой. Детям необходимо с малых лет прививать подвижность, трудолюбие. Правильные воспитательные установки должны в будущем защитить детей от таких качеств, как лень, малодушие, скупость, трусость, жестокость.

Перед взрослыми стоит необходимость разъяснять детям, как себя правильно вести по отношению к сверстникам, взрослым. В целом ребенок должен отождествлять себя как член исламской общины, про которую Пророк сказал, что она подобна одному телу. Однажды к нему, да благословит его Аллах и приветствует, пришел старец, желавший его увидеть. Сидящие вокруг люди не поспешили уступить ему место. Тогда Посланник Аллаха сказал: «Не из нас те, кто немилостив к младшим из нас и неуважителен к старшим из нас».

Родителям следует уделять внимание и окружению ребенка. Пророк сказал: «Человек исповедует ту же религию, что и его близкий друг. Так пусть же посмотрит каждый из вас, с кем он водит дружбу!».

Когда дети достигают совершеннолетия, то родители должны объяснять им то, что на них в таком случае накладывает ислам. Дети по исламу безгрешны и не будут спрошены Всевышним ни за какие провинности, но в момент достижения совершеннолетия они наделяются всеми правами и обязанностями мусульманина. В такой период родители должны проявлять максимальную бдительность, дабы удержать детей в благочестии. Очень важно донести до них все, что запретил Аллах.

Родители, в особенности отец, обязаны содержать ребенка. Пророк сказал: «Будьте щедры к детям и воспитывайте их наилучшим образом». По исламу считается греховным расходовать средства, предназначенные на нужды семьи, на другие цели.

Особое внимание уделяется мягкому и доброму отношению к детям. Известно, что Пророк целовал своих детей, внуков, играл с ними, а также играл и шутил с другими детьми. Проходя мимо детей, он всегда улыбался им и приветствовал. Когда сын Пророка Ибрахим оказался от него в отдалении в окрестностях Медины, то Пророк отправлялся к нему, брал его на руки, целовал и возвращался обратно. Если к нему заходила его дочь Фатима, то Пророк вставал, целовал ее и усаживал рядом с собой. «Поистине, дочь моя — часть меня, и мне причиняет беспокойство то же, что и ей, и меня обижает то, что обижает ее», — говорил Пророк про Фатиму.

Однажды Посланник Аллаха поцеловал своего внука Хасана в присутствии одного мужчины, который сказал: «Поистине, у меня десять сыновей, но я ни разу не поцеловал никого из них!» На это Пророк ответил: «Не будет помилован тот, кто сам не проявляет милосердия к другим!» Часто внуки Пророка оказывались на его спине, а он не спешил их снимать, даже во время совершения молитвы. Когда после одной из молитв люди стали говорить о том, что она затянулась, Пророк сказал: «Мой мальчик оседлал меня, и я не хотел торопить его, пока он не сделал то, что хотел».

Пророк шутил с детьми и подбадривал их в играх. Так он шутил с мальчиком по имени Абу Умайр, у которого была птица, обращаясь к нему с шуточной рифмованной (на арабском языке) фразой: «О, Абу Умайр, что делает птичка?» А играющим в стрельбу мальчикам он говорил: «Метайте, а я на стороне всех вас».

Он, да благословит его Аллах и приветствует, призывал относиться одинаково ко всем детям, не делать разграничения между сыновьями и дочерями. Воспрещается уделять больше любви и внимания кому-то из детей, а также больше одаривать кого-то. К Пророку как-то пришел мужчина с сыном и сказал: «Я сделал этому своему сыну ценный подарок». После чего Посланник Аллаха спросил: «И ты сделал такой подарок каждому из своих детей?» На это мужчина ответил: «Нет». И тогда Пророк сказал: «Побойтесь Аллаха и будьте справедливы к своим детям!»

Самые богобоязненные рабы Аллаха обращались к Нему с мольбами за своих детей. На дуа родителей, как сообщил Пророк, Всевышний, несомненно, будет отвечать. Пророки, упоминаемые в Коране, просили о праведности для своих детей. Мудрая и дальновидная женщина некогда попросила у Аллаха защитить свою дочь и ее потомство от дьявола. Аллах ответил на ее мольбу, а ею оказалась бабушка Пророка Исы, мир ему.

Правильное воспитание детей в духе ислама приводит к благополучию в обоих мирах не только самих детей, но и их родителей. Они будут вознаграждены за все усердия и даже за материальные расходы на них. Тем, кто способствовал обучению ребенка Корану, в Судный день наденут корону из света, которой позавидуют другие люди. Если же дети оправдают старания родителей, и они останутся праведными и после их смерти, то Пророк сообщил, что их дуа будут способствовать улучшению их удела в Последней жизни. Этим и уникально исламское воспитание, тем, что оно своими корнями уходит в Вечную обитель.

«Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний» (сура «Гора», аят 21).