Как одна дружная семья

Ингушская диаспора в Казахстане: вчера, сегодня, завтра

Как мы знаем, нет достояния дороже, чем мир и согласие в обществе. Сохраняя и приумножая взаимопонимание, взаимоуважение в многонациональной стране, мы создаем себе и своим наследникам замечательные перспективы на будущее.

Немаловажным условием развития этносов является также стратегия, направленная на поддержку соотечественников за рубежом, которую успешно осуществляет Республика Ингушетия, помогая своим землякам, проживающим ныне в Казахстане. И в первую очередь эта поддержка касается вопросов сохранения самобытности народа, что само по себе имеет неоценимое значение. Но для полноты картины давайте начнем свое повествование с того момента, когда ингуши и чеченцы оказались невольными поселенцами бескрайних степей Казахстана.

В самый разгар Великой Отечественной войны, на фронтах которой стойко и мужественно сражались выходцы из Чечено-Ингушетии, решением сталинской власти эти два братских народа безо всяких на то оснований 23 февраля 1944 года были поголовно высланы со своих родных мест, объявив их врагами народа и пособниками фашистских оккупантов. Правда, до сих пор остается загадкой, как мог народ быть пособником врагов, когда чечено-ингушская территория вообще не была под немецкой оккупацией? И даже когда немцы подходили к городу-герою Малгобеку, все население его было мобилизовано. Кто ушел на войну, тот воевал на фронте, а местное население обеспечивало советским войскам на Кавказе надежный тыл: жители города и близлежащих сёл копали окопы и другие оборонительные сооружения, чтобы дать достойный отпор немцам. Но под надуманным предлогом вождём Страны Советов И. Сталиным весь народ — и стар и млад — был подвергнут депортации, и в товарных вагонах отправлен в Казахстан и Среднюю Азию.

Пожалуй, самым тяжелым периодом «новой» жизни для переселенцев были первые годы пребывания их в местах ссылки, если не считать горькие и тяжелые последствия, полученные ими во время долгой дороги в никуда. Но даже потеряв добрую половину из всей численности населения Чечено-Ингушетии, подвергшейся насильственному переселению, люди не ожесточились и не озлобились на судьбу, а, уповая на Всевышнего, смиренно начали строить новую жизнь. С высоты прожитых лет сегодня смело можно сказать, что без помощи местного населения, особенно казахов, которые, несмотря на немилость властей по отношению к «врагам народа», всячески поддерживали ссыльных, ингушам и чеченцам пришлось бы намного тяжелее. И поэтому во всех выступлениях руководителей и общественных деятелей Чечни и Ингушетии с больших трибун в адрес народов Казахстана и близлежащих республик звучат слова искренней благодарности за ту бескорыстную помощь, которую они оказали чеченскому и ингушскому народам в самое тяжелое время.

С тех самых пор чёрная дата 23 февраля 1944 года стала датой отсчета в новейшей истории вайнахской диаспоры в Казахстане. Но даже после издания Указа о реабилитации репрессированных народов о чеченцах и ингушах в первое время вообще запрещали писать, и в политических словарях, где перечислялись народности, проживающие в СССР, репрессированные народы также не упоминались. Как будто их и не существовало вовсе в этой стране. И поэтому в то время та часть депортированного населения, которая не вернулась на Кавказ и соизволила остаться жить в Казахстане, не могла свободно собираться, так как любое скопление людей могло вызвать подозрение. Но когда дело дошло до развала Советского Союза, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил созвать общественные объединения, и ингуши одними из первых начали создавать свои культурные центры.

В конце 80-х годов прошлого столетия в Казахстане повсеместно начали создаваться национально-культурные объединения (центры) чеченцев и ингушей, которые по уставу вошли в республиканскую Ассоциацию развития культуры чеченского и ингушского народов «Вайнах». В свою очередь ассоциация стала структурной единицей Ассамблеи народа Казахстана. Таким образом, в этой стране была выстроена целая система содействия малым нациям и народностям, в которой предусматривались все формы и виды помощи, начиная от самой элементарной материальной поддержки.

К решению вопросов диаспоры и их обсуждению руководители ассоциации оперативно привлекали внимание государственных структур, международных организаций УВКБ ООН, а также Международного комитета по правам человека и ряда посольств. Такие усилия позволили ассоциации более четко обозначать круг вопросов и реализовывать некоторые проекты. В это время, как известно, еще существовала Чечено-Ингушская АССР, и, естественно, центры регистрировались как чечено-ингушские. Они в полной мере выражали насущные проблемы всех вайнахов.

С первых дней своего существования ингушская диаспора в Казахстане поставила перед собой задачи сохранения межнационального согласия, развития культурных и общественных связей с представителями других этнических групп, проживающих в этом регионе.

Другими словами, считая Казахстан своей второй родиной, вайнахская диаспора старается быть полезной в деле укрепления суверенитета этого независимого государства. Созданная на заре независимости страны, диаспора активно участвует в жизни малой Ассамблеи народа Казахстана.

При поддержке Министерства культуры, информации и спорта Республики Казахстан это объединение в настоящее время очень позитивно развивается, в областях созданы и функционируют коллективы художественной самодеятельности, открыты школы по изучению родного языка. Активисты диаспоры участвуют в публичных дискуссиях и круглых столах по актуальным проблемам формирования гражданского общества в РК. Все без исключения центры диаспор содействуют взаимному обогащению национальных культур, активно вовлекают представителей своей нации, проживающих на всей территории Казахстана, в процесс демократических преобразований страны, осуществляют культурно-просветительскую деятельность по возрождению и развитию национального самосознания.

Руководители и общественные деятели центров на добровольных началах участвуют в разработке и реализации комплексных программ в области духовного развития, охраны здоровья и организации досуга граждан, а также способствуют приобщению представителей других наций и народностей к истории, культуре и искусству ингушей через средства массовой информации. Помимо этого, содействуют обеспечению защиты прав и интересов ингушей в строгом соответствии с Конституцией Республики Казахстан.

Кроме направлений, определяемых уставом, национально-культурные центры, находящиеся на территории крупных городов Казахстана, большое внимание уделяют гуманитарной деятельности. Они на постоянной основе занимаются организацией посильной материальной помощи остронуждающимся членам диаспоры и беженцам, решают вопросы их регистрации в правоохранительных органах и помогают в размещении людей в случае необходимости.

Надо сказать, что наиболее острой проблемой для ассоциации «Вайнах» стала проблема беженцев из Пригородного района Северной Осетии и Чеченской Республики, прибывших в Казахстан в поисках безопасности и размещенных во всех областях республики. В конце 1992 года, когда разгорелся осетино-ингушский конфликт, в Казахстан потоком хлынули беженцы из числа ингушей, проживавших в Пригородном районе. Все без исключения центры диаспор в срочном порядке переключились на то, чтобы устроить их и оказать им материальную помощь. Более того, представители национально-культурных объединений на собранные деньги отправляли продукты и одежду в зону конфликта. А в декабре 1994 года началась первая война в Чечне, потом вторая, опять пришлось заниматься оказанием помощи беженцам, трудоустройством, регистрацией в миграционной службе и так далее.

Таким образом, огромное количество ингушей и чеченцев вновь оказалось под небом казахской земли. И казахская земля, как и прежде, радушно приняла их, приютила и предложила свою помощь.

После наступившей относительной стабильности в Ингушетии и Чечне вынужденные переселенцы из этих мест начали возвращаться к себе домой, а диаспоры продолжили свою деятельность по развитию культуры, родного языка и изучению самобытности нации.

Как отмечают многие социологи в Казахстане, с созданием общественных центров казахстанские ингуши и чеченцы получили возможность свободно собираться, принимать участие во всех культурных мероприятиях, проводимых в республике, а также решать свои внутри этнические вопросы возрождения родного языка, культуры, дальнейшего развития образования, связи с исторической родиной.

В настоящее время повсеместно во всех вайнахских объединениях для реализации этих программ при финансовой помощи Министерства культуры, информации и общественного согласия РК работают специалисты высокого класса. Они регулярно принимают участие в ежегодных конференциях по линии ОБСЕ, республиканских и городских мероприятиях. Также проводят дни национальных культур с участием представителей других наций, расположенных по всем городам Казахстана с организацией национальной кухни, выступлениями танцевальных коллективов и других деятелей культуры.

Надо отметить, что руководителями ингушских центров в Казахстане являются известные люди в республике, видные политические и общественные деятели, ученые и искусствоведы.

Пусть не в обиду другим центрам будет сказано, но, как отмечали многие наши собеседники во время подготовки этого материала к печати, в Астане, где в основном преобладают ингуши, диаспора считается наиболее активной и сплоченной, хотя и другие центры не уступают им ни в чем. Просто Астана является столицей Казахстана и всегда считалась лицом республики. Наверное, поэтому здесь сконцентрировались основные звенья общественной жизни вайнахов, облюбовавшие этот регион ещё со времен высылки.

Сегодня благодаря позитивной национальной политике президента Казахстана Нурсултана Назарбаева представители диаспоры считают, что надо заниматься восстановлением потерянных традиций, которыми издавна славились два братских народа.

Жить в мире и дружбе со своим народом, с соседями, уважать старшего по возрасту, оказывать гостеприимство и т. д. — вот главные составляющие традиций вайнахов. Ведь не секрет, что многое было потеряно во время высылки, и сегодняшняя молодежь не достаточно хорошо знает об обычаях своего народа. По этой причине члены совета старейшин национальных диаспор в Казахстане часто встречаются с молодежью для того, чтобы рассказать о человеческих ценностях и традициях, которые были присущи нашим народам испокон веков.

Основными идеями центров, конечно, является сохранение межнационального согласия, популяризация позитивной национальной политики президента РК, а также пропаганда и разъяснение стратегии Ассамблеи народа Казахстана.

Одним словом, со дня создания чечено-ингушских культурных центров на территории Казахстана сделано немало. И на будущее представители диаспоры ставят не менее сложные задачи, при решении которых удастся найти баланс во многих жизненно важных вопросах. В канун подготовки официальной делегации Ингушетии в Казахстан хотелось бы пожелать нашим соотечественникам и всему дружественному народу Казахстана чистого неба над головой и всех земных благ!