Элементы одежды

Элтар кий, или ингушская папаха

Ингуш обязан был быть с покрытой головой на людях, и обычай этот соблюдался веками. В конце XX века к этому обычаю стали относиться либеральней.

Пожилые люди чаще поднимают эту тему, сожалея о современных нравах. Повсеместно встречаются на улице, на рабочих местах, на праздниках и похоронах люди в тюбетейках. Называют ее ингуши — фазик, переиначив турецкое название — феска. Это головной убор цилиндрической формы, чаще красного цвета, с кисточкой. Феску носили в турецкой армии и простые поданные султанов.

После принятия ислама ингуши во время молитвы надевали этот упрощенный вариант фески, и считался он интимным элементом одежды, как нательное белье. Неприличным считалось при людях оставаться без шапки, в этом головном уборе.

В начале ХХ века в Ингушетии, как и на всём Кавказе, появилась русская шапка-ушанка и прижилась. Наряду с ней появилась фуражка, прототип военной фуражки. Слово «фураж» — французское. Первыми этот головной убор стали носить французские фуражиры в армии. Скоро фуражка, как атрибут военного обмундирования, стала появляться во многих армиях мира.

В СССР для гражданских лиц стали шить фуражки, напоминавшие военные, и народ назвал их «сталинскими», а во второй половине ХХ века виды фуражки размножились, и фантазия мастера-фуражечника ничем не ограничивалась, пока у ингушей на смену ей не пришла шляпа. С начала 90-х годов публичным головным убором стала «фазик», и это уже не считается неприличным.

Теперь о национальных головных уборах ингушей. Их было много: для богатых, для праздников, женских, мужских, дорогих и повседневных, ночных, зимних, летних, войлочных, подшлемников. Остановимся на одном из них и самом главном — папахе.

Слово это, предположительно, азербайджанское, в переводе — «шапка». Ее носили все горцы, жители Закавказья, русские, казаки, а позже и поныне папаха — элемент обмундирования старших офицеров российской армии. Помимо папахи, ингуши до XVIII века носили шапку праздничную. Она отличалась от всех головных уборов, напоминала шлем, по вертикали делилась на доли — от четырёх до восьми, украшалась тесьмой, орнаментом, шитьем золотыми нитями. Папаха овчинная была на все случаи жизни. Но была еще папаха с отороченным верхом из шкурки ягненка. Такая папаха входила в торжественный, или праздничный, наряд. Грузины из-за этих папах называли ингушей «высокие шапки».

Действительно, это были самые высокие папахи. С конца XIX века предприимчивые ингуши стали ездить в Бухару и привозить ценные каракулевые шкурки. Местные умельцы шили папахи, и стоили они очень дорого. Такую папаху мечтали иметь многие. Понравился этот головной убор и офицерам и императору России, позже и советским офицерам. Разошлись «высокие шапки» по Кавказу и по России. Появившуюся лет сто назад в Ингушетии русскую шапку-ушанку теперь шьют из каракуля. Гибрид этот не совсем удачный — ни папаха, ни ушанка, но пока еще в моде.

Историки указывают, что законодателями моды на Кавказе являлись кабардинцы. Из нахских народов знатоками в этом вопросе можно назвать чеченцев, более свободных в нововведениях одежды. Элтар (каракуль), кий — шапка. Элтар кий ввели в обиход ингуши, и он получил широкое распространение в России. Можно сказать, что в этом вопросе ингуши стали законодателями моды. Собравшиеся на какие-то мероприятия ингуши задают вопросы старшим.

— Какой головной убор лучше, без чего можно обойтись?

На этот вопрос нет однозначного ответа, но знать, кто мы, должны все.

Сорвать папаху с головы ингуша — это значило получить удар кинжалом. Такова была цена за дерзость, то есть значимость головного убора была велика. Костюм народов Кавказа, как мужской, так и женский, получил признание специалистов, как один из лучших национальных костюмов народов мира. Действительно, он удобен, гармоничен и удачно подчеркивает в мужчине мужское, в женщине — женское.

А теперь ответ на вопрос: какой головной убор лучше носить?

Ответ однозначный: должно быть наличие самой головы, и в этом случае выбор будет безошибочным.

Руслан Эльдиев