Знак суровой правды жизни

Цикл, посвященный поэзии военных лет продолжает набирать обороты

К сожалению, сегодня поэтическое искусство не имеет былой ценности — той, которая существовала в эпохи Александра Пушкина или Анны Ахматовой. Однако есть еще надежда на возрождение прошлых традиций, ведь ежегодно 21 марта авторы и читатели отмечают Всемирный день поэзии, призванный напомнить жителям планеты о существовании мира прекрасного.

Из-за насыщенной программы празднование Всемирного дня поэзии в нашей стране растягивается как минимум месяц. И такое обстоятельство в лишний раз говорит о том, что к поэзии у россиян отношение трепетное и весьма возвышенное.

Уже стало традицией отмечать данный праздник при активной поддержке государственных органов страны. А несколько лет тому назад правительством России были разработаны программы для проведения торжественных мероприятий в честь дня поэзии по регионам и городам страны. Поэтические вечера, на которых авторы публично выступают со своими лучшими произведениями, интеллектуальные соревнования на стихотворные темы, выставки художников-портретистов — всё это имеет место быть среди нашего современного литературного сообщества. Проходят подобные мероприятия и в нашей республике.

К примеру, Ингушский государственный музей изобразительных искусств собрал на этот раз любителей поэзии для того, чтобы рассказать им, как развивалась поэзия в годы войны, и кто стоял у истоков военной тематики. Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня Великой Отечественной войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели.

Известный английский журналист Александр Верт, который почти всю войну провел в Советском Союзе, в книге «Россия в войне 1941 —1945 гг.» свидетельствовал: Россия также, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов, Сурков и Исаковский читали во время войны, как и в мирное время, буквально каждый.

Эти имена, безусловно, стали символами для многих будущих поколений поэтов и певцов, и поэтому основное место в сценарии вечера в музее было уделено представлению творчества Константина Симонова, Алексея Суркова и Михаила Исаковского, который, впрочем, всегда сам писал музыку на свои стихи.

— Как свидетельствуют очевидцы того времени, произведения этих и многих других авторов учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх, смерть, голод, разруху. Более того, они помогали не только воевать, но и жить, — говорит заместитель директора по научной работе музея Асет Евлоева. — И поэтому главная цель, которую мы преследуем, организовывая подобные встречи с молодежью, это воспитание нашего подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к Родине.

Как мы знаем, именно в суровую военную пору, точнее, в самые тяжелые первые месяцы военной страды были созданы почти все поэтические шедевры Константина Симонова: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Жди меня, и я вернусь», «Майор привез мальчишку на лафете» и другие. Человек, поставленный в исключительные обстоятельства, подвергающийся самым жестоким испытаниям, заново узнавал мир и от этого сам становился иным: сложнее, мужественнее, богаче, зорче и точнее в оценках.

«Война изменила людей. Они теперь иначе смотрят и на мир, и на себя. Я — другой я — не тот, не тот, каким был в Москве до войны», — так утверждал Симонов в своей книге под названием: «Встреча на чужбине» 1945 года.

Не менее интересным для читателей представляется и творчество Суркова и Исаковского, которые не понаслышке знали о тяготах войны, и шли с нею бок о бок все четыре года.

Организаторы встречи в государственном музее говорили и о том, что потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны: Борис Слуцкий, Давид Самойлов, Булат Окуджава, Анна Ахматова, Муса Джалиль, Ольга Берггольц и многие другие. Произведения этих авторов, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний.

Как отмечали многие литературные критики, в них порой, даже резких, даже зовущих к мщению насильникам и обидчикам, властно звучит гуманистическое начало. Все виды поэтического оружия: и пламенная призывная публицистика, и задушевная лирика солдатского сердца, и едкая сатира, и большие формы лирической и лирико-эпической поэмы — нашли свое выражение в коллективном опыте военных лет.

— Литературные критики до сих пор продолжают утверждать, что стихи военных лет производят впечатление особенной цельности и гармоничности, — говорит Асет Алаудиновна. — Перед читателями раскрывается единый характер, и это характер именно того человека, который выстоял в первых боях с фашизмом, а потом разгромил врага.

В своем выступлении Народный художник Республики Ингушетия Муса Мартазанов отметил, что в произведениях военных лет предсказывается большой срок и жестокость этой бойни, но в то же время угадывается и о том, что человек — сильнее войны. Если любит, если верит.

— Неудивительно, что большинство бытовавших в окопах песен, рожденных войной, таких как «Синий платочек», «Темная ночь», «Бьётся в тесной печурке огонь», «В лесу прифронтовом», «Огонёк», были сугубо лирическими. Эти песни отогревали солдатское сердце, продрогшее на холодном ветру суровой военной жизни, и помогали им биться с врагом, защищая свою Отчизну, — отметил он, и, обращаясь к представителям молодежи, призвал их дорожить памятью тех, кто ради будущих поколений не пожалели собственные жизни.

Лирическая поэзия периода Великой Отечественной войны — явление яркое, многообразное, широкое по спектру выразившихся в ней человеческих чувств. Она отличалась страстностью гражданского языка и высотою помыслов, устремленных к борьбе за свободу своей Родины.

Поистине поэты, идя вместе с воюющим народом по дорогам войны, внимательно вглядывались в её неженское лицо, и слушали её речи, и в этой постоянной близости находили силу для своего стиха. Но главными песнями военных лет стали песни на стихи Лебедева-Кумача «Священная война» и Исаковского «Катюша».

Отсюда мы видим, что поэтическая публицистика была непременным участником каждого дня военной страды. В лучших своих произведениях авторы-бестселлеры сочетали острую отточенность публицистической формы и глубочайшую ненависть к врагу с горячим гуманизмом, пролетарским интернационализмом и верой в торжество справедливости. Этот великолепный и сложный сплав и придал поэтической публицистике периода Великой Отечественной войны колоссальную агитационную силу воздействия.