«Липовые» знания ведут общество в тупик

Более 70 преподавателей и 15 субъектов обсудили в Ингушетии лучшие практики управления образовательными организациями

27-29 ноября в нашей республике проходила Межрегиональная конференция по обмену лучшими практиками управления образовательными организациями. В течение двух дней около семидесяти директоров лучших общеобразовательных учреждений из 15 регионов страны (в том числе и Москвы), совместно с коллегами из Ингушетии обменивались опытом на шести дискуссионных площадках, созданных в разных школах республики.

Сегодня же в Муниципальном дворце культуры Назрани состоялось итоговое пленарное заседание по подведению итогов работы форума, в котором приняли участие Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров и спикер парламента республики Зелимхан Евлоев. Вел заседание заместитель министра Минобрнауки России Сергей Кравцов. Выразив признательность принимающей стороне и лично руководителю региона Евкурову за высокий уровень организации и проведения форума, он предоставил ему слово.

— Большое спасибо, что приехали к нам, — сказал Глава Ингушетии, обращаясь к работникам образования. — Для нас очень важно, чтобы сфера образования развивалась в ногу со временем. Другое дело, насколько это получается. Вместе с тем подчеркну, что по тому же ЕГЭ мы смогли достичь определенных положительных результатов, хотя еще недавно здесь имелись серьезные просчеты. Прежде всего, это касается изменений в сознании, как самих детей, так и их родителей, а также педагогов, постепенно осознающих, что «фиктивные» знания вредят будущему наших детей. Да, дети у нас хорошие. Но иногда задаешься вопросом: а как же из таких хороших детей потом вырастают плохие люди, преступники? Понятно, что семья воспитывает ребенка. Но также ясно, что в школе он проводит большую часть своего времени, что школа — это его «второй дом».

Глава Ингушетии выразил надежду, что анализ всего, что наработано в сфере образования, а также результаты работы конференции станут востребованными, и что в целом система образования поднимется на более высокий, качественный уровень.



Уверенность в правильности выбранного педагогическим сообществом и руководством Минобрнауки направления выразил и председатель Народного собрания Ингушетии Зелимхан Евлоев.

— Образование и наука всегда отражают суть эпохи, определяют будущее любого государства, — отметил оратор в своей речи. — Мы должны готовить ребенка к профессиональной мобильности, инициативности, умению творчески смотреть на окружающий, динамично развивающийся мир — мир знаний. Ни одна отрасль не меняется так быстро, как отрасль знаний. Каждые два года объем знаний, накопленных человечеством, удваивается, а дальше это будет происходить еще быстрей, учитывая меняющуюся постоянно картину на рынке труда. И именно сейчас нужно готовить специалистов экономики будущего. Хочу напомнить, что расходы образования — это одна из самых крупных расходных статей федерального и нашего республиканского бюджетов. Консолидированный бюджет на образование в России составил 3,2 триллиона рублей, а к 2020 году эта цифра увеличится до 3,8 трлн. В Ингушетии же расходы на сферу образования составят треть бюджета.

О том, какие недостатки выявлены в сфере образования, как их преодолеть, рассказал заместитель министра образования России Сергей Кравцов.

— Вчера состоялось заседание коллегии Минобрнауки, на котором обсуждался вопрос оценки качества общего образования, — сообщил он собравшимся. — Были обсуждены многие вопросы, но приоритетом стало усиление внимания к качеству работы управленческого корпуса. Хочу сказать, что конференцию не случайно решено провести в Ингушетии: именно здесь второй год подряд по инициативе Главы Ингушетии и Министерства образования республики практикуют новую процедуру объективного назначения на должность директоров школ в прямом эфире республиканского телевидения. И скажу вам, что эта новизна дает положительные результаты.

Докладчик напомнил, что в России сформирована единая система оценки качества образования, включающая в себя не только ЕГЭ, но и другие оценочные процедуры, такие как всероссийские проверочные работы, национальные и международные исследования качества образования. По результатам 2015 года, как было отмечено, Россия признана лидером по динамике развития читательской и математической грамотности, а 5 декабря текущего года будут оглашены результаты международного исследования качества начальной школы. Кроме того, впервые наша страна на международной конференции представила результаты оценки качества образования по ЕГЭ, и выяснилось, что в мире нет прецедента, когда результаты 700 тысяч выпускников обрабатывались за 10 дней.

— Главное — принимать правильные управленческие решения, — считает Кравцов. — Очень важна работа по правильному использованию результатов проверки знаний, в частности — по тому же проекту «Я сдам ЕГЭ», когда мы на территории СКФО в три раза улучшили результаты по русскому языку, математике. Так, количество не преодолевших минимальные границы по баллам уменьшилось в три раза. И это тоже уникальный опыт. Что касается итоговой аттестации по 9-м классам, то определенные проблемы остаются, потому что здесь оценка знаний не всегда проходит объективно, и наша задача — достигнуть уровень объективности к ЕГЭ. А все почему? Потому, что дети с высокими результатами дальше переходят в 10-й класс и, сталкиваясь уже с объективной оценкой, подвергаются стрессам. Поэтому лучше не «рисовать» результаты, а пойти и получить рабочую специальность, нежели идти с низкими результатами в вуз. К слову, у нас впервые в этом году 54% детей пошли именно в средние профтехучилища. Кроме того, важно, что мы вернули добровольность выбора предметов.

Кравцов рассказал и о других исследованиях. В частности, по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Так, по его словам, 50% детей не осознают существующих в Интернете опасностей, 30% не видят в них потенциальных угроз, 60% не смогли сопоставить биологические понятия, 70% — определить нахождение химического элемента в природе.

Вместе с тем он раз за разом подчеркивал, что все эти исследования, проверочные работы и прочее не заключают в себе цели кого-то наказать, целью является создание картины объективной ситуации в регионах и желание ее улучшить.

— Только если эта ситуация не будет меняться, мы начнем применять меры ответственности, — проинформировал всех оратор.

Рассказал Кравцов и о всероссийских проверочных работах.

— Когда мы два года назад предложили в 4 классах школ провести проверочные работы, все подумали что это что-то новое, — сказал он. — Вместе с тем это просто хорошо забытое старое: ведь раньше были контрольные министерские работы. Добровольно в этой работе приняли участие 30 тыс. школ.

Как заметил в своем слове Юнус-Бек Евкуров, странно видеть, как из хороших детей потом вырастают преступники. А все почему? Потому что мы вовремя не замечаем пробелы в знаниях детей, а потом удивляемся, когда эти пробелы как снежный ком накапливаются и ребенок теряет мотивацию к учебной деятельности, его затягивает неправильная дорога.

Кравцов также сообщил, что специально созданные центры диагностики знаний позволят ученикам определить уровень их знаний. Подчеркивалось, что в СКФО возможно создание такого центра.

Еще одним моментом исследований являлась компетенция учителей. На добровольной основе здесь приняли участие 4,5 тыс. учителей по русскому языку и математике из 13 регионов. Результаты не обнадеживающие: 15-20% учителей имеют проблемы по знанию предмета, 50% — испытывают потребность в методических знаниях (умении преподавать), 80% — потребность в объективной оценке знаний учеников. По словам Кравцова, улучшить данную ситуацию призваны региональные институты повышения квалификации, «адресно» работая с учителями.

— У нас же большинство таких институтов работает формально, — сказал он, — непонятно, по каким программам проводится повышение квалификации. В итоге страдают почему-то директора школ, а в конечном счете — само образование как таковое.

Сообщалось на заседании и о созданной доступной для всех министров информационной системе, что все оценочные данные загружаются в эту систему, все могут видеть ситуацию по каждой школе: где объективно проводится оценка знаний, где оценки «рисуются».

— Самое интересное, что те школы, которые проводят экзамены объективно, пусть даже с плохими результатами вначале, у них со временем ситуация меняется к лучшему, — проинформировал Кравцов. — И напротив, где оценки берутся с потолка, там наблюдается ухудшение со временем. И если рисовать всем пятерки, то результат будет ухудшаться. До сих пор мы только стращали руководителей таких школ, но в следующем году эти списки будут опубликованы.

Докладчик рассказал о проблемах с отличниками, «золотыми» медалистами, победителями олимпиад, которые, увы, часто не доказывают своих знаний на ЕГЭ. Так, из 71 тыс. медалистов по стране 142 получили менее 50 баллов на ЕГЭ по русскому языку, 4351 не получили 50 баллов ни по одному предмету по выбору и т. д. Стратегическая задача развития системы оценки качества образования — эффективное использование результатов.

Головной болью чиновников Минобрнауки остаются и «готовые домашние задания». Сообщалось, что 2% поисков Яндекса составляют поиски этих домашних заданий. Прорабатывается решение «поработать» с издательствами и интернет-сайтами, оказывающими детям такую медвежью услугу.

— Сегодня звучит много предложений по реформе системы образования, — скептически отметил Кравцов. — Мол, давайте, начнем с чистого листа, в соответствии с новым информационным обществом, в котором мы живем. Это, мягко говоря, недальновидная позиция, и считаю, что двигаться по пути развития нужно постепенно. Надо смотреть на реальную ситуацию, спрашивать, к примеру, с вузов, выдавших своим выпускникам, не умеющим справиться с элементарным заданием, «красные дипломы», а не карать за это директоров школ или министров. Система образования — это сложнейшая система, в которой все взаимосвязано.

С докладом на заседании выступил и министр образования Ингушетии Юсуп Костоев. Выразив признательность коллегам за интересную работу на дискуссионных площадках, он сообщил о некоторых нововведениях, инициированных Главой Ингушетии. Так, отныне «золотые» медали будут выдавать только тем выпускникам, кто на ЕГЭ наберет не менее 220 баллов.

— Мы проводим большую информационную кампанию, — отметил он. — Сегодня и родители, и сами выпускники стали осознавать, что «фиктивные» знания попросту не позволят им пройти барьер ЕГЭ. В этом году у нас было 178 медалистов, и после принятия этого решения, думаю, число медалистов понизится. Но это не важно. Важно, чтобы дети обладали реальными знаниями. Кроме того, мы хотим провести республиканское родительское собрание, чтобы посмотреть в глаза каждому родителю выпускника, довести до их сознания, что мы все в ответе за наших детей, и «липовые» дипломы, как и скудные знания сегодня — это путь в тупик.

Выступили на пленарном заседании по самым разным темам и многие директора школ. Суть же всех докладов заключалась в одном — необходимости повышать профессиональную компетентность работников сферы образования и уходить от «дутых» цифр и «липовых» знаний.