К 25-летию республики

Богослов, миротворец, гражданин

Начало 90-х прошлого столетия ознаменовалось рядом событий, которые не только разрушили существующий строй и монополию одной партии — коммунистической, но и кардинально изменили отношение граждан к жизненным принципам, которыми они жили и дышали на протяжении более семидесяти лет.

Изменилось всё. А распад нерушимого, казалось бы, Союза обнажил серьезные проблемы во всех сферах. Всё чаще справедливо стала звучать тема реабилитации всех незаконно репрессированных народов. А ингушская сторона выступила инициатором принятия «Закона о реабилитации репрессированных народов». Среди множества достойных людей, принимавших в этом участие, был и Ахмед-хаджи Пошев, известный в республике и далеко за её пределами богослов, религиозный и общественный деятель.

На одной из встреч 22 апреля 1991 года (а их в то время было множество и с разными известными людьми страны) с доктором философских наук, профессором Д. А. Волкогоновым, где присутствовали также Б. Аушев, А. Арсанов и Б. Чахкиев, Пошев сказал:

«В 1944 году ингуши и чеченцы были депортированы в Среднюю Азию и Казахстан. Эта чудовищная акция была обоснована стандартным для всех предыдущих и последующих репрессий измышлением — изменой Родине. Когда войска фашистской Германии продвигались в глубь нашей страны, наши отцы и деды стояли насмерть, защищая не только Брестскую крепость, но и всю страну.

В 1975 году, находясь на службе в Амурской области, я читал вашу статью в журнале «Советский воин», где вы писали о морали. Вы писали, что в быту, в отношении к женщине бывает особенно наглядно виден уровень культуры человека, его моральной порядочности. Привели притчу писателя А. Мальсагова о том, как умирал седой Орцхо, прославленный партизан. Казалось, он не мог больше сделать ни одного движения, произнести ни одного слова. Но вот пришла в комнату мать его жены, и он нашел силы приподняться и сказать: «И ты пришла! Спасибо тебе. Прости, что я не могу встать перед тобой». Орцхо всю жизнь вставал перед матерью своей жены. Он не мог позволить себе поступить иначе и в смертную минуту.

Добавлю, что уважение к женщине — показатель высокой нравственной культуры человека. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучший из вас тот, кто лучше относится к женщине».

В последнее время часто говорят о правах человека. Но как нам быть, если и поныне нарушаются права целых народов, которые подверглись унижению и беззаконию? Последствия депортации отразилось на судьбе ингушского народа. На многие десятилетия мы отстали в экономическом, техническом и культурном развитии. По пути следования в Казахстан от холода, голода и болезней погибло около трети населения. Это был акт геноцида и вандализма не только против нас, но и всего человечества. Однако, пройдя этот ад земной, мы возвратились домой не с ожесточенными сердцами, а с надеждой на торжество справедливости. Мы надеемся, что с помощью Всевышнего вы, как советник Б. Н. Ельцина, будете содействовать в решении многих нерешенных вопросов«, — сказал в заключение оратор.

«Глубоко тронут вашим визитом, — ответил тогда Д. Волкогонов. — О репрессиях в отношении видных политических, общественных и религиозных деятелей, а также против целых народов я знаю не понаслышке. Можно изгнать человека с родных мест и менять названия городов, улиц и сёл. Но невозможно заставить человека отказаться жить там, где веками жили его предки, а для кавказцев — тем более. Я тронут и тем, что вы не забыли мою статью о культуре поведения людей, где, в частности, я писал о высоких моральных качествах седого Орцхо, который при последнем вздохе сохранил этикет в отношении к родным и старшим.

По вопросу реабилитации до вас ко мне никто не обращался. Даю вам слово, отныне до конца своей жизни я буду добиваться справедливости в отношении депортированных народов и выскажу своё мнение Б. Н. Ельцину. Гордитесь, что у вашего народа такие, как Орцхо, рождаются не в единственном числе. Удачи вам!»

Эта беседа состоялась за четыре дня до принятия Закона «О реабилитации репрессированных народов». А сколько их было до этого? Вот так, шагом за шагом, встреча за встречей, переговоры за переговорами закладывались основы для принятия столь долгожданного закона. Это было время тяжелых испытаний.

Затем последовал 1992 год. И снова голос известного богослова звучит с различных трибун. В своих многочисленных, порой эмоциональных выступлениях Ахмед-хаджи Пошев вновь и вновь обращается к общественности и властным структурам с требованием осудить инициаторов кровопролития в Пригородном районе Северной Осетии и привлечь их к ответственности.

«Сотни убитых и раненых, десятки тысяч беженцев и заложников, множество разграбленных, взорванных и сожженных домов, отсутствие возможности захоронить трупы, которые начали разлагаться, надругательство и поруганная честь — это не весь перечень актов бесчеловечности и вандализма против ингушей», — звучит из его уст в г. Баку на конференции Высшего религиозного совета народов Кавказа 24 ноября 1992 года.

Он требует безусловного исполнения Декларации Верховного Совета СССР от 14 марта 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», Постановления ВС СССР от 7 марта 1991 года «Об отмене противоправных антиконституционных законодательных актов», Закона РСФСР от 26 апреля 1991 года «О реабилитации репрессированных народов».

Особое внимание в своей общественной деятельности Ахмед-хаджи уделяет и миротворческой миссии. Из выступления Пошева на первом съезде мусульман Северной Осетии:

«Когда Всевышний создавал нас на этой земле, он у нас не спрашивал, кем мы будем рождены. Когда мы находились в утробе матери, среди нас не было ни профессоров, ни пророков, и не было творящих зло. И только то, что мы за последние семьдесят лет отстали в духовной жизни, породило в нас безнравственность.

Сегодня могу сказать, когда мы собираемся вместе на такой форум, независимо от национальной принадлежности, и когда здесь присутствуют представители не только ислама, но и христианства, мы сможем будущее наше поколение поставить на более высокую ступень духовного и нравственного воспитания.

Все религии мира призваны к тому, чтобы сделать человека совершеннее. Они учат добру, состраданию и взаимной любви. Аллах призвал нас всех служить добру. Он говорит в Коране: «Я вас создал племенами и народами не для войн и взаимной ненависти, не для того, чтобы предпочесть какой-то народ другому. Я вас создал, даровав разные языки и цвет кожи, чтобы вы творили добро».

Когда мы собираемся в одном зале и сидим за одним столом, когда у нас есть терпимость друг к другу, я думаю, что мы строим земной рай. И после таких встреч бываешь доброжелателен к своей семье, и этим сохраняешь своё будущее. Поэтому религия высоко ценит мир и занимается миротворчеством, воспитывает человека в духе веры, которая сеет в душах людей добропорядочность и нравственность».

Ахмед-хаджи Пошев всегда славился как миротворец и богослов. Но это не единственное его достоинство. Он развит всесторонне. По светскому образованию он экономист — окончил Тульский экономический техникум, затем Московский пищевой институт и Алма-атинский педагогический университет. Духовное образование Пошев получил в Исламском институте им. имама Аш-Шафии, который окончил в 1997 году.

В период проведения 2-го и 3-го Съездов ингушского народа принимал активное участие в их работе. В немалой степени способствовал принятию Закона «О реабилитации репрессированных народов», был членом оргкомитета по восстановлению ингушской автономии, членом Народного совета Ингушетии, председателем Комитета по переговорам Временной администрации Ингушетии.

Безусловно, в становлении, образовании и дальнейшем развитии ингушской государственности принимали участие многие достойные и уважаемые граждане Ингушетии, ученые, экономисты, журналисты, историки, юристы, всех не перечислишь. И в этом ряду достойно представлял республику Ахмед-хаджи Пошев.