Достижение справедливости — бесконечная цепь преступлений и наказаний?

20 февраля отмечается Всемирный день социальной справедливости

В этом году исполнился юбилей одному незаметному, но очень важному по своей сути празднику — Всемирному дню социальной справедливости, который отмечается ежегодно 20 февраля, начиная с 2009 года.

Сколько мудрецов оставило в наследство человечеству своих глубоких, основанных на жизненном опыте размышлений о справедливости (не только социальной) — и не сосчитаешь! Мне лично нравится высказывание древнеримского философа Цицерона, считавшего, что «существует два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу».

Вообще, что это за явление — справедливость? К примеру, в отношениях между двумя близкими людьми, партнерами. Как можно описать или измерить справедливость в этом тандеме, где ее искать? Все хотят справедливого отношения к себе. И всем кажется, что сами они справедливы по отношению к другим. Но только никто не хочет замечать, чем справедливее чувствует себя один, тем более притесненным себя ощущает другой. Чем более скучнее и однообразнее жизнь партнеров, чем более она насильственнее, чем меньше в жизни пары взаимопонимания и уважения, тем сложнее им договориться и согласиться друг с другом. И получается, что «справедливостей» столько, сколько существует недовольных. А где истинная справедливость, никто не знает. Да и есть ли она?!

Люди разные от рождения: по полу, по физиологическим проявлениям, происхождению, способностям, талантам, образованию, социальному положению, социальному происхождению, духовности, глубине души. А если мы разные от рождения, так разве может быть справедливость одна на всех или одна на двоих?

Есть мнение, что справедливость — это искусство неравных. В основе этого искусства, скорее всего, лежит собственная совесть и любовь, и только это может определять справедливость. Не многим дано доброе и любящее сердце, так же как и способность чувствовать и уметь видеть других людей. А ведь это и есть справедливые люди, которые рассматривают человека, исходя из его самых добрых качеств.

Однако людям удобней упрощать. Чтобы не тратить «лишнее время» на изучение другого, который рядом, и получается, что измеряем мы справедливость мотивами, критериями, а потом подсчитываем последствиями поведения других людей по отношению к себе, упрощая механически и сводя на нет всю глубину и ценность искусства справедливости.

Справедливость в обычно понимаемом смысле — представление о некоем должном, идеальном порядке взаимоотношений между партнерами. Понятие о справедливости есть у всех нас, свое собственное, и всегда это критерий оценки того, что происходит вокруг нас, это доброжелательство и любовь. Исчезают эти чувства — не остается ничего, что бы могло придать ценность жизни людей. Однако, и это важно, справедливость есть некое самоограничение своих потребностей, и не в свою пользу. Справедливость, как писал когда-то философ Владимир Соловьев, «...является некоторым пожертвованием, самоотрицанием».

Человеку свойственна потребность получить максимум во всем: в отношениях, в материальном эквиваленте, в эмоциях. И, следовательно, человеком, стремящимся к такой справедливости, будет разработана внутренняя система справедливости, в которой побудительным мотивом будет неукоснительное соблюдение собственного продукта справедливости. То есть потребность в неукоснительном соблюдении партнером по общению своей собственной системы справедливости.

Но ведь у каждого своя собственная система ценностей, и, соответственно, справедливость по отношению к себе определяется каждым индивидуально. Предъявляя свои идеализированные требования к партнеру, мы вряд ли можем ожидать, что они выполнимы.

Когда партнеры оказываются участвующими в несправедливых отношениях, они начинают страдать, и чем большая несправедливость была допущена, тем больше и интенсивней страдания. В партнерских отношениях — чем больше несправедливость, тем сильнее горе, страдание, сильное недомогание, истощение, состояние физического и психоэмоционального перенапряжения, снижения жизненной активности, ухудшения состояния здоровья, вследствие чего — дезорганизация человека.

Очень распространено мнение, что справедливости как таковой не существует. То есть её не существует в том понимании, к какому мы привыкли. Почему-то часто, когда с нами приключается беда, мы думаем, что это несправедливо. Мы уверены, что на нас несправедливо и незаслуженно накричали где-то в очереди, несправедливо то, что отключили горячую воду, хотя мы за неё платим: «Почему так? Я же хороший человек? Никого не убивал, не грабил, за что мне отключили воду?»

Когда же вопрос касается другого человека, то мы превращаемся в самых знающих и благородных судей: «С ним это произошло, потому что он заслужил, потому что он, вообще-то, не очень хороший человек. Помню, он мне как-то денег не занял, когда нужно было, вот ему и отключили воду. Земля-то круглая, вот ему и возвращается».

Все мы слышали, и не раз, что ничего не происходит бесследно, причинно-следственные связи ещё пока никто не отменял. Каждая мысль, каждое сказанное слово имеет своё последствие. Но нам не дано знать, как и каким образом пойдёт цепочка событий после сказанного слова. Как в той карикатуре, где начальник накричал на подчинённого, тот вечером накричал на жену, жена — на собаку, а собака выбежала на улицу и тяпнула того самого начальника. Может быть, когда с нами происходит неприятное событие — это последствие чего-то давно нами сделанного? Так, может быть, как раз справедливо? Но память человеческая короткая, особенно относительно наших не самых благовидных поступков. И мы воспринимаем это как нечто новое свершившееся и несправедливое. И начинаем снова устанавливать свои правила, обижаться, бороться, совершать какие-то поступки.

Проблема в том, что последствия наших поступков, слов и мыслей (!) проявляются не сразу, а иногда через годы, когда мы уже и забыли об этом. А вспомните, сколько обид вы держите на людей с самого детского сада, и тем самым обрекаете их на искупление. Когда-нибудь они испытают нечто неприятное за то, что вы обиделись. Но вспомнят ли они? Да вас и рядом может не быть. А рядом будет кто-то другой, и тогда, в дальнейшем, он понесёт наказание... из-за вас. Из-за вашей обиды.

Существует единственный справедливый закон для всех — всё, что ты сделал, к тебе же и вернётся. Может быть, не в том виде, и не от того человека, и не сразу, но обязательно вернётся. Если мы примем неприятную ситуацию, выберем не обижаться, то тогда мы сможем хоть чуть-чуть прервать эту бесконечную цепь преступлений и наказаний. Возможно, что именно сейчас вы получаете то, что когда-то отдали.

Может быть, если мы будем чаще об этом задумываться, то в дальнейшем будем более внимательны к тому, что говорим, думаем и делаем. И будем намного проще реагировать на непредвиденные обстоятельства, конфликты, неприятности, потому что каждое из них будет напоминать о нас самих, и каждое событие станет средством для собственного развития, духовного роста и анализа.