Солярный знак на знамени

11 июля отмечается День ингушского флага

День ингушского флага, как и День ингушской государственности, имеет для нас особую ценность. Это символ, вобравший в себя наши мысли и думы за судьбу Отечества, наше устремление к вершинам духовного совершенства, наше умение жить и строить отношения со всеми народами в мире и согласии в единой и сильной стране — России.

На государственном флаге Ингушетии символ вечности — солярный знак. Символ, подтверждающий историческую связь и преемственность ингушского народа с древнейшими цивилизациями мира. Символы, знаки, орнаменты традиционной культуры ингушей являются летописью истории и культуры народа.

«Орнаментальное искусство ингушей является ключом для разгадки тайн древности», — писал ученый Х. Акиев. К ингушским орнаментам обращались ученые в дни возрождения ингушской государственности, в том числе А. Танкиев, Х. Барахоев, И. Дахкильгов. К тому же элементы будущего флага фиксирует И. Дахкильгов в годы молодости во время полевых экспедиций, на обложках книг, которые он издавал в 70-х гг. ХХ века. Так или иначе, орнаменты сопровождали нашу жизнь — в исследованиях, в искусстве, в жизни.

В изучении орнаментов существуют различные научные направления. Орнаменты рассматриваются как зачатки древнейшего письма, как отражение религиозных представлений, как знаки, имеющие магическое значение, как древние календари. Все они вкупе говорят о древности и уникальности культуры народа, чья летопись уходит в доисторические времена.

Орнамент — язык тысячелетий, он старше всех произведений искусства. «Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумываемся над их символикой, редко ищем смысл. Нам часто кажется, что нет более бездумной, легкой и бессодержательной области искусства, чем орнамент. А между тем в народном орнаменте, как в древних письменах, отложилась тысячелетняя мудрость народа, зачатки его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы», — говорил академик Б. А. Рыбаков.

Первые орнаменты в истории человечества появились на глиняных изделиях задолго до изобретения гончарного круга. Наносились они на изделие «прочерчиванием концом палочки бороздки по слегка подсушенной поверхности». Отсюда и слово «орнамент». Технология нанесения узора по глиняным изделиям сохранилась и в ингушском архаичном слове «gharch» (гIарч) — орнамент, что также означает «извилистые бороздки» (линии). Архаичным словом «гIарч» (гIорч) ингуши называли и изрытые зигзагами сооружения, служившие западней в боевых операциях.

Слово «гIарч», обозначая узор, то есть орнамент, сохраняется у ингушей в выражениях «гIарч аьнна саг ва», в значении «конкретный, знающий, уверенный человек», и «гIарч аьнна вехав» — в значении «сломался окончательно», то есть оно означает «конкретность». Таким образом, знаки и символы древности, изначально получившие у ингушей название «гIарчож» (орнаменты), несли конкретную информацию, выражали мысли людей. И в то же время все они имели некое магическое наполнение.

Позже слово «гIарчо» (орнамент) распространилось на различные узоры — орнаменты, в том числе выбитые на камне, литые из бронзы, меди и серебра, вырезанные на кости, украшающие ковры, ткани, вышитые на одежде, с функциями «оберега», «защиты» и «поддержки» людей в их жизнедеятельности и в быту. Орнаменты сохраняются на стенах древних ингушских храмов, на башнях и склепах. Орнаментами полны женские украшения из различных металлов и кости, воинское вооружение, предметы быта из дерева и кожи и многое другое.

Ингушский орнамент имеет выразительные особенности, отличающие его от национальных орнаментов других народов композиционным решением, мотивами, цветовой гаммой, лаконичностью и простотой образов. В них запечатлены тотемические представления и анемическое отношение к миру, роднящее их с древней культурой Передней Азии. Это подтверждается обилием знаков и петроглифов, значение которых соответствует переднеазиатской символике. Многие из древних символов являются универсальными кодами народной культуры.

В традиционной культуре ингушей знаками и символами был наполнен окружающий мир. Каждая черточка в орнаменте имела свое значение, являлась словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Наиболее распространенным был круг, воплощавший в себе идею неба и солнца. Сверхъестественной силой наделяли ингуши камни со сквозными отверстиями, считая их символами преодоления жизненных препятствий.

Найти случайно такой камень считали большой удачей. Сквозные камни ассоциировали с матерью-землей, с плодородием. В горной Ингушетии и сегодня сохранились сквозные камни, вставленные в башни. Частым элементом узоров являлся зигзаг, то есть вечное движение. В основном в орнаментах преобладали геометрические формы, как более древние, обогащенные стилизованными изображениями животного мира в виде рогообразных завитков и элементов растительного мира. Знаки и геометрические изображения являлись оберегами и в то же время пожеланиями благодати. Все это было проникнуто единым мифологическим мышлением и идеей плодородия людей, животных и земли.

«Солярный знак на знамени нашем символизирует историческую давность и устремленность народа к вершинам духовного и материального развития Ингушетии».

Орнаменты являются примером ингушской протописьменности, в том числе орнаменты войлочных ковров — «хетта ферташ» (истингаш). Ингушские национальные войлочные ковры являются отражением национальной культуры. Они занимали важное место в обрядовой и духовной культуре ингушей. Их дарили старейшинам, их включали в приданое невесты, их изготавливали в подарок при рождении ребенка, посредством их знаковой письменности сохраняли информацию.

Так, в старинном альбоме «ГIалгIай гIарчож» («Ингушские орнаменты»), называя место производства ковра, ученые и художники запечатлели записи, как, к примеру, «Орнаментальный войлочный истинг Местоевых из с. Бейни (XVII век), показывающий, что люди живут в согласии», «Орнаментальный войлок из г. Владикавказа XIX века, говорящий о том, что плодородная земля дала хороший урожай», «Орнаментальный ковер из с. Фалхан, заключающий в себе «древо жизни» и турьи рога, как символ благоденствия (рог изобилия)» и многие другие. «Древо жизни» является излюбленным мотивом ингушской орнаментальной композиции и в то же время является широко популярным символом в мировом искусстве. Оно делает акцент на центральной части ковра и основных направлениях, ведущих от центра вовне — «во все четыре стороны» («биI-миIинги» — инг.).

Знаково-символическое искусство ингушей, выраженное в орнаментах, несло в себе информацию, выходящую за рамки простой обывательской жизни. В них была сокрыта философия народа, перекликающаяся с мировоззрением многих народов мира.

В узорных мотивах ингушских войлочных орнаментальных ковров можно узнать астральные символы, космос, силуэты оленьих и бараньих рогов в различных комбинациях, символы гор и лесов, солярный знак и многое другое. Часто встречались в искусстве народов мира различные формы свастики, имеющие охранительную и защитную силу. В орнаментальных ингушских коврах повторяемость некоторых элементов согласована с числами и их сакральным значением для каждой ковровой композиции в отдельности.

Создавались ковровые орнаменты в отдаленные исторические времена. Понимание семантики орнамента не входило в обязанность всех рукодельниц, но однозначно было понимание значимости сохранения элементов орнамента без существенных изменений, благодаря чему орнаменты сохранились до наших дней (в зарисовках).

В ингушской орнаментике встречаются элементы, характерные для искусства большинства народов мира. Это еще раз говорит о том, что культура народа зарождалась в едином русле развития мировой культуры.

Исследуя орнаменты ингушей, мы снова и снова возвращаемся к истокам и понимаем, что солярный знак на знамени нашем символизирует историческую давность и устремленность народа к вершинам духовного и материального развития Ингушетии.

Зейнеп Дзарахова, доктор исторических наук