История, «вросшая» в скалы

«Вовнушки» как яркое наследие древней культуры ингушей

Ингуши — один из древнейших народов Кавказа. Самоназвание ингушей — «г1алг1ай» от слова «г1ал» — башня, означает «жители башен». Поэтому считается, что этнокультурный след ингушей уходит в далекое прошлое, вплоть до эпохи новокаменного века.

Ингушские боевые башни «воув» являются в подлинном смысле вершиной архитектурного и строительного мастерства древнего населения края. Они поражают простотой формы, монументальностью и строгим изяществом. Так говорят исследователи в области культуры и искусствоведения.

И действительно, ингушские башни для своего времени были подлинным чудом для человеческого гения, как для нашего столетия новые шаги человека в небо. Но самым величественным башенным памятником седой древности Ингушетии являются «Вовнушки» — башенный комплекс в Гулойхийском ущелье (Озди-чож), построенный на остроконечных вершинах обрывистых скальных утесов и состоящий из двух отдельных неприступных замков.

Без всякого преувеличения можно сказать, что «Вовнушки», принадлежащие роду Оздоевых, являются признанным шедевром средневековой башенной архитектуры и предметом особой гордости ингушей.

Как мы помним из истории, в средние века на Северном Кавказе главной единицей организации служили родоплеменные объединения — тейпы. Согласно преданиям и достоверным историческим справкам, один из первых предков Оздоевых, праправнук легендарного Маго — Цикким — перешел на правый берег реки Асса вверх по руслу реки Гулойхи в середине XIV века и заложил первую боевую башню «Вовнушек» в западной части комплекса.

Старший сын Циккима, Эзди, рядом с боевой воздвиг жилую башню. Восточную же часть комплекса воздвигнул в XV веке внук Циккима, сын Эзди — Оздо. Таким образом, мы знаем, что из «Вовнушек» началось дальнейшее расселение Оздоевых, и к 1800 году им принадлежало 26 башенных комплексов. Спустя какое-то время после участия Цикмиевых в договоре 1810 г. с российской администрацией, они сменили фамилию на Оздоевы.

Первые достоверные описания «Вовнушек» относятся к началу XVIII века. В то время родовой замок Оздоевых имел важное значение для горного края. По данным археологов и исследователей, этот башенный комплекс, равно как и другие исторические памятники на горной территории Ингушетии, играл и сторожевую роль в охране маршрута Великого шелкового пути. Торговые караваны по Ассинскому ущелью выходили на северные склоны Большого Кавказского хребта и по долине реки Сунжа выходили к Магасу — «городу солнца». Дело в том, что соседнее Ассинское ущелье было тогда единственным прямым и относительно удобным проходом через Кавказский хребет. По этому маршруту постоянно ходили караваны, на которые грабители устраивали облавы. А «Вовнушки» служили для путешественников надежным убежищем и защитой, как и ряд других соседних замков.

По словам многих ведущих историков нашей страны, позднесредневековый замковый комплекс «Вовнушки» — это один из самых ярких и экзотических башенных комплексов среди других известных строений древней Ингушетии. А само название «Вовнушки» (правильно произносится «Воувнушке» с ударением на первый слог) в переводе с ингушского языка означает «место боевых башен».

Как говорят историки, никто из них не может назвать точного периода создания этого замка. Но в одном уверены все исследователи: когда строился замок, на территории Ингушетии жили христиане. Ислам стал распространяться среди местного населения только лишь в XVIII веке и еще не успел наложить отпечаток на внешний вид местных построек.

О времени строительства этого башенного комплекса известно очень мало, но уверенно можно предположить, что каждая из башен была построена в течение одного года, как и другие родовые башни вайнахов. Неудивительно, что мастерство обращения с камнем в те времена ценилось весьма высоко. Из рода в род веками передавалась практика строительства каменных замков, и всех видных мастеров в этом деле знали по именам. Для продолжателей традиций делом чести было не только качество постройки, но и соблюдение сроков строительства. Мастеру давался ровно год, и если по каким-то причинам он не укладывался в сроки, на весь его род ложилось позорное пятно, а саму башню разбирали до основания и отдавали заказ другим. Как правило, мастера успевали.

А ещё ингуши считали, что все беды ― от голода. Поэтому в обязанности заказчика башен входил ежедневный плотный рацион для строителей и каменщиков. Если мастер падал с башни от головокружения, хозяина обвиняли в жадности и изгоняли из аула. Во всяком случае, сегодня можно смело констатировать, что замок под символическим названием «Вовнушки» ― это явное свидетельство мастерства и пунктуальности его создателей.

Сегодня трудно даже представить, сколько усилий пришлось приложить строителям этого объекта более пятиста лет назад, чтобы возвести такой стильный комплекс в столь сложном месте. А место это было выбрано ингушами не случайно, это точка стыка горных ущелий, с которой хорошо просматриваются все окрестности. Если присмотреться повнимательнее, башни эти, сложенные из камня, выглядят как естественное продолжение скал, на вершинах которых они построены, и всем своим видом показывают, какую силу притяжения таят в себе. Чтобы подняться к башням, необходимо преодолеть трудный путь, петляя по отвесным скалам. Такое расположение строений исключало неожиданное нападение. Более того, обитатели замка могли при случае успешно противостоять нападавшим, выдерживая длительную осаду крепости.

Состоит этот памятник из трёх основных башен, две из которых стоят на вершине одной скалы и одна на противоположной скале. Раньше две стороны этого башенного комплекса соединялись подвесным мостом, и в случае осады женщины, старики и дети перебирались в более безопасную башню.

Много преданий и легенд таит в себе этот исторический памятник ингушей, одна из которых рассказывает о мужестве и силе духа ингушских женщин. Однажды, когда враги окружили комплекс и начали его осаду, обитатели по подвесному мосту через ущелье перебрались в замок напротив. В ходе боя верёвочный мост был повреждён, но женщина, находившаяся в осаждённой башне, несмотря на грозившую ей опасность, спасла нескольких младенцев, перетаскивая люльки с детьми в соседнюю башню. Такой самоотверженный поступок женщины-горянки лишний раз напоминает нам, что в старину люди дорожили честью и готовы были идти на любые жертвы ради спасения ближних.

Построение «Вовнушек» было задумано так, что вовнутрь люди попадали только через второй этаж, именно там была входная дверь: это лишало врагов возможности применить таран во время осады. Первый этаж без окон и дверей служил местом для хранения продуктов, а также подвалом для узников. На втором этаже обычно находилось самое ценное, чем обладали жители военных башен: братский котел — большая емкость на толстой цепи. Котлу приписывали волшебные свойства и поклонялись как святыне (считалось, что над ним витают души умерших). Если кровник, спасаясь от преследования, успевал забежать внутрь башни и прикоснуться к священному котлу, его не трогали, пока он не удалится от святыни на достаточное расстояние. Жилыми были верхние этажи. Между этажами жители башен передвигались по приставным лестницам. А самый верхний этаж использовался в качестве чердака, где хранилось оружие, строительные материалы и необходимая бытовая утварь.

Недалеко от боевых замков обычно строились склеповые сооружения, и «Вовнушки» не исключение: если подняться немного вверх по ущелью, можно обнаружить древний склеп и мавзолей, который имеет весьма любопытную форму пушечного ядра. В средние века в Ингушетии часто воздвигали надземные склепы, где в несколько рядов на полки клали умерших, и их тела подвергались так называемой естественной мумификации.

Культ камня ― именно так можно вкратце охарактеризовать самую суть этого поистине магического строения под названием «Вовнушки». Удивительно, но две массивные боевые башни были возведены безо всякого фундамента. Фактически они стоят на сланцевых скалах. Ученые говорят, что здесь применена вполне распространенная строительная технология того времени: на предполагаемое место строительства, прямо на землю лили молоко. Весь грунт, сквозь который оно просачивалось, убирали и лили дальше ― до тех пор, пока молоко не переставало впитываться. После этого ставили первые камни огромных размеров, больше человеческого роста, которые обеспечивали устойчивость конструкции. Также перед началом строительства замка или башни обязательно приносилась жертва. Место будущей постройки окроплялось кровью жертвенного барана, и только после этого можно было начинать работы.

«Поразительно, но при такой удивительной стройности, пропорциональности и довольно большой высоте они устойчивы и прочны», ― писал об ингушских башнях известный русский этнограф, кавказовед Иван Павлович Щеблыкин, оставивший немало исследований и зарисовок о нашем крае. А на месте пребывания «Вовнушек» ученый побывал в конце 20-х годов прошлого столетия. В одной из своих записей он упомянул, что «помимо метода строительства удивляет и технология приготовления раствора для скрепления между собой камней на верхних ярусах башни. Одним из его главных компонентов, судя по результатам лабораторных исследований, является казеин (белок, который образуется при закисании молока). Фактически раствор представляет собой смесь извести, песка и молока. Он до сих пор держит кладку «намертво».

Как известно, с того времени, как Щеблыкин побывал в замке, прошло почти сто лет, но состояние этого памятника до сих пор вызывает только восхищение.

Ныне «Вовнушки» являются символом всей Ингушетии, красоты и величия ингушской башенной архитектуры. В 2008 году этот уникальный комплекс стал финалистом конкурса «7 чудес России» как одна из самых удивительных рукотворных достопримечательностей страны. В 2010 году Центральный банк России выпустил памятную монету, посвященную «Вовнушкам».

У путешественников этот памятник древности вызывает удивление и восхищение, а у самих ингушей — гордость за своих предков, создавших такие уникальные сооружения. Несомненно, это одно из самых популярных мест отдыха и туризма в горной Ингушетии, ежедневно привлекающее десятки туристов, многие из которых побывали здесь после образования нашей республики. В своих социальных блогах и авторских фотоотчетах они делятся своими впечатлениями с другими участниками виртуального мира и советуют посетить эти места, где самым чудесным образом сочетается древняя история и природная красота.

К примеру, известный российский блогер Ирина Павленко на своей страничке в соцсетях разместила целый фотоальбом, где отображены снимки, сделанные ею во время экскурсии по Джейрахскому району, на территории которого расположены основные замковые постройки ингушей. Весь фотоматериал автора сопровождается комментариями заядлых путешественников, которые, по их словам, обошли весь мир, но ничего подобного не видели ни в одной стране.

«Вовнушки — действительно необыкновенны: гордые и неприступные, они стоят как на дозоре, а кругом такая удивительная гармония природы и рукотворного чуда», — сходятся они в своем мнении и предлагают своим подписчикам не откладывать в долгий ящик знакомство с этим дивным краем, где башни — это яркое наследие древней культуры ингушей, уникальной как на Кавказе, так и во всем мире.