Культура мира, согласия и духовности

В традиционной культуре народов заложены идеи гуманизма и добра

«Если бы народам предоставили возможность выбрать самые лучшие традиции, то каждый народ выбрал бы именно свои традиции и обычаи», — говорил греческий историк Геродот.

В последние годы мы стали чаще обращаться к этническим традициям, к культурному наследию народов. Эти знания располагают друг к другу. Консолидация российского народа — явление исторически оправданное и необходимое.

Ингушетия является частью многонациональной России. У неё самобытная история и культура, но, однозначно, связанная с культурой народов Кавказа и России. Уникальны судьбы и многовековой опыт народов, их добрососедства. По своим базовым позициям, социальным отношениям, традиционным ценностям культуры народы Кавказа близки.

Ингушетия всегда шла по пути созидательного развития. Культура мира, согласия и духовности для неё является естественным состоянием. Без оговорки на национальность и вероисповедание здесь следуют традициям и обычаям народов. Уважение к старшему, почитание представителей духовенства и стариков, забота о младших являются нормой для каждого человека.

Традиции многонационального общежития существовали здесь издревле. Уважение к разным народам заложено в устном народном творчестве, в высказываниях, в речи. Не акцентируя внимание на национальности, от ингушей в минуты радости можно слышать добрые пожелания, а в минуты трагедии: «Дала т1а ма кхоачадолда хьо бусулбана а, керастана а» («Да не ниспошлет Господь такое горе ни мусульманину, ни христианину»).

Проявляя уважение к гостю, ингуши делают акцент на степени почётности, а она у ингушей определяется приближённостью или отдалённостью родства, возрастом и в большей степени — национальностью и вероисповеданием, чтобы ни в коем случае гость не почувствовал свою отдалённость из-за языка или иной культуры. Даже если в группе или в большом помещении присутствует представитель другого народа, ингуши считают своим долгом говорить на общепонятном языке — русском. Завершая трапезу, ингуши непременно говорят: «Дала эша ма йойла хьо бусулбана а, керастана а, хьа мел кхеллачунна а» — «Не обдели, Всевышний, пищей мусульманина и христианина, и всех живущих на земле».

Вспомним сложные 90-е годы, которые пришлось пережить нашей стране. И в эти годы и всегда культурно-духовные обычаи народов, традиционные религии сдерживали зло и некоторые людские пороки.

Подавляющее большинство жителей Ингушетии исповедует ислам. Должное и благородное во взаимоотношениях народов заложено в учении великого Пророка Мухаммеда. Доля русского и других народов, исповедующих христианство, в Республике Ингушетия меньше. Церковь для них является важнейшим элементом самоидентификации. Православное присутствие в Ингушетии важно и для мусульманского большинства, так как все мы являемся гражданами единой страны и нам суждено жить вместе в духе мира и согласия. «В совместном проживании и рождалось то, что сделало Северный Кавказ жизнеспособной территорией Российской Федерации», — говорит Президент страны В. В. Путин.

Культура народа формировалась в разные исторические эпохи. После татаро-монгольского нашествия ингуши жили в горах. Жизнь в тяжёлых условиях закаляла характер горцев. Верность слову, надёжность и взаимовыручка, бережливое отношение к природным богатствам становились чертами характера горцев. В ингушском обществе ценятся такие обычаи, как «вошал» (побратимство) и «доттаг1ал» (дружба) с представителями своего и других народов, готовность прийти на помощь тому, кто оказался в беде. Не раз в истории звучали слова: «Сильный должен помогать слабому, здоровый — больному, богатый — бедному». Народ свято чтил обычаи и традиции.

Фольклор народа сохранил многочисленные устные рассказы о дружбе, об общих корнях происхождения народов, как, к примеру, «Г1алг1а» (ингуш) и «Г1аберте» (черкес) являлись братьями и сыновьями «Г1а». От них пошли кабардинское и ингушское общества. Жители осетинских сёл Саниба, Даргавс, Кобань говорили о связи материальных памятников с ингушами. Есть общие фамилии у разных народов, предки которых в прошлом поддерживали родственные связи. Живут в Ингушетии потомки ремесленников и мастеров декоративно-прикладного искусства, некогда прибывших из Дагестана. И таких примеров много. В наречении именами у ингушей было заложено уважение к народам: Г1аберт (черкес), Японц (японец), Немци (немец) и др.

Контакты между народами были важными стимулами исторического процесса. Россия имеет многовековую традицию общения народов. Она изначально была полиэтничной. В её истоках были заложены многонациональность, многоконфессиональность.

Ингушетию с Россией связывают давние контакты. Да и географическое положение Ингушетии на магистральных путях, связывавших Закавказье с Россией, являлось важным фактором в судьбе взаимоотношений народов. Дарьяльское ущелье являлось важной артерией. Проживая в центральной части Кавказа, ингуши имели многочисленные контакты с разными народами. Шло взаимовлияние культур. В средние века через Ингушетию проходила из Азии в Европу боковая ветвь Шёлкового пути. Ингушию связывали с Грузией перевальные тропы по рекам Армхи и Асса. Ингушия имела широкие контакты с греческими колониями Причерноморья, с южной окраиной Древней Руси. И эту связь по лексическим параллелям проследил ингушский ученый Дошлуко Мальсагов в работе «О некоторых непонятых местах в «Слове о полку Игореве».

Непростым был процесс вхождения народов Кавказа в Россию. Временами политика царизма бывала реакционной. Переселялись народы из центральной России на Кавказ, шло выселение из насиженных территорий местного населения. Но даже в этой ситуации народы находили общие интересы, перенимали друг у друга культурные ценности, интегрировались. Распространялись куначество и гостеприимство. Часто горцы отдавали в семьи кунаков своих детей, чтобы они изучали русский язык и культуру.

Велика роль русских ученых в изучении истории, этнографии, археологии, языка, культуры горцев. После того как была открыта Российская академия наук (1724), интерес к Кавказу возрос. Но именно в 1726 году впервые академическому собранию было представлено научное сочинение «О стене кавказской» Г. Байера. В этом году мы отмечали в медиацентре «Российской газеты» 290-летие академического кавказоведения.

О Кавказе писали ведущие российские мыслители. Традиции и обычаи, быт и нравы горцев производили на них сильное впечатление. Немало произведений посвятили Кавказу классики российской литературы: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой и др. Они, пожалуй, любили Кавказ. Иначе, при всём научном чутье и энтузиазме, они не заметили бы высокой культуры народа, о котором доселе не было известно российской науке. Через их произведения в тогдашнее российское общество живительным потоком хлынула свежая струя нового, незнакомого взгляда на мир горцев Северного Кавказа, мир других обычаев, других традиций, другого отношения к жизни и смерти. Дети многих горских вождей воспитывались в лучших военных училищах Санкт-Петербурга и Москвы.

Освещая вопрос о влиянии русской культуры на формирование системы образования в национальных областях Северного Кавказа, необходимо, прежде всего, отметить заметную роль в распространении просвещения, русской грамоты, русской культуры среди горцев Ставропольской гимназии, открывшейся в 1837 году. В Ставропольской гимназии учились представители разных народов Северного Кавказа. Идеи, пропагандировавшиеся в гимназии, выражали определенную традицию прогрессивной русской культуры 50-60 гг. XIX в. Из ингушей в числе первых гимназистов был и Чах Ахриев, первый ингушский ученый, имя которого носит наш ИнгНИИ. Представители ингушской интеллигенции пробуждали в простых людях интерес к истории, языку, культуре народа.

История народа и страны говорят о многочисленном опыте, когда плечом к плечу рядом шли и были едины в своих героических действиях герои Первой и Второй мировых войн — уроженцы Ингушетии. Все мы помним слова:

«Кто спрашивал в бою тебя, солдат,

Ты русский, осетин или бурят?

Когда товарищ подавал снаряд,

Ты взглядом говорил: «Спасибо брат!»

Вся история человечества — это диалог культур и образов, на которых нужно воспитывать подрастающее поколение. Человек, находящийся в окружении различных этнических групп, носителей разных знаний и опыта, обычаев, культурных моральных ценностей, растёт как личность и развивается шире. Мы должны воспитывать подрастающее поколение на примерах выдающихся личностей: Идриса Базоркина (Ингушетия), Давида Кугультинова (Калмыкия), Махмуда Эсамбаева (Чеченская Республика), Кайсына Кулиева (Кабардино-Балкария), Башира Далгата (Дагестан), Коста Хетагурова (Осетия) и др. Они не могут принадлежать одному народу, одной нации. Их творческий вклад, влияние на общественную жизнь и мировоззрение людей больше, чем просто явление одной культуры. Их роднило понимание главного в жизни. Оно объединяло их, представителей разных народов, как друзей, проживших вместе не одно столетие.

Культурные достижения общества, его исторический опыт, сохранившийся в общественной памяти, традиционные семейные устои народов являются культурным наследием, обращаться к которому следует. Семья — питающий корень народа. Честь, достоинство, здоровый образ жизни — все это результат того, как каждый в отдельности воспитывает свою семью. Уважительное и бережное отношение к ценностям других народов закладывается в процессе воспитания, в семьях. В традиционном воспитании заложено основное звено, определяющее культурное лицо человека.

Сегодня добрые узы взаимоотношений народов заложены в государственной политике нашей республики. В экономической, общественно-политической, культурной и спортивной жизни мы видим общение, совместные проекты между народами и регионами.

Свою долю участия вносят и учёные Ингушетии. Ингушский научно-исследовательский институт гуманитарных наук им. Ч. Ахриева и Ингушский государственный университет проводят международные конференции с участием учёных разных регионов страны и зарубежья, выезжают в другие регионы и принимают участие в научных форумах. Издаются книги, которые служат делу воспитания подрастающего поколения. Вот только некоторые из них: «История и культура народов Кавказа» (ИнгГУ), «Семья и семейные традиции народов Кавказа» (Ингушский НИИ), «Культура мира в традициях и обычаях народов Северного Кавказа» (общественная организация «Генезис»), «Этнографическое кавказоведение» (региональное отделение Ассоциации антропологов и этнологов России) и мн. др.

В духовно-нравственных устоях народов, в их традициях и обычаях заложена основа консолидации общества. И потому, когда «каждый народ выбирает именно свои традиции и обычаи» как самые лучшие, мы понимаем, что каждый выбирает культуру мира, согласия и духовности.