«Избранник судьбы»

В Карабулаке открылась персональная выставка Хасолта Акиева

В Государственном музее изобразительных искусств Ингушетии состоялось открытие персональной выставки художника и ученого Хасолта Акиева.

Экспозиция получила название «Избранник судьбы» и приурочена она к 75-летию со дня рождения живописца. Его не стало в 2009 году.

Место Хасолта Алхастовича в мире ингушской живописи уникально. Достаточно сказать, что он единственный представитель национальной художественной школы, чья работа хранится в Государственном историческом музее. Картина «Двор вайнахской сакли» впервые была представлена на выставке в 1971 году в рамках экспозиции профессионального художественного творчества автономных республик РСФСР. Она получила высокую оценку специалистов и позднее была куплена одной из главных кунсткамер страны. И это притом, что Хасолт Алхастович не относился к категории профессиональных живописцев, получивших по этому творческому направлению специальное образование. Он был самородком.

В церемонии открытия выставки приняло участие большое число коллег по научному и творческому цеху. Было много представителей органов управления республики, членов республиканского парламента. Приветственный адрес Главы Ингушетии участникам мероприятия зачитала начальник отдела общественно-политического развития администрации руководителя региона Тамара Мальсагова. В нем отмечался большой вклад Хасолта Акиева в развитие живописного искусства края и его исторической науки.

В интервью «Ингушетии» художник Хож-Ахмед Имагожев отметил: «Хасолт относился к числу наиболее ярких мастеров нашей живописной школы. Хотя сам он себя профессиональным художником не считал. Он в первую очередь был человеком науки. Но его картины, тем не менее, говорят о его большом художественном даровании. В его работах чувствуется не только творческий поиск, но и научный. Я очень внимательно изучал его работы, его видение соотношения цветов, как он соблюдает закон перспективы, его параметры отражения в полотнах психологии и внутреннего мира своих моделей и т. д. Это и есть то, что называют уникальным творческим почерком. Здесь он не представлен, но мне очень нравится его портрет поэта Али Хашагульгова. Здесь было так талантливо схвачена внутренняя суть этого незаурядного человека, его внутренняя духовная работа, напряжение. Передать такое на полотне удается не каждому».

По мнению председателя Союза художников Ингушетии Мусы Мартазанова, выставки, подобные этой, свидетельствуют о том, что интерес к творчеству Хасолта Алхастовича с годами лишь растет.

— С художником его масштаба и мастерства иначе и не могло быть, — считает Муса Мартазанов. — Уже девять лет как Хасолта Алхастовича нет с нами, тем не менее, говорить о нем в прошедшем времени не хочется. Он с нами и по сей день в своих полотнах, в своих научных трудах.

Хасолт Акиев — это яркий и самобытный художник, искавший в творчестве собственный путь и почерк и с успехом ими овладевший. В поисках моделей для своих замечательных портретов он не искал красивых людей. Его интересовали люди с характерами, с богатым внутренним содержанием, и чтобы это богатство души находило отражение в их лицах. Поэтому его портреты так надолго приковывают к себе внимание, и их хочется подолгу рассматривать.

С профессорами ИнгГУ Эльзой Мужухоевой и Хадишат Точиевой Хасолта Акиева связывали долгие годы работы в стенах Чечено-Ингушского научно-исследовательского института. Оба ученых едины во мнении, что его подход к науке отличался творческим подходом и незашоренностью. Он умел посмотреть на предмет исследования под таким ракурсом, на который не осмеливались другие коллеги, сказали они.

Хасолт Акиев родился 18 июня 1942 года в с. Базоркино Пригородного района Чечено-Ингушской АССР (ныне Чермен Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания).

После окончания в 1969 году исторического факультета Чечено-Ингушского государственного педагогического института он был назначен старшим научным сотрудником Чечено-Ингушского республиканского краеведческого музея, в 1975 году стал работать старшим научным сотрудником в Чечено-Ингушском научно-исследовательском институте истории, языка и литературы.

В 1980 году Х. Акиев успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук в Санкт-Петербургском государственном университете им. Жданова.

С 1989 года он перевелся в Чечено-Ингушский государственный педагогический институт, где только благодаря его активной и целенаправленной работе был открыт художественно-графический факультет. Х. Акиев исполнял обязанности декана этого факультета и был заведующим кафедрой эстетического воспитания. Но, к сожалению, из-за событий, происходивших в Чеченской Республике, в начале 1990-х годов пришлось приостановить эту работу и переехать жить и работать в Ингушетию.

В 1994 году он был назначен директором Ингушского научно-исследовательского института гуманитарных наук им. Ч. Ахриева. Хасолт Акиев имеет свыше 50-ти научных публикаций по истории народов Северного Кавказа, истории культуры и искусства чеченцев и ингушей, несколько крупных монографий.

Многочисленные полотна автора хранятся в музеях Москвы, Суздаля, Ростова-на-Дону, в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, в Ингушском краеведческом музее им. Т. Мальсагова, в частных коллекциях в России и за рубежом.