Возрождение народных промыслов

Творческая мастерская Мадины Албогачиевой

Любая национальная культура имеет народные корни, систему духовных ценностей, обеспечивающих единство и целостность общества. Национальное декоративно-прикладное искусство — это зеркало души народа. Оно имеет древние корни и выражает этническое и эстетическое своеобразие, мировосприятие и дух народа.

Ингушский народ издавна славился прекрасными образцами народного декоративно-прикладного творчества. Наши народные промыслы и ремесла — это резьба по дереву, гравировка, чеканка, металлообработка, создание уникальных национальных украшений и оружия из золота и серебра, создание предметов быта, в том числе из глины и меди. Это и женские национальные украшения, деревянные скульптуры и панно, ковроткачество, гобелен, вышивка, изделия из стекла и горного хрусталя. Ингушские мастера декоративно-прикладного искусства, перенявшие и сохраняющие опыт и мастерство своих предков, создают настоящие произведения искусства, несмотря на то, что в основном работают в приспособленных домашних мастерских.

С глубокой древности Ингушетия славилась резьбой по камню. Это можно проследить по орнаментам на входах и стенах башен, появившихся в горах в эпоху позднего средневековья. Резчики высекали на стенах башен и надгробных памятниках сложный орнамент с изображением животных, растений, полумесяцев, шестиконечных звезд. Обилие войн с пришлыми народами, частая смена культур заставляли кавказцев удерживать свою национальную идентификацию теми или иными средствами.

Очень важно помнить и знать, чем жили наши предки, сохранить все, что несет пользу обществу. Мы не вправе забывать мастерство и умения наших предков, важно не растерять веками накопленный опыт и практику, сохранить их и пользоваться. Предавая забвению занятия наших предков, мы предаем их память.

Так считает автор коллекций национальных костюмов, головных уборов и аксессуаров к ним, известный в республике дизайнер костюма, преподаватель детской художественной школы, член Союза художников Ингушетии, участник региональных, всероссийских и международных художественных выставок Мадина Башировна Албогачиева.

Мадина открыла свою творческую мастерскую декоративно-прикладного искусства, где она вместе со своими подопечными занимается возрождением незаслуженно забытых народных промыслов и поколения творческих людей, ведь как было сказано ранее, наш народ всегда был богат искусными мастерами.

«В нашей мастерской мы пытаемся возродить, обучить, внедрить все те виды прикладного искусства, которыми занимались наши предки в быту, — говорит Мадина. — Одежда отражает в себе национальную самобытность народа, его культурные традиции и художественные вкусы. Все элементы мужской одежды имели много общих черт с костюмами других народов Северного Кавказа, но в то же время был ряд особенностей, присущих только ингушскому народу (качество ткани, наличие газырей, выкройка, шитье и орнамент). Женская одежда в тот период была более разнообразной и нарядной, чем мужская. Несомненно, одежда служит выражением сущности человека. Сегодня, когда все одеты в импорт, мы теряем эту сущность, свою самобытность, индивидуальность. Желание показать богатство палитры национальной одежды явилось для меня одним из факторов при выборе профессии.

Наиболее многочисленными и интересными как по технике исполнения, так и по художественному оформлению, после национальных костюмов, являются войлочные изделия наших предков. Эти войлоки составляют подлинное богатство нашей культуры. В прошлом каждая хозяйка умела изготавливать войлоки (истинги), собирая для этого «белхи». Истинги изготавливались в качестве приданного невесте, в подарок родственникам мужа, при рождении ребенка, а также в качестве подарка знаменитому воину или охотнику с соответствующим неповторимым орнаментом. У каждой мастерицы был свой узор, который передавался от матери к дочери вместе с ее умением. Изготовление истинга — очень сложный и трудоемкий процесс. Шерсть валяется вручную, после чего готовый войлок раскладывается на ровную поверхность и на нем вырезается орнаментальный узор. Такой же орнамент вырезается из войлока другого цвета. Два узора сшиваются друг с другом, в результате чего рождается ковер с оригинальным рисунком, в орнаменте которого скрыта целая история.

Мадина делится накопленным за многие годы работы опытом со всеми желающими, двери ее мастерской открыты для детей и взрослых. Здесь занимаются не только шитьем национальных, этнических и торжественных костюмов и нарядов, но и такими видами прикладного искусства, как ковроткачество, гобелен, валяние шерсти, вязание, вышивание, квилтинг, филтинг, основы ювелирного мастерства.

Мадина Албогачиева представляла нашу республику на международном конкурсе высокой моды национального костюма «Этно-Эрато».

«Этно-Эрато» — своеобразная демонстрация уникальных ценностей традиционного этнического костюма, сочетающихся с тенденциями современной высокой моды. Целью конкурса являлось содействие более глубокому изучению национальных традиций в одежде и быту, формированию интереса к культуре и искусству разных народов, демонстрация уникальных ценностей традиционного этнического костюма и его многообразие. В мире высокой моды трудно придумать что-то новое, а ингушские курхарсы стали изюминкой подиума.

— Самый трудоемкий процесс при изготовлении курхарсов — это вышивка, — считает Мадина. — В древности головной женский убор шили из нескольких разных отрезов ткани, которые красиво сочетались. Безумно дорогой на них была тесьма. Курхарсы украшались шелковой лентой, которая стоила столько, сколько на ней помещалось монет.

Интерес вызывают не только создаваемые в творческой мастерской Мадины национальные костюмы и аксессуары, но и элементы интерьера, произведения живописи, куклы и другие предметы декоративно-прикладного искусства, выполненные с соблюдением традиционных ингушских особенностей. Работы воспитанников мастерской украшают различные фестивали, выставки и конкурсы и, конечно же, всегда удостаиваются внимания профессионалов, а хранятся они в Ингушском краеведческом музее в Назрани и Музее изобразительных искусств в Карабулаке.

Творческая мастерская Мадины Албогачиевой является социально ориентированным проектом центра инноваций социальной сферы республики, который направлен на сохранение культурного и исторического наследия Ингушетии.

Фариза Кариева