С юбилеем, СТД!

Театральное сообщество Республики Ингушетия отмечает свое 15-летие

0

История Союза театральных деятелей Российской Федерации как общественной организации, объединяющей представителей театральных профессий, началась в 1877 году, когда было основано Общество взаимного вспоможения русских артистов (ОВВРА).

Цивилизованное, интеллигентное общество тогда ещё в целях «доставления русским артистам большего удобства для распространения их произведений в публике и усовершенствования их дарований» задумывалось над тем, чтобы сценические работники развивались, росли и шли в ногу со временем.

По уставу членами данного общества могли быть не только артисты и режиссеры, но и поэты, композиторы, драматические писатели изящной словесности или художественной критики, а также живописцы, скульпторы и архитекторы. Среди учредителей ОВВРА были такие известные деятели российской культуры, как И. С. Тургенев, А. Н. Плещеев, В. В. Верещагин и другие знаменитости того времени.

Множество преобразований и реорганизаций претерпело театральное общество за годы своего существования, но эта организация никогда не переставала содействовать всестороннему развитию театрального дела в России. С легкой подачи организаторов данного движения в конце XIX века в центре страны были открыты театрально-статистическое бюро и биржа театрального труда, где обсуждались проблемы театрального дела в России, его потребности и нужды.

В начале прошлого столетия российское театральное общество обладало всеми правами и возможностями профессиональной, правовой и социальной защиты своих членов и постоянно расширяло эти права. Ни один артист не мог получить контракт без санкции общества. Но после Октябрьской революции ситуация резко изменилась — актеры, работники технических цехов, театральные музыканты стремились отделить себя от антрепренеров и самостоятельно отстаивать свои интересы. Однако всем было ясно, что защищать интересы конкретных работников театра, не защищая театр в целом, не представится возможным. Так и случилось.

В 1938 году, когда все театры страны были переведены на стационарную работу, во многих российских городах открылись местные отделения теперь уже Всероссийского театрального общества. Устав ВТО неоднократно менялся, но суть его оставалась прежней — оказание творческой, консультационной и методологической помощи театрам и театральным деятелям Страны Советов. Объединяя художников, ВТО защищало их права на свободное творчество. Не имея никаких юридических прав, никаких законов, эта общественная организация создавала о себе такое мнение, с которым вынуждены были считаться даже официальные организации.

Изменения в стране, произошедшие к концу 80-х, не могли не потребовать от ВТО пересмотра своей деятельности и поиска новых форм и путей, обеспечивающих возможность выполнения основных задач, стоящих перед общественной организацией. В 1986 году на XV съезде ВТО было принято решение о создании Союза театральных деятелей РСФСР — полноправного творческого союза. Его председателем был избран народный артист СССР Михаил Ульянов, который на протяжении десяти лет возглавлял союз. После него на эту должность был избран Александр Калягин, который возглавляет этот союз и по сей день.

Союз театральных деятелей Российской Федерации сегодня — это огромная армия творческих людей и более семидесяти региональных организаций в республиках, краях и областях России. Вот уже 15 лет существует подобная организация и в нашей республике.

Чтобы у нашего читателя появилось более четкое представление о том, чем на самом деле занимается СТД, в первую очередь надо отметить, что при содействии этой организации осуществляются серьезные доплаты к пенсиям народным артистам России, а также оказывается существенная материальная помощь членам союза, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Также Союз театральных деятелей в Москве и на местах активно работает с творческой молодежью.

В преддверии дня образования Ингушского регионального отделения Союза театральных деятелей России мы побывали в театре юного зрителя в Назрани и поговорили с председателем ИРО СТД РФ Султаном Гайсановым, который очень подробно рассказал о своей работе и планах на будущее.

— Самое главное, наш союз — это общественная организация, в которую каждый ее член может прийти со своей личной бедой, и именно здесь можно найти поддержку в решении проблем своего театра, — подчеркнул он. — А переписка, которую ведет СТД РФ, если когда-нибудь будет опубликована, может стать важным свидетельством нашего времени. По этим письмам можно будет судить, какими проблемами жила театральная культура в эти годы. В этой преемственности поколений, в сохранении нравственных и художественных принципов великих советских, а затем российских театров я вижу главную миссию уникального театрального объединения, которое называется «Союз театральных деятелей России».

Как рассказал Султан Абоязитович, в бытность Чечено-Ингушетии такая общественная организация тоже существовала, но тогда ингушских актеров в одном-единственном театре Грозного можно было посчитать на пальцах одной руки. Но это были выдающиеся актеры: Магомед-Гирей Хадзиев и Магомед Цицкиев, которые оставили после себя очень яркий след на театральном поприще.

Солидное пополнение в театральное сообщество республики пришло только тогда, когда первые выпускники Ленинградского театрального института из числа ингушей закончили учебу и изъявили желание вернуться на родину. В числе этих счастливчиков был и мой собеседник. В одно время с Султаном учились такие театральные звезды, как Руслан Наурбиев, Тамара Яндиева и Ибрагим Беков, которые очень быстро влились в театральную жизнь и пришлись как раз ко двору. Вчетвером они с легкостью примкнули к остальным представителям творческой элиты и образовали ингушскую труппу в Чечено-Ингушском драматическом театре. С новыми идеями и силами они начали ставить такие серьезные спектакли, как «Ревизор» Н. В. Гоголя в переводе на ингушский язык, и многие другие не менее значимые постановки. А когда театр повез своего «Ревизора» во МХАТ, многие театральные критики страны на страницах московской прессы справедливо отмечали, что такой постановки гоголевской пьесы они не видели за всё время её существования.

В ряды Союза театральных деятелей Султан Гайсанов вступил в 1982 году, когда сделать это было совсем не просто. Дело в том, что членами этого союза могли быть только такие деятели сценического искусства, которые театральное творчество ставили выше всяких соблазнов. А Султан Абоязитович как раз относился к такой плеяде людей, которые не просто играют на сцене, а вживаются в свои роли и доносят до зрителя всю теплоту и энергию души. Известный актер театра и сегодня считает, что артист должен жить на сцене, а не играть.

— Необходимо, чтобы актер умел владеть своим телом, был пластичным и имел хорошие вокальные данные, — говорит он. — Поэтому и сегодня, когда человек приходит к нам в театр на прослушивание, я, как на экзамене, прошу его показать, на что он способен и как он выражает свои эмоции. Ведь работая в театре, артист не сможет постоянно развивать свои профессиональные навыки, если к этому не будет лежать его душа.

Вскоре после распада Страны Советов была образована Республика Ингушетия, и на этой основе все общественные организации, как и остальные органы власти, начали свою независимую от прежней автономии деятельность. Созданное отделение СТД РФ в Ингушетии в 2003 году имело в своем арсенале чуть более дюжины театралов, тогда как сегодня в этом союзе находятся более шестидесяти человек.

— На сегодняшний день это самая большая общественная организация в республике, — говорит Султан Гайсанов, — а совсем недавно подали заявления ещё десять человек, и мы коллегиально будем рассматривать каждую кандидатуру в отдельности и решать, достойны ли они быть членами союза или нет.

По словам Султана Абоязитовича, любой театральный работник, если он хочет быть членом СТД, помимо своей основной работы, должен уметь общаться со зрителем, чтобы развиваться самому и помогать развиваться окружающим. А оценивая свою деятельность в союзе, он сказал, что со дня своего основания эта общественная организация неустанно работает над тем, чтобы объединять деятелей театрального искусства Ингушетии.

Как нам удалось узнать, Ингушское отделение Союза театральных деятелей Российской Федерации совместно с Министерством культуры РИ, органами исполнительной власти, другими творческими союзами, учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами организует и проводит различные фестивали, смотры, конкурсы и конференции по актуальным проблемам сценического искусства. Этот союз исследует историю возникновения такого высокого искусства, как театр, и приветствует здоровую театральную критику, а также способствует развитию студийного и экспериментального движения.

Говоря на эту тему, С. Гайсанов подчеркнул, что деятельность СТД РИ оказывает очень плодотворное влияние на жизнь театров и судьбу людей, задействованных в них, так как легкоранимые творческие люди довольно часто подвергаются стрессовым ситуациям и очень близко воспринимают всё к сердцу.

— По любому вопросу актеры наших действующих театров и муниципального объединения «Барт» могут обратиться в эту общественную организацию и получить необходимую помощь и поддержку, — отметил он.

Также председатель СТД РИ рассказал, как им в Москве помогают устраивать встречи со многими российскими и зарубежными знаменитостями на различных форумах, которые, как обычно, проходят на театральных подмостках крупных мегаполисов страны.

— Именно на подобных встречах я, как и другие региональные представители, могу решать многие рядовые вопросы, касающиеся общей деятельности наших театров, — говорит Султан Абоязитович. — А председатель федерального СТД Александр Калягин, ввиду того что он входит в художественный совет при Президенте России, уже на более высоком уровне может сказать о нашей республике и решить более глобальные вопросы.

Надо сказать, что Султан Гайсанов за время своего председательствования несколько раз обращался к Главе республики и в правительство Ингушетии, чтобы решить творческие, а также жилищно-бытовые вопросы членов СТД, после чего имел возможность оказывать поддержку тем актерам, которые нуждались в иногороднем лечении или по другим вопросам.

— Мы стараемся вести диалог с руководителями республики, ненавязчиво рассказывая, как важно поддержать театр в республике, — говорит он. — И большие начальники становятся чаще всего нашими единомышленниками и стараются нам помочь.

Также в СТД неплохо получается и со стипендиями для молодых актеров и режиссеров, которые поощряются за плодотворные идеи. Наверное, многие знают, что именно по части поощрений от СТД России существует очень солидная премия «Золотая маска», которой в основном награждают провинциальных актеров и театральных деятелей. Это говорит о том, что Александр Калягин не просто занимает кресло председателя СТД Российской Федерации, а в принципе работает для народа и с народом.

— Благодаря заботливому отношению к театральным работникам со стороны руководства союза в Москве, все театры провинций могут себе позволить отдохнуть в лучших здравницах страны, — говорит Султан Абоязитович, — ведь часть расходов за путевки берет на себя СТД.

Также С. Гайсанов отметил, что СТД по Республике Ингушетия открыт для контактов со всеми, кто готов содействовать сохранению и развитию традиций отечественного театрального искусства, становлению новых организационных форм и творческих направлений в театре, поддержке признанных мастеров ингушской сцены и творческой молодежи.

Необходимо отметить, что основным рабочим местом Гайсанова является сцена музыкально-драматического театра, где он работает ведущим актером. А должность председателя Ингушского отделения СТД РФ ему досталась от Микаэла Базоркина в виде общественной нагрузки, которая на самом деле отнимает у него много сил и времени. Но Султан Абоязитович не привык жаловаться и свою миссию старается выполнять сполна. Ведь от этого зависит конечный результат всего творческого процесса, в котором задействованы многие люди искусства нашей республики.

Говоря о своей непосредственной сфере деятельности, С. Гайсанов сказал, что в этом году Ингушский музыкальный драмтеатр в числе других начал работу над новыми спектаклями, которые ранее не ставил ни один творческий коллектив нашей республики.

— К примеру, постановка по пьесе Михаила Булгакова «Сыновья муллы» уже находится в «портфеле» театра, — сказал он, — и примечательна эта работа прежде всего тем, что ещё до высылки, в начале 20-х годов прошлого столетия, премьера этого спектакля была показана на сцене ингушского театра во Владикавказе, которая прошла при аншлаге. По заказу Минкультуры РИ и с согласия родственников автора пьесы мы немного переработали это произведение выдающегося советского классика, чтобы оно выглядело в духе нашего времени. Когда это эпохальное событие выйдет на сцену, зависит только от финансирования, мы же готовы хоть сегодня приступить к работе.

Султан Гайсанов рассказал также, что к весне они готовятся провести встречи с жителями Джейрахского и Пригородного районов по вопросу отбора молодых людей для поступления в театральные вузы страны. Дело в том, что при содействии известного театрального деятеля Микаэла Базоркина, работающего в данное время в Москве, у выпускников средних школ нашей республики вот уже многие годы имеется уникальная возможность поступать в ГИТИС и другие престижные высшие учебные заведения России. И, что немаловажно, после учебы молодые актеры возвращаются в Ингушетию и обновляют действующий состав всех театров республики.

— Создатели Всероссийского театрального общества в самом начале своего пути положили в основу театрального объединения две главные идеи — помогать нуждающимся коллегам и способствовать развитию театрального дела в России, — говорит Султан Абоязитович. — Собственно говоря, по этим двум направлениям и сегодня работает наш творческий союз.

По словам председателя ИРО СТД России Султана Гайсанова, со своими коллегами он определил для себя главный принцип: здоровый консерватизм в сочетании с умением современно мыслить и адаптироваться к новым условиям. И надо сказать, что этот принцип оказался успешным и продолжает приносить хорошие плоды.

Добавить комментарий

Новости