Театр — с праздником!

Театр — это не только автономный мир. Это энергетическая установка по выработке национального духа. Большая, можно сказать, пиковая потребность в нем для нашего народа возникает именно сейчас, когда мир так стремительно меняется.

Меняется ментальность народа и вместе с ней его культурные ценности. Культурным наследиям нашего региона зачастую отдаются предпочтения в сторону глобализма. В условиях малой доступности национальной театральной культуры для широких слоев населения влияние театральной сцены очень и очень огромно.

Приобщению ингушской публики к театральным постановкам много содействуют наши народные артисты. В этом ряду особое место принадлежит Ингушскому государственному драматическому театру имени Идриса Базоркина и его актерам: Ибрагиму Бекову, Руслану Зангиеву, Исе Чахкиеву, Магомед-Баширу Костоеву, Адаму Бузуртанову, Ахмеду Евлоеву, Махмуду Нальгиеву, Муртазу Озиеву, Вахе Хадзиеву, Рукият Дзейтовой, Зульфие Кукурхоевой, Эсет Сусуркиевой, Марем Галаевой и многим другим артистам.

Каждый новый спектакль на ингушском языке — это событие, которое несет в себе огромное общественно-культурное значение для нашей молодой республики. Таким событием в истории ингушского театра стала вторая инсценировка романа «Беке къонгаш» первого народного писателя ЧИАССР Ахмета Бокова, за которую взялся театр имени Базоркина. Больше полугода шла кропотливая работа: писался сценарий, шились костюмы, готовились декорации, велись репетиции. И вот, 24 февраля 2018 года состоялась премьера спектакля, которая вызвала живой интерес у публики. В зрительном зале в тот вечер в Доме культуры Назрани был аншлаг.

Аншлаг был и на повторном показе, который состоялся 8 марта. Билеты были распроданы уже за неделю до начала спектакля. Перед началом постановки на сцену вышел народный артист Республики Ингушетия Руслан Зангиев — исполнитель роли Хусена в первом спектакле «Сыновья Беки», поставленном в Русском драматическом театре имени Лермонтова в Грозном в 1986 году. Он поприветствовал зрителей, пожелал приятного просмотра и выразил сожаление, что в силу своего возраста ему не представилась возможность вновь сыграть роль Хусена.

В большом по тематическому и жанровому диапазону творчестве Ахмета Бокова (от рабочей драмы «Юрский горизонт» до комедии «Бача и его жены») роман-эпопея «Беке къонгаш» на протяжении пятидесяти лет представляет громадный историко-литературный интерес. Одна из характерных особенностей романа — его большая историческая точность. Именно поэтому в ингушской серии народно-героических романов постановка «Беке къонгаш» занимает видное место и воссоздает на сцене эпизоды истории участия ингушей в гражданской войне.

В смысле донесения до зрителя «правды жизни» последняя постановка особенно примечательна. Режиссер-постановщик, народный артист РИ Магомед-Башир Костоев сумел мастерски трансформировать на сцену жизнь равнинного ингушского села, увеличив численность задействованных артистов и число актов в новой постановке, превзойдя своих предшественников. Конструкция романа, его целостность не нарушена. Игра актеров, занятых в его постановке, с полной силой демонстрирует национальные черты и традиции ингушей.

Положительная рецензия на спектакль после премьеры появилась в русскоязычной газете «Ингушетия». В национальной газете «Сердало» и национальной телерадиокомпании «Ингушетия» даже в новостях не написано и не сказано ни одного слова. А ведь спектакль игрался на нашем родном ингушском языке и задействованы в нем почти все народные артисты Республики Ингушетия. Странно то, что национальные средства массовой информации на национальное искусство не отреагировали и после второго показа.

Наши зрители, многие из которых пришли в театр впервые, субъективно оценивают и выдают свои эмоции. При несменяемости декораций вся постановка прошла на одном дыхании без антракта. Публика была вовлечена в действия, которые разыгрывались на сцене.

Можно предположить, что если у художественного руководителя — директора Ингушского драматического театра Исы Абдуловича Чахкиева будет полноправная и профессиональная сцена, то, без сомнения, художникам, декораторам, осветителям, музыкальным оформителям будет чем удивлять на ней неискушенного зрителя. А пока мы довольствуемся замечательной игрой ингушских артистов.

Талантливо исполняет роль Соси народный артист РИ Махмуд Нальгиев. Его голос — то громоподобный, то жалостливый — заставляет своего героя быть правдоподобным. Всем своим видом он показывает хитрость и изворотливость то несчастного, то обиженного, но всегда не забывающего о своей выгоде. В особый ряд можно поставить запоминающуюся работу Зульфии Кукурхоевой, исполнявшей роль Кайпы — не сломленной матери. Живуч образ коварного пристава, которого убедительно сыграл Муртаз Озиев. Гнев и отвращение порождает в душе зрителя образ заевшегося Саада в талантливом исполнении Вахи Хадзиева. Особняком можно поставить замечательную игру Ераги Костоева в роли Хасана. Много раз зал взрывается аплодисментами, награждая заслуженными овациями игру народного артиста РИ Исы Чахкиева. Мэтр театральной сцены умело откликается на вкусы зрителя.

Без преувеличения можно сказать, что выдающуюся роль в создании и утверждении ингушского национального театра играет его директор и художественный руководитель Иса Чахкиев. К его артистическому таланту можем смело добавить и его талант успешного менеджера. Начав свою артистическую и театральную карьеру в двадцатилетнем возрасте, войдя в театральное сообщество практически с создания фундамента и кладки стен, не останавливаясь ни на один день, он продолжает формировать и укреплять национальный театр. Актерский ансамбль фактически создавался с трудом и не сразу. Лишь благодаря неиссякаемому упорству и огромной любви всех артистов к театральному искусству — ингушский театр создан, и теперь в нем существует прочная цепь из народных артистов и молодых актеров, которые могут и должны принести славу Ингушетии. И мы, зрители, в это горячо верим!

Верим и в то, что скоро у нас появится и здание с обязательным атрибутом — вешалкой, с которой все начинается, артистическими гримёрками и, самое главное, профессиональной сценой. Справедливости ради следует сказать, что идея и намерения строительства первого здания театра в Ингушетии витают давно. Однако само строительство все время откладывается. Здесь важно то, что надо построить не просто театр, театр — дворец, который станет одним из символов нашей столицы! Ингушский театр должен стать на один уровень с ведущими театрами страны.

Пусть в нашей жизни наступит эпоха ингушского театра, чтобы мы могли вместе с национальными героями драматических произведений ингушской литературы переживать страницы нашей истории. А театральная постановка «Беке къонгаш», безусловно, должна стать одной из визитных карточек театра.

Ладимир Боков