Начало творческого пути

Рая Евлоева: ставшая легендой при жизни (Продолжение)

0
Рая Евлоева, г. Грозный, 1976 год

Рая Евлоева была необыкновенным человеком и редким явлением. Ее яркий, своеобразный талант в сочетании с фанатичной любовью к национальному искусству заслуживает того, чтобы о ней говорили, чтобы на её образе воспитывали подрастающее поколение.

Первые ступени её творческой жизни были успешными, но очень непростыми. Шли 60-е годы ХХ века. Народ возвращался из депортации и обживался. А Рая видела свою миссию в культуре и хореографии народа, которая тоже должна была крепнуть после стольких лет депортации.

После окончания школы Рая была принята по конкурсу в Дом радио в Грозном, где находились три редакции: чеченская, ингушская, русская. Руководителем оркестра в Доме радио был Адлан Шахбулатов, который стал для совсем еще юной Раи наставником и другом. Ему нравилась непосредственность и безудержная её настойчивость в развитии своего музыкального дарования.

Затем был кружок художественной самодеятельности на назрановском заводе «Электроинструмент», которым руководил Арсамак Мальсагов. Он вдохновлял Раю пониманием важности искусства и оказывал поддержку в ее начинаниях. «Моя девочка», — ласково обращался он к ней. Рая всегда с большим уважением вспоминала время, когда работала на заводе музыкантом в художественном кружке. Вместе с ней здесь работал Мухарбек Майсигов, первый профессиональный хореограф, окончивший Тбилисское хореографическое училище. Рая виртуозно играла на аккордеоне, Мухарбек мастерски танцевал. Затем юную Раю Евлоеву принял на работу А. Тариев — директор назрановского Дворца культуры. Ему нравилась ее игра на гармошке. А Рая между тем все продолжала изучать свой музыкальный инструмент и его возможности. Ей нравилось «смеяться» и «плакать» исключительно игрой на гармошке. Она могла излить мелодией глубокую тоску, но могла и вскружить голову горской лезгинкой. «Гармошка должна говорить», — с задором произносила она.

В государственном ансамбле «Вайнах»

Каждый год открывал перед Раей новые перспективы. В 1968 году Рая начала работу в государственном ансамбле Чечено-Ингушетии «Вайнах». Это время было отмечено в ее памяти самыми приятными воспоминаниями. Рая с огромной симпатией вспоминала тот коллектив, то время, концерты и гастроли.

Государственный ансамбль танца «Вайнах» вписал самую яркую страницу в историю культуры Чечено-Ингушской Республики. Вначале ансамбль назывался «ансамбль песни и танца». Вместе с замечательными музыкантами того времени — известными артистами ЧИАССР С. Айдамировым, Р. Паскаевым, Р. Халидовым и другими — она проработала в нем 20 лет. Рая играла мелодии кавказских народов и нередко вела ведущие партии в ансамбле. Руководителем ансамбля в 1968 году был абазинец Георгий Дзыба, талантливый балетмейстер, создавший гениальные хореографические постановки, сумевший показать средствами пластики характер и манеру танца, поднять танцевальную культуру на высокий уровень.

С 1969 по 1994 год художественным руководителем ансамбля был Топа Элимбаев — прекрасный организатор, умелый руководитель, автор многих хореографических постановок. Именно Элимбаев предложил дать ансамблю название «Вайнах».

В те годы старшее поколение артистов — В. Дагаев, М. Айдамирова, С. Магомедов, С. Цугаев и др. — перешли в Госфилармонию ЧИАССР, а в ансамбле появилось много талантливой творческой молодежи. Рая очень тепло вспоминала годы становления ансамбля. Всё это происходило на ее глазах. Шли бесконечные репетиции, концерты, выезды. Знаменитый ансамбль «Вайнах» принимал участие во многих фестивалях в республике, стране и за рубежом. Каждый танец казался целой жизнью. «Это был удивительно талантливый коллектив!» — с гордостью рассказывала Рая. Ансамбль «Вайнах» исполнял танцы народов Кавказа и Закавказья. В нем работали великий танцовщик ХХ века, народный артист СССР М. Эсамбаев, известные артисты А. Садыков, В. Дакашев, Г. Юсупов, Г. Бухарова, Ш. Эдисултанов, К. Раисов, Т. Синявская, М. Худаев, И. Асхабов, С. Идрисов, Джабараилов и другие. Рая боготворила артистов. Они покоряли ее своим искусством, грацией, пластичностью. Одной из лучших в программе ансамбля была композиция «Под небом вайнахов».

В ансамбле «Вайнах» из ингушей в разные годы танцевали М. Гапархоев, который стал родоначальником ансамблей ингушских танцевальных коллективов, М. Дидигов — народный артист ЧИАССР и КБАССР, А. Могушков — заслуженный артист ЧИАССР, Б. Арчаков — искусный наездник, который потом работал и в цирке, а сейчас живет в Америке, Б. Галаев — заслуженный артист РИ, Л. Евлоева (сестра Раи) — заслуженный деятель культуры РИ, М. Эсмурзиев, М. Зурабов, Л. Котиева и др. Главным балетмейстером был Алик Мухаммедов, который позже создал в Ингушетии ансамбль «Таргим».

«Все, что было в «Вайнахе», было оригинально, неповторимо. Каждый день был праздником. Каждая репетиция была необыкновенной! Я многому научилась в этом коллективе. Выросла как хореограф и как музыкант», — вспоминала Рая. Запомнился Рае и 1975 год, когда ансамбль «Вайнах» за три месяца гастролей побывал в 55 городах, в том числе в городах Казахстана и Средней Азии, где продолжали жить соотечественники, не вернувшиеся домой после депортации. Ансамбль «Вайнах» в советские годы побывал за рубежом почти во всех странах социалистического лагеря. Своим успехом коллектив ансамбля был обязан, в том числе, и музыкантам, среди которых Рая Евлоева всегда отличалась виртуозностью игры.

В 1979 году Рая окончила дирижерско-хоровое отделение Чечено-ингушского культурно-просветительного училища, где она освоила теорию музыки. Но школа игры на гармошке у нее оставалась народной.

Ансамбль «Вайнах» занимал важную нишу в ее жизни. Но помимо этого были хореографические коллективы «Илли», «Асса», «Таргим», «Магас», «Эрзи», ансамбль гармонисток «Сата», которым Рая отдавала частицу себя и вкладывала душу.

(Продолжение следует)

Добавить комментарий

Новости