Горский этикет

О нравственно-эстетическом осмыслении вопроса: «Откуда ты родом?»

Как известно, у ингушей, да и многих народов Кавказа, знакомство старших по возрасту с представителями молодого поколения начинается с вопроса: «Откуда ты родом?» Этот вопрос интересует и молодых при знакомстве или общении.

У ингушей, и вообще на Кавказе, интересоваться, откуда родом молодой человек, считается нормой горского этикета, отражающего требования и специфику формирования нравственно целостной личности, которая строит свою деятельность в соответствии с требованиями этого самого вопроса.

«Откуда ты родом?» — словно закодированное выражение, обязывает по народному этикету быть образцом во всём, потому как ты представляешь не себя лично, а свою семью, прежде всего, а семья — это ячейка рода, род — ячейка общества. Совершая те или иные поступки или проступки, ингуш обязан знать и помнить, чей он сын или чья она дочь. Чтобы потом укором не звучали слова: «Ты позоришь имя отца, семьи, рода».

Фраза «Откуда ты родом?» одинаково предъявляет свой глубокий внутренний подтекст как к представителям женской половины общества, так и мужской. Но более, в народном понимании, выражение это направлено к мужчине, ибо он является защитником народной традиционной культуры, той, которую он впитывает с молоком матери. Так что здесь налицо взаимозависимый симбиоз понятий.

Ингуши, идущие по жизни сквозь исторические тернии, возлагали на своих сыновей высокую миссию — быть народными заступниками. Народ любил своих джигитов, гордился ими, нуждался в них. В образе джигита во все времена воплощались вековечные чаяния народа о совершенном человеке, которому присущи ум и трудолюбие, храбрость, отвага, честность, верность и др. Так что, молодому поколению, особенно юношам, есть над чем призадуматься.

Выражение «Откуда ты родом?» однозначно призвано подтягивать каждого до совершенства нравственного идеала. Конечно же, не нартского героя, но приближающегося к этому понятию по своим основным требованиям.

Как-то в беседе один молодой человек, рассказывая о своих «мальчишеских» приключениях, сказал следующую фразу: «Самое страшное для меня было то, когда меня спрашивали: «Чей ты сын?» или «Откуда родом?» Если совершил что-то хорошее, сказать было не стыдно, а если наоборот, то и солгать нельзя, это ниже всякого достоинства, и сказать правду стыдно».

Вот он глубокий смысл этой обычной, казалось бы, банальной фразы.

Постановка вопроса: «Откуда ты родом?» — требует от мужчин соответствия всем качествам духовно-нравственной личности. А это: быть мужественным, проявлять в нужный момент силу воли, презирать смерть, быть преданным другом, братом, обладать чувством собственного достоинства, никому не позволять оскорблять честь семьи, рода. Быть трудолюбивым и выносливым, умеющим преодолевать все трудности жизни. А также почитать родителей, старших, быть гостеприимным, хлебосольным, быть коммуникабельным и уметь поддерживать беседу так, чтобы окружающим было приятно слушать.

И в этом нет ничего сложного. Такие качества в каждой традиционной семье прививают ребёнку с детства. Об этом говорит и анализ фольклора, этнографических материалов, исторических документов. К примеру, праздник посвящения в мужчины, основное содержание которого сводится к мысли воспитать настоящего мужчину, воина, настоящего человека, соответствующего требованиям народного этикета. Молодых мужчин испытывали на силу, мужество, на выносливость, ловкость, на умение управлять конем, на остроумие, испытывая их на мудрое решение житейских загадок.

Праздник, как таковой, не сохранился до наших дней, но нёс в своё время высокое идеологическое направление. По свидетельству этнографа Зейнеп Дзараховой, в ингушских селениях бывали народные школы по физическому и военному обучению детей, важной задачей которых являлась выработка морально-волевых качеств мужчин.

Ингуши говорят: «Аьлан во1 агара ма валва, берза к1аза къоргара ма яйла, яхь йоацар нанас ма волва» («Пусть княжеский сын не выйдет из люльки, пусть волчонок не выползет из логова, пусть мать не родит никчемного сына»). Или: «Пусть будет лучше погибший, но хороший сын, чем живой, но плохой». Или так: «Бодж-моарзаг1аца хьувзабеш т1ера корта д1абоахе а, къонах деналах воха йиш яц» («Мужчина не должен терять мужества, даже если его голову будут клещами откручивать»).

Каждый отец мечтал видеть в сыне будущего защитника семьи, рода, народа. Самым страшным наказанием считалось отрешение от рода. Но такой вердикт выносился не спонтанно, как этим любят апеллировать сегодня многие. Такое решение должно было быть глубоко осмысленным и обдуманным, весомым, аргументированным и взвешенным. И, главное, чтобы вопрос: «Откуда ты родом?» — следовал всегда за благими поступками, и чтобы задающий его мог сказать: «Ты достойный сын своего народа».