Язык мой — друг мой

К Международному дню родного языка

Ежегодно во всем мире 21 февраля отмечается Международный день родного языка. Данная мера, принятая мировой общественностью, призвана способствовать признанию многообразия языков и культур.

Вводя в международный календарь День родного языка, ЮНЕСКО, тем самым, призвала все государства разрабатывать и поддерживать меры на защиту и развитие всех языков, особенно тех, которые находятся на грани исчезновения. ЮНЕСКО в обновленной версии атласа вымирающих языков сообщила, что 2500 из 6900 языков мира под угрозой исчезновения, среди которых и ингушский язык.

С языком связаны самые различные стороны духовной, культурной, экономической и политической жизни любого народа. Профессор Ю. Д. Дешериев отмечает, что язык — духовная сила народа, хранитель его многовековой культуры и духовного богатства. Без языка невозможна никакая достаточно сложная и разумная деятельность. Он позволяет изучать науки и производство, обычаи и традиции, заниматься политикой и искусством. Уровень культуры любого народа определяется степенью развития языка, наличием соответствующей письменности, богатым словарным запасом, помогающим четко и ясно описать любую сферу человеческой деятельности. Каждый народ мыслит, выражает свои чувства на родном языке, и всякое познание наиболее доходчиво и понятно человеку на его родном языке. Так как письмо является средством выражения языка, то между письменной и устной речью не должно быть ощутимых расхождений. Если же имеются таковые, то от них необходимо постепенно и умело избавляться. Но заниматься этим должны ученые, специалисты, и обязательно на государственном уровне.

В начале ХХ века среди ингушского народа была осознана великая роль и огромное значение родного языка в преобразовании жизни на новых началах того времени. Именно поэтому ингушская письменность получила бурное развитие и массовое распространение среди широких слоев населения. Обслуживая все области человеческой деятельности, родной язык, посредством письма, сделал достоянием народных масс передовые идеи того времени, достижения науки и техники, литературы и искусства. Когда 1 мая 1923 года вышел первый номер «Сердало», З. К. Мальсагов писал: «Каждый ингуш, желающий быть полезным своей семье, роду, Ингушетии и государству, обязан изучать вайнахскую письменность, помогать ее распространению».

Чтобы развивать язык и литературу, нужно иметь свою письменность, которая стояла бы на должном уровне и способствовала этому развитию, а для этого необходимо, чтобы она соответствовала нормам языка. Современная ингушская письменность, начиная со своего зачаточного состояния, обусловленного стремлением создать средство общения через письмо, претерпела целый ряд позитивных изменений и имеет в настоящее время огромные перспективы для дальнейшего развития. Говоря о достоинствах, следует отметить многочисленные недостатки, которыми она изобилует. Не вдаваясь в подробности, хотелось бы отметить, что до сих пор отсутствует полная грамматика ингушского языка. Почти нет научных работ, посвященных фонетике: на письме не обозначаются мягкость согласных звуков, долгота и краткость гласных звуков, хотя они являются смыслоразличительными, отсутствуют знаки, обозначающие аффрикаты и т. д.

Теоретические работы по ингушскому языку, в своем большинстве, посвящены отдельным проблемам его орфографического строя и не дают полного представления о современном состоянии языка в целом, т. е. языка как сложной системы. Очень много проблем с преподаванием ингушского языка в школе: мало методических пособий, отсутствует русско-ингушский словарь, катастрофически не хватает ингушско-русского словаря под редакцией Л. У. Тариевой, а также нет делений классов. Чтобы поднять авторитет и уровень ингушского языка необходимо ввести его как обязательный экзамен в ЕГЭ. Для того чтобы ингушский народ сохранился как народ, этнос, необходимо поставить преподавание ингушского языка на один уровень с русским и английским языками. И сделать это нужно на государственном уровне сегодня, не затягивая и не откладывая в долгий ящик.

«Основательное изучение родного языка, — писал Ф. Буслаев, — раскрывает все нравственные силы учащегося, дает ему истинное гуманистическое образование, а вместе с тем и свое собственное, народное, заставляет вникать в ничтожные, по-видимому, безжизненные мелочи и открывать в них глубокую жизнь во всей неисчерпаемой полноте ее».