Семейные обряды

Ингушские поверья, обряды, ритуалы, связанные с младенчеством

У каждого народа есть свои ритуальные особенности по оберегу ребёнка в младенческом возрасте от сглаза и порчи. В общем, они все схожи меж собой, но у каждого народа есть своя специфика.

В наше время ряд ритуальных мероприятий подобного рода ещё имеет место в жизни, но уже утрачивают свою изначальную значимость, что связано и с укреплением исламских традиций. О семейных обрядах в материале этнографа Зейнеп Дзараховой из монографии «Вековые устои семьи».

Ингуши всегда заботились о здоровье матери и ребёнка в первые дни. До истечения 40 дней и мать, и ребёнок считались уязвимыми. Для профилактики, в первую очередь, ограждали ребенка от контактов с большим количеством людей и «укрепляли» темечко, смазав его топленым маслом. Только после 40 дней со дня рождения ребёнка мать могла выйти из дому, чаще это было связано с её поездкой в родительский дом — навестить родных. Хотя такой визит в интересах здоровья матери и откладывался до исполнения малышу нескольких месяцев.

Обычно мать кормила ребёнка 1,5-2 года. Было поверье, что мальчика мать обязана кормить до 2-х лет. Первое подкармливание начиналось постепенно с 7-8 месячного возраста. Если у матери не было молока, то кормилицей ребёнка становилась другая женщина. Это считалось богоугодным делом, а дети, вскормленные одной матерью, становились молочными братьями и сестрами. По словам информатора Ф. Г. Дзараховой-Мерешковой (1936-2012), в ингушском обществе бытовало и такое явление, когда новорождённого ребёнка везли на первое кормление к женщине, слывшей в народе мудрой.

Традиционно ингуши в качестве оберега от возможного сглаза ребенка использовали коготь медведя, волка, сердоликовые и коралловые бусинки, отросток дерева «турс».

Сегодня можно увидеть и пользовавшиеся большой популярностью камни с дырками. Такие камни с естественными отверстиями, использовали в качестве оберега не только младенцев, но и семьи, жилища и т. д. Их подвешивали, обычно у порога дома, в люльке, на повозке. К концу ХХ века, да и в наше время подобные обереги ещё встречаются в ингушском обществе. Так же под детский матрасик клали острый предмет: ножницы, нож или спички. К ручке люльки подвешивали талисманы и амулеты с сурами из Корана.

Были определённые запреты и поверья, связанные и с люлькой. Считалось плохой приметой приносить люльку-колыбель в дом до рождения ребёнка. Через люльку и над люлькой не разрешали передавать ребёнка, иначе, верили, что он не будет расти. Укладывать ребёнка и брать его из люльки, можно было только с правой стороны. Люлька всегда должна была быть накрытой. Люльку ребёнка нельзя было раскачивать. Под люлькой принято было стелить коврик.

Оставлять надолго одного ребёнка в тёмной комнате считалось плохой приметой. Если в сумерках или ночью приходилось выносить ребёнка из помещения, то нужно было брать кусок хлеба или уголька с собой. На лобик, подбородок и носик ребёнка наносили сажу, чтобы «испортить» красоту ребёнка, кисть руки перевязывали красной ленточкой, чтобы уберечь от сглаза. Были формулы-приговоры, которые читались над ребёнком с этой же целью.

Вообще любой человек, увидев ребёнка, должен был не хвалить его красоту, а сказать слова — пожелания: «Дала могаш маьрша вахаволва хьо!», «Дала хьай даь-наьна дог деладолда 1а!», «Сий долаш во1 хилва хьог1» (Живи долго и мирно с хорошим здоровьем! Дай Бог, чтобы твои родители гордились тобой! Будь человеком чести!) и др.

Принято было сплюнуть и сказать слова против сглаза: «Са б1арг бац» (Не желаю сглаза), ибо даже доброжелательный человек из любви может сглазить ребёнка. Знахарки снимали недуг с такого ребёнка совершением обряда «дол диллар» и чтением молитв. Сегодня, чтобы защитить ребёнка от сглаза и порчи, положено сказать «Машала», и читать аяты и суры из Корана.

К числу распространенных обрядов, относится и первая стрижка ногтей и волос. Ингуши, подобно многим народам Кавказа, верили, что человеку можно причинить зло, погубить, используя его ногти и волосы, которые считают вместилищем некой магической силы. Бытовало поверье, что первые ногти новорожденного должна состригать мать или тетя по матери, или же сестра ребёнка. Считали, что эти детские ногти нужно положить в книгу, в музыкальный инструмент или ещё куда-либо, в зависимости от того, кем хотели бы родители видеть своего ребёнка. Кто-то считает, что желание исполнялось.

Первые волосы ребёнка принято было состригать как можно раньше. По обычаю, на вес этих волос отец ребёнка должен сделать подарок в виде золотого изделия кому-либо из родных или соседей. Если кто-то с ребёнком первый раз приходил в дом, то ребёнку давали подарок (это могло быть и яйцо), иначе, считали, что в доме заведётся моль.

Как радостные события отмечались вехи младенчества: «царг яьннай» — «появился первый зуб», «когаш вахав» — «сделал первые шаги», «мотт 1омабе г1ерт» — «пытается заговорить» и др.

Когда у ребёнка появлялся первый зуб, его бабушка по материнской линии, первому заметившему зуб пекла лепешку с начинкой размером в длину всего тела ребёнка. Лепешку бережливо (чтобы не сломалась) помещали на специальное приспособление, заворачивали в белую ткань и отправляли по назначению. Об этом писала исследователь Ф. Кудусова.

Радостной вестью были первые шаги ребёнка. В честь этого события резали петуха — в честь мальчика, и в честь девочки — курицу. Но прежде их проносили между ног ребёнка. Затем устраивали угощение для близких и родных.

С принятием ислама, значительным событием для мальчиков в детском возрасте стало обрезание — сумат. Этим занимались обычно «специалисты» из народных лекарей. С развитием медицины этот процесс совершается профессиональными хирургами. Возраст при выполнении этого обряда строго не регламентируется, но считается, что раннее обрезание позволит избежать возможных после операции осложнений и будет способствовать быстрому выздоровлению ребёнка. Естественно, для мальчишек это является некоторым испытанием. Родные и близкие приносят им сладости, подарки, фрукты, а родители устраивают угощение для гостей.

Культурное наследие каждого народа содержит ценные идеи оберега детей от болезней, сглаза и порчи. Ингуши в бытности придавали этим обрядам и ритуалам важное значение. Сегодня многие из них, по ходу укрепления исламских традиций, претерпели существенные изменения.