Остановись, мгновение

Фотопроект «Жизнь и быт наших предков» Фатимы Арчхоевой

О творчестве легче рассуждать, чем самому творить, следуя внутреннему голосу. Многим пользователям социальных сетей «Фейсбук» и «Инстаграм» Фатима Арчхоева известна своей необыкновенной подачей ингушской национальной культуры посредством фотографических работ, сделанных на этнографическую тематику.

Фотографировать наша героиня начала в 2010 году. Первыми персонажами её работ были, конечно же, дети. Она наблюдала и ловила интересные моменты из их жизни, старалась запечатлеть их для семейной истории. Потом её интерес расширился. Фотография стала для нее не просто хобби, а каким-то наваждением, своего рода отдушиной. Но она понимала, чтобы стать профессиональным фотографом одного желания недостаточно.

По профессии Фатима фельдшер. Она окончила Ингушский государственный медицинский колледж. Родилась, выросла и получила среднее образование в сельском поселении Нестеровское Республики Ингушетия. Сегодня она работает косметологом в одной из частных московских клиник.

В 2010 году Фатима поступила в фотошколу «ФотоАрт» в Москве. Одновременно она посещала мастер-классы опытных фотографов, получала уроки у известных столичных представителей этого вида искусства, посещала различные фотовыставки и продолжала фотографировать по принципу, чем больше проб, попыток и вариантов, тем больше вероятности отыскать что-то своё, индивидуальное и родное.

Мечта создать серию этнографических фотографий по культуре ингушского народа у неё появилась как раз в это время. Понимая важность обозначенной темы, Фатима стала серьёзно готовиться к предстоящей работе. Прежде всего надо было приобрести очень дорогую фотоаппаратуру. Без спонсоров, без определённого бизнеса это были большие финансовые затраты, приходилось во многом ограничивать себя. Фатима понимала, что нужна консультация с этнографами, нужен выход на «нужных людей», чтобы обговорить детали съёмок, нужны образы для работ. И это всё, несмотря на то, что профессия косметолога, семья: супруг, который благо поддерживает её творчество, три дочери и сын — сами по себе отнимали много времени.

Первая фотосессия прошла в горах Ингушетии летом 2017 года. Мы писали об этом в наших публикациях.

— Наши горы сами по себе вдохновляют, — говорит Фатима, — Я как вернулась со съёмок, так и пошло, словно наваждение какое-то: тысяча идей и мыслей. Меня не отпускало до следующей поездки страстное желание показать всем наши красоты, природу, нашу бытность, запечатлеть эту красоту, эту индивидуальность в разных красках и ракурсах.

Фатима начала работу над продолжением своего проекта «Жизнь и быт наших предков», который состоял теперь из пяти блоков: «У родника», «Сквозь года», «Колыбельная», «Портрет горянки», «Воспоминания горянки». Если вы обратите внимание, то уже сами названия говорят о глубине и значимости той работы, которая проделана, и, по словам автора, над которой ещё предстоит работать не один день, чтобы довести её до логического завершения.

Один из своих блоков Фатима сопровождает стихотворением А. Озиева «Горянки»:

Когда поутру к роднику с кувшином

Горянки легкой поступью идут,

Им вслед невольно смотрят все мужчины,

Как будто взоры их они влекут.

Всем хороши: лицом, улыбкой, станом.

Сколь непреклонны, столько же и нежны.

И повторять готов я неустанно:

Горянок краше наших не найти.

Подобных проектов до сих пор ещё не было, потому что на её пути были трудности, связанные и с организацией съёмок, и, в общем, в реализации самой идеи. Что это далеко не однодневное занятие, Фатима прекрасно понимала, но трудности её не пугали. Она обратилась за поддержкой к этнологу-кавказоведу, кандидату исторических наук Танзиле Чабиевой, которая сразу же поддержала её. Потом начались поиски людей, готовых отозваться, подсказать, людей неравнодушных к нашему прошлому, к культуре своего народа. Пошли переписки, звонки, обсуждения, договора, поиск исторических документов, фотографий.

Летом 2018 года Фатима вновь приехала в Ингушетию, чтобы продолжить работу над проектом.

— Хотелось снять как можно больше, — говорит Фатима, — охватить шире эту тему, показать красоту и специфику ингушского быта и традиций. Было нелегко. Надо было заказать костюмы, максимально схожие с одеждой того времени. Собрать старинный инвентарь, предметы быта. Съемки срывались по разным причинам. Так, изначально было немало желающих участвовать в проекте, как среди девушек, так и юношей. Но перед самыми съёмками многие отказывались. Был даже случай, когда участник проекта поменял своё решение прямо на съёмочной площадке. А у нас, помимо этого, отнимали время разные ситуации. Например, когда предстояли съёмки с лошадьми. Мы обычно за день-два обходили места, где будем снимать. Нашли красивый пейзаж, легко подъехать съёмочной бригаде, разместиться. Но там было засеяно пшеничное поле. Пока ждали, что его вот-вот скосят, ускользнула телега, которую мы планировали использовать.

Бывало, что и у водителя, с которым мы договаривались, за несколько часов до съемок ломалась машина, и нам приходилось распускать с трудом собранных участников. Так же и предметы быта, инвентарь. Беру их на определённое время, а у тебя то одно, то другое, срываются съемки. В итоге, я возвращала некоторые вещи, так и не воспользовавшись ими.

Но самым сложным оказалось найти лошадей. С этим была настоящая беда. Все, кто обещал нам дать это прекрасное животное на проект, вдруг просто отключили мобильники перед самыми съёмками. А у нас уже оплачен транспорт, готовы модели, которые тоже выкраивали для фотосессии своё время. Большая часть из задуманных работ сорвалась по этой причине. Но мир не без добрых людей. Моё уважение к Зелимхану Харсиеву, благодаря которому удачно прошла работа над серией «Танец у родника».

Еще один случай произошёл с нами во время последних съемок фотоблока «Сквозь года». На пути к башням планировались съемки. Но вдруг у водителя сломалась машина. Она съехала в небольшой овраг и застряла. Пытаясь вытащить её, водитель сильно повредил руку. Нашей команде ничего не оставалось, как брать свои вещи и весь съемочный багаж и тащить их на себе пешком до башен. Но и это еще ничего. Когда мы уже почти дошли, вдруг грянул сильный гром, сверкнула молния и пошёл ливень. Укрыться было негде, кроме как в маленьком склепе, практически без крыши. Но это нас не спасло. Мы промокли до ниточки. Было ужасно жутко и холодно. К тому же бежать некуда. Эта безысходность просто сковала мысли и дальнейшие действия. Вдруг, словно как по волшебству, на небе появился маленький просвет, и солнце степенно вышло из-за туч, освещая и согревая горы. Нашему счастью не было границ, словно природа сама благоволила задуманному мероприятию.

Были разные преграды и сложности на пути к нашему проекту «Жизнь и быт наших предков». Многие шли нам на встречу, но немало было и таких, кто подводил в последние минуты. Но сегодня мы все вспоминаем это время с большой теплотой. Трудности всё же несли с собой некий консолидирующий характер. Они дали нам понять, что такое дружба, товарищество, взаимопомощь. А проект дал возможность окунуться в мир наших предков, прочувствовать энергетику, ту атмосферу, в которой они жили и творили.

В социальных сетях Фатиму благодарят за прекрасные работы, несущие с собой не только прекрасное, но и возможность прочувствовать прошлое, быт, в котором жили наши предки. Сегодня мы хотим поделиться этими работами и с нашими читателями.

Сама Фатима родилась и выросла в семье, где уважают и почитают традиции. Сегодня многие из них уходят, отчасти размываются. Отсюда и желание поймать мгновение, признаётся автор проекта, показать и запечатлеть их уникальность и неповторимость. Делает она это посредством фотографий, что выглядит не только эстетично, но быстрее и легче поддаётся восприятию, помогает зрителю понять красоту нашей культуры.

— Пользуясь случаем, я хочу выразить благодарность всем тем, кто помогал мне в этом нелёгком труде. Это Айна Инаркиева, уже два года она выручает меня, одалживая свои прекрасные наряды! Муртаз Озиев, руководитель студии театра и кино «Барт», который нам предоставил любезно мужские костюмы. Танзила Чабиева, мой главный консультант и помощник. Лодия Мусаева и Луиза Дарсигова, незаменимые друзья, всегда были со мной рядом. Зелимхан Дарсигов, Диана Евлоева, Седа Мержоева, Ася Добриева, Лейла Маскурова, которая специально приехала из Москвы на съёмки. А также Карим Беков, Милана Дарсигова, Марем Гетагазова, Магомед Балхоев, Аза Китиева, Мовлатгирей Бузуртанов и многие другие. Ну, и, конечно же, мои родные и близкие. Особая благодарность родителям за поддержку и понимание! Ребята, всем вам огромное человеческое спасибо! Вы молодцы, вы настоящие, вы искренние! Оставайтесь такими всегда, не забывая, кто мы, откуда мы и каковы наши корни! — говорит Фатима.

Своей задачей она видит сохранить, возродить и донести до потомков через искусство нашу историю, наши обычаи и традиции.