Никаких борщей!

Этно-кафе «Элдарха-г1ала» намерено культивировать ингушскую национальную кухню

Еще не попав внутрь кафе, ты уже понимаешь, что тебя ждёт встреча с чем-то необычным и одновременно близким. Фасад и интерьер «Элдарха-г1ала» (ингушское название города Карабулака, — авт.) стилизованы под горскую старину. Массивные деревянные двери с элементами ковки, фальшбалки на потолке, умывальник, декорированный прутьями орешника. Все это должно по замыслу создателя этно-кафе перенести посетителя на лет эдак сто назад, в чисто прибранную, уютную горскую саклю.

— Я думаю, у многих возникала проблема, когда к тебе приезжает гость откуда-нибудь из центральных областей и хочется удивить его чем-то колоритным, показать именно национальный стол, и ты не знаешь, как это сделать. Это и стало отправной точкой для нашей идеи создать такое кафе, — рассказывает один из совладельцев «Элдарха-г1ала» Анзор Ведзижев.

Так оно, собственно, и есть. Известные столичные «больше чем кафе и меньше чем рестораны», это конечно хорошо, но таких предприятий общепита в любом, и даже не совсем крупном, городке найдешь уйму. И меню у них тоже будет схожим. «Мясо по-тайски»? Вот оно! «Буррито по-мексикански»? Извольте! Но чтобы ты зашел и сказал: «Мне две порции б1ар» (вареная колбаса по-ингушски), и при этом официант как минимум понял, о чем речь, то это сюда.

— Мне многие предлагают расширить меню за счет разных лагманов, борщей там. Но я сказал, никаких борщей! Для меня важно сохранить в работе кафе изначально заложенную в проекте кулинарную концепцию — только блюда национальной кухни, — говорит Анзор. — Исключения готов сделать лишь для блюд нашего собственного сочинения, выдержанные опять же в традициях ингушской кухни.

В ассортименте этно-кафе такие блюда уже есть. Судя по отзывам, многие пользователи «Фейсбука» специально приезжают в Карабулак, чтобы попробовать ставшие уже знаменитыми дулх-ольгеров от «Элдарха-г1ала». Это некий реверанс фаст-фуду. Маленький пирог, начиненный ломтиками маринованного помидора, мясной котлетой, луком и еще чем-то вкусным, стал визитной карточкой кафе.

Анзор вместе с супругой продолжает собирать старинные ингушские рецепты и вынашивает планы придумать на их основе новые кушанья-вариации.

Кстати говоря, свой посильный вклад в возрождение и популяризацию ингушской кухни вносит и наша газета. Уже почти год, как в «Ингушетии» появилась кулинарная страничка, состоящая исключительно из бабушкиных рецептов. И они оказываются настолько необычными, что начинаешь пересматривать устоявшийся стереотип, что наша национальная кухня особым разнообразием похвастать не может. Оказывается, не совсем это так.

Были среди наших предков и любители вкусно поесть, и любители что-нибудь вкусненькое приготовить, да еще и поэкспериментировать с ингредиентами. На меня лично большое впечатление произвело блюдо под названием «Ягненок в молоке». Баранина и молоко. Казалось бы, мало совместимые друг с другом продукты. Но такое мнение опровергает сам факт того, что яство закрепилось в неписаной ингушской поваренной книге и продралось-таки к нам сквозь наслоения времени и привносимые им в наш быт иные, в том числе и кулинарные, традиции.

Хотя, конечно, с той же французской или итальянской кухней не потягаешься. Но так в ней и англичане им не соперники. Хотя, казалось бы, такая глубокая и богатая культура. И знаете, что говорят британцы, когда французы начинают их попрекать супом из бычьего хвоста? Жители Туманного Альбиона отвечают: «Пока вы были заняты придумыванием очередного десерта, мы завоевывали мир». Мы, слава Аллаху, мир не трогали, но и на десерты времени не было. Мы отражали атаку очередного Хромого Тимура. А проще говоря, выживали, пытались сохранить свою свободу. А для этого дулх-хьалт1ам было самое то.

Недавно Анзор обогатил меню «Элдарха-г1ала» блюдом «Кхехкадаь устг1ан корт-кугаж» (вареные голова и ноги барана). Об этом новшестве я узнал даже раньше, чем пришел в гости к Анзору. Одним из первых покупателей изыска оказался мой брат. Алихан решил порадовать экзотикой отца, для которого это блюдо, собственно говоря, и не экзотика вовсе, а любимое лакомство.

Когда процесс уничтожения бараньих конечностей завершился, посчитал своим долгом разместить в «Фейсбуке»  комплиментарный пост в адрес хозяина «Элдарха-г1ала». Тем более что блюдо удалось. Оно оказалось вкусным, сытным, недорогим и было красиво оформлено. Однако нашлись и те, кто стал морщить нос: «Фи, ну разве это еда?»

Но одно дело, если тебе вообще не нравится вкус вареной бараньей головы. Ведь есть же люди, кому и черная икра не по вкусу. Другое дело, если это продолжение своего тотального культурного самоотрицания: когда стыдишься, что ты кавказец, ингуш, мусульманин, со своими особенностями, привычками, в том числе кулинарными предпочтениями.

В этом смысле для меня очень поучительными оказались несколько газетных строк, прочитанных мною давным-давно, о каком-то международном визите президента пятой республики Жака Ширака. Недавний глава Франции родом из Гаскони. И там очень в большой чести вареная телячья голова. Ну что может быть примитивнее? Даже не баранья, а телячья. Но на его родине, где он родился и вырос, ее, как яство, очень жалуют. И ему, как следовало из текста, было, мягко говоря, все рано, что подумают о его вкусовых пристрастиях короли и президенты, оказывающиеся вместе с ним за торжественными трапезами, на которые, как было написано, Жак Ширак любил частенько ее заказывать.

Безусловно, умение принять себя и полюбить, в том числе с вареной телячьей головой, это тоже показатель высокой духовной культуры.

Кафе «Элдарха-г1ала» разместилось не на самом проходимом, как говорят бизнесмены, месте.

— У меня была возможность перенести его в более оживленное место, но там, где у меня есть площадь под эти цели, уже работает кафе, тоже в этно-стиле. Правда, не в нашем национальном духе. Но я не хочу создавать конкуренцию человеку. Он тоже недавно начал. Поэтому останусь здесь. Что мне предназначено, мимо не пройдет, — рассуждает Анзор.

В этих словах весь Анзор. По его твердому убеждению, халяль должна быть не только еда, но и бизнес.

У идеи этно-кафе, на мой взгляд, хорошее будущее. Как с учетом возрождения интереса людей к своей истории, так и с ростом потока туристов в регион. Ее остается только развивать и расширять географию.