За кулисами театра

...Эта девочка талантлива, она должна быть на сцене...

Зульфия Кукурхоева — народная артистка Республики Ингушетия, мастер сцены Ингушского государственного драматического театра имени Идриса Базоркина.

Нельзя сказать, что актриса мечтала о профессии лицедея, но биография Зульфии Кукурхоевой сложилась так, что сама собой напрашивалась мысль о служении высокому искусству. К этому она шла постепенно, с малых лет. Сначала когда со своими сестрами, а их у неё было семеро, играла в импровизированном театре, потом на школьных мероприятиях читала стихи, да так, что затаив дыхание, слушали её даже самые нерадивые ученики, и, наконец, когда танцевала в детском хореографическом ансамбле «Таргим». Зульфие было 14 лет, когда ансамбль выступал на гастролях в Кремлёвском дворце. Её, солистку группы, заметил один из московских режиссёров, чьё имя она запамятовала, и сказал во всеуслышание: «Эта девочка создана для сцены». Юной танцовщице было лестно слышать такое о себе, с тех пор она стала подумывать об актёрской профессии и медленно, шаг за шагом, шла к своей мечте.

И всё же опять господин-случай. Случайно выпускница школы прочла объявление в газете о наборе актёрской студии в Чечено-Ингушский государственный университет. Она кинулась собирать документы, но, как оказалось, опоздала, абитуриенты уже прошли два тура. В фойе университета растерянную девушку заметил Магомед Цицкиев, известный актёр, руководитель актёрской студии. Узнав о ситуации, он выслушал её, попросил рассказать басню, прочитать рассказ и потом сказал: «Эта девочка талантлива, она должна быть на сцене». Второй раз Зуля услышала о себе такую оценку, и снова из уст профессионала. Теперь она стала одержима желанием постичь эту нехитрую науку.

В 1992 году она начинает карьеру актрисы в Ингушском государственном драматическом театре имени Базоркина. Девушка сразу же влилась в коллектив. Театр только становился на ноги. Поначалу приходилось играть в массовках, в небольших эпизодических ролях. Первый её серьёзный выход на сцену состоялся в 1994 году. В спектакле «Ханума» А. Цагарели перед зрителями предстала её стареющая княжна с величественной осанкой, с длинными, спадающими по плечам тяжёлыми чёрными косами. Всё в ней говорило о былой красоте. Партнерами в спектакле были известные актёры Айшет Кодзоева, Султан Гайсанов, Руслан Зангиев. Рядом с ними молодой актрисе было боязно выступать, но старшие коллеги поддерживали её. Играла она великолепно. Её героиня не была смешна, она вызывала сочувствие к увядающей красоте и несбывшимся надеждам. Однако сама актриса осталась недовольна собой, а газеты написали: «Она создана для сцены», «Зульфия — хороший образ для классических пьес XVII-XVIII веков», «есть в театре «огонь, пылающий в сосуде», «актриса, подающая большие надежды» и тому подобное. Довольна была и мама актрисы. Она любила театр, приходила на все спектакли и занимала почётное место в зале, которое ей любезно предоставлял художественный руководитель театра Иса Чахкиев за преданность и любовь к искусству.

Зульфия получала роли почти во всех спектаклях. Она играла непринуждённо, легко, проникновенно. Но за этим стоял труд, огромное желание актрисы быть понятой и признанной. Зрители полюбили её Булихан в спектакле «Бунт невесток» С. Ахмада, мать — в пьесе «Как Исса стал господином» Э. Сусуркиевой, жену унтер-офицера в «Ревизоре» Н. Гоголя и так далее.

Зульфия играет в разных спектаклях, но признаётся, что любит драматические и классические постановки. Они дышат эпохой аристократизма, благородства, говорит она, эти понятия ныне затуманились, и о них начинают забывать. Но мы должны признать, что аристократия остается высшим принципом жизни, принципом чести и благородства. Такой мы увидели Зульфию в роли леди Мильфорд в спектакле «Коварство и любовь» Ф. Шиллера. Она смогла показать яркий образ своей героини, её скрытое благородство под маской высокомерия и глубоко запрятанную боль по потере близких ей людей. Актриса была убедительна и великолепна в этом образе.

Хочется подробнее остановиться и на матери Кейпе, которую Зульфия Кукурхоева сыграла в спектакле «Сыновья Беки» А. Бокова. Она буквально впитала в себя этот образ, образ овдовевшей женщины, которой суждено было одной поднимать на ноги трёх сыновей, но не сломленной, а сильной и стойкой. И зритель поверил ей, переживая, сострадая и восхищаясь мужеством и силой духа её героини.

Но наша жизнь полна драматических обстоятельств, не говоря уже о том, что происходит на сцене. Череда трагических событий на некоторое время прервала творческий полёт актрисы. Она потеряла единственного брата, не выдержала этой утраты и после продолжительной болезни скончалась мама, следом ушла и старшая сестра. Это был сильный удар. Особенно тяжело перенесла актриса потерю мамы, самого близкого ей человека. Зульфия помнила, как мама, оставшись одна без мужа, с трудом поднимала их на ноги, как они вместе подрабатывали уборщицами, почтальонами, курьерами, но никогда не ходили с протянутой рукой. Мало того, всегда были сыты, одеты, учились хорошо, умудрялись посещать музыкальные, танцевальные и разные кружки после занятий. И всё это благодаря маме.

После долгого перерыва актриса вновь вышла на сцену. «Не знаю, что бы со мной стало, если бы, не мои друзья, не мой театр», — говорит она. Они всегда были рядом, чувствовали её. Зульфия признаётся без всякого преувеличения, что любит их как самых дорогих и близких людей. Вот и получается, что театр стал для неё не просто вторым домом, а родным домом. «Если сила женщины в её слабости, то это про меня, — признаётся актриса, — но при такой поддержке я просто не могу позволить себе быть слабой. Возможно, в этом и состоит моя сила».

Театральная публика высоко ценит игру Зульфии, она склоняется к мнению, что своей энергичностью, твердостью духа, величием и блестящим талантом актриса похожа на сценическую «княгиню». А своим обаянием, душевной красотой, умением убедительно, наглядно передавать тончайшие движения женской души, похожа на своих героинь, в основном положительных. Так уж вышло, что отрицательных ролей в её репертуаре не было.

В настоящее время можно сказать, актриса вышла на новую, высшую ступень мастерства. Она живет на сцене, между нею и зрителями существует таинственная связь. Каждая её роль добавляет в спектакль свою изюминку. На актрису всегда приятно смотреть, и не только благодаря тонким аристократичным чертам лица, она удивительна добра, и все её героини женственны и очаровательны, как она сама. Зрители чувствуют её и понимают, как чувствует своих зрителей сама актриса. Это и есть магия актерской профессии.

Требовательность к себе и ответственность — главные качества актрисы, одного таланта мало, считает она. Театр — это живой вид искусства, и раз Всевышний как бы вверяет актеру душу человека, которого он должен показать зрителю, надо сделать это честно и правдиво. Вот тогда наше искусство будет служить человеку и сделает его чище. Это огромная ответственность, и мы не имеем права забывать о ней никогда! Если актер забывает об этом, значит, искусство для него уходит на второй план.