В мире искусства

Джемалдин Барахоев не выбирал профессию — она выбрала его

Наверное, в Ингушетии нет человека, не знакомого с творчеством Джемалдина Барахоева. Я часто включаю записи его мелодий и песен и просто отдыхаю, слушая его голос. В исполнении народного певца и композитора, вокалиста и просто замечательного человека они звучат, как говорится, от души.

Моя первая встреча с ним состоялась 1 сентября 1993 года, в день открытия Ингушского медицинского колледжа. Вместе с группой ребят они исполняли народные песни, поднимая дух и настроение студентов, преподавателей и гостей, присутствовавших на торжественном мероприятии.

Джемалдин с детства был особенным ребёнком. Несмотря на слабое здоровье, он не отчаивался. Увлекся музыкальным искусством. «Милый Кавказ», «Андаркъи 1аьла», «Лорса Лида» и многие другие замечательные песни были в то время на слуху и пользовались среди людей невероятным успехом.

Нужно сказать, что ему было у кого учиться музыке. Его дядя Хамберд хорошо играл на балалайке. Слушая его виртуозную игру, Джемалдин загорелся желанием научиться играть на этом инструменте. И дядя пошел навстречу желанию племянника. Ученик оказался талантливым и терпеливым. Очень скоро Джемалдин уже знал весь его репертуар.

Джемалдину по состоянию здоровья приходилось проводить долгие месяцы в больницах. В такие дни он находил отдушину в совершенствовании навыков игры на балалайке. Это была бесконечная и постоянная работа над собой. Он ставил перед собой всё более сложные задачи в постижении искусства игры и добивался результатов.

Кому-то покажется, что балалайка — инструмент несложный, и на ней легко научиться играть, но это далеко не так. Конечно, было трудно. Бывало, с пальцев руки стиралась кожа.

Ещё мальчишкой он стал принимать участие в художественной самодеятельности, играл на праздниках и торжествах. Балалайка стала ему другом и вечным спутником жизни.

А профессия? Он ее не выбирал. Она выбрала его. Его трудовая и творческая деятельность началась в стенах назрановского Дома культуры в 1981 году. Он с открытой душой шёл к людям и нравился зрителям, и они чувствовали его ауру. С Мустафой Медовым (другим талантливым исполнителем) в составе агитбригады ездили они по районам и выступали перед хлеборобами, давали концерты в сельских клубах. Это было время вдохновения, потому что были молоды и полны желания заниматься творчеством.

Позже он стал принимать участие в республиканских, региональных и международных концертах. В 1987 году принимал участие во Втором всесоюзном фестивале народного творчества, посвященном 70-летию Октябрьской революции. В Министерстве культуры СССР оценили высокий уровень исполнительского мастерства ингушского коллектива, в том числе Джемалдина Барахоева. Это событие было отмечено и в республике.

Своим исполнением он умеет проникать в душу человека, сгладить его боль, поддержать в радости. Музыка стала частью его жизни. Джемалдин объездил многие города нашей страны с концертами, побывал за рубежом. Всегда и везде ему аплодировали стоя.

С образованием Республики Ингушетия и открытием государственной филармонии имени Ахмеда Хамхоева Джемалдин работал в оркестре народных инструментов ведущим солистом, сочетая вокальное искусство с композиторским творчеством. У него богатая практика. Его виртуозное владение инструментом и красивый голос ждут зрители.

Пожалуй, нет в Ингушетии места, где не выступал бы Джемалдин Барахоев. Его песенный репертуар постоянно пополняется и совершенствуется. И этот творческий процесс не имеет конца. Достаточно вспомнить несколько его песен, которые говорят о нём как ярком патриоте своего народа. Песни, посвящённые первому Герою России Суламбеку Осканову, Ингушетии, матерям, красивым и благородным поступкам, песни «Васкет» («Завещание»), «Наьна дегаш» («Материнские сердца»), «Я1аха къажараш» («Длинные косы»), «Мадина» и другие до сих пор востребованы зрителями.

Его выход на сцену становится праздником, и все застывают в ожидании. То его голос звучит как раскаты грома в горах, то взывает к чести, то вызывает слёзы и сострадание.

В сельской школе он несколько лет преподавал детям музыку и не уставал повторять: «Вложенное в душу в детстве остаётся в ней навсегда. Любовь к этому инструменту является частью нашей духовной культуры».

Творческие успехи Джемалдина отмечались многократно. В 2000 году он стал лауреатом музыкального фестиваля «Дошо лийг» («Золотая лань») и был признан лучшим певцом года, в 2001 году ему было присвоено высокое звание «Заслуженный артист Республики Ингушетия». А почетных грамот, дипломов и других наград просто не счесть!

Несмотря на широкую известность в республике и за её пределами, Джемалдин очень скромный и обаятельный человек. Он хороший семьянин и набожный мусульманин. Во время исполнения мовлида в кругу Барахоевых и других родственников голос Джемалдина звучит высоко и протяжно. В любом обществе, среди друзей Джемалдин всегда оказывается в центре внимания. Слушать его игру любят друзья и коллеги, братья и родственники. Такие встречи надолго остаются в памяти.

Об одном вечере мне хочется сказать отдельно. Конец декабря 2014 года. Вместе с Джемалдином Барахоевым мы организовали у меня дома вечер в честь Раи Евлоевой. Собрали друзей. Мы не знали тогда ещё, что время отсчитывало последние её дни. Рая все ещё надеялась записать песни вместе с Джемалдином Барахоевым и Баширом Оздоевым. Вечер за национальным столом прошёл очень тепло и весело. Рая улыбалась от души. Приехали друзья юности, поэт Абдул-Хамид Барахоев, стихи которого она слушала с удовольствием и пророчила ему большую дорогу. Было много воспоминаний из гастрольной жизни Раи.

Джемалдин и Башир в тот вечер удивительно тонко чувствовали её состояние. Втроём начинали они играть на инструментах, и в тот момент, когда Рае становилось трудно, они своей игрой умели так выстроить мелодии, что Рая незаметно оставляла гармонь и слушала их игру с удовольствием, а они продолжали играть для неё и в её честь. Спустя месяц, мы поняли, что Рая играла в тот вечер в последний раз. Играла с музыкантами и коллегами, которых так уважала и ценила.

Творческая деятельность и жизнь Джемалдина Барахоева достойна того, чтобы о ней знали и воспитывали по его образу подрастающее поколение. Он безумно любит всё народное: песни, мелодии, танцы, легенды и людей, посвятивших свою жизнь народу. На протяжении 25 лет, со дня возрождения республики, его голос звучал и продолжает звучать!

То, что предначертано ему судьбой и талантом — нести высокое искусство в народ, он несёт с честью!