Магомед Картоев:

«Финансист — главная фигура в любом деле»

Подписывайтесь на канал «Ингушетия» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.

0
Руководитель Назрановского районного финансового управления Магомед Картоев

Что ни говори, а экономический кризис дает о себе знать. Некоторые эксперты прочат нашей стране десятилетнюю стагнацию, темпы роста между нулем и единицей. Предрекают и замедление инфляции, что вроде бы не плохо. Однако связывают это со спадом в экономике и не растущей денежной массой. С другой стороны, властями страны обозначен конец экономического спада.

Как бы то ни было, «тучные» годы, когда мы не особо задумывались о расходах, думается, позади. Необходимость жить по средствам, бережно относясь к расходованию каждого рубля, возможно, подтолкнет нас к инициативным действиям по созданию своей экономики, минимально ориентированной на «чужого дядьку» и пресловутую «нефтегазовую иглу». Лучше других эту истину осознают финансисты, у которых 8 сентября профессиональный праздник — День финансиста России.

Дата для празднования была выбрана не случайно. 8 сентября 1802 года император Александр I своим высочайшим манифестом образовал в России Министерство финансов. На протяжении своей истории Министерство финансов играло, играет и будет играть одну из самых ключевых ролей в проведении финансовой политики страны.

После вступления в силу широко известного закона № 131 о местном самоуправлении, на работников финансовых органов муниципальных образований легла огромная ответственность, несравнимая с той, что была раньше. Как с ней справляются на местах, какие сложности существуют — об этом и другом мы побеседовали с руководителем Назрановского районного финансового управления Магомедом Картоевым.

— Магомед, прежде всего, позвольте поздравить вас и ваших коллег с профессиональным праздником. Скажите, какую роль играют финансы в экономике?

— Финансы — это одна из самых сложных и важных категорий в экономике. Для того чтобы сформировать эффективную финансовую систему и управлять ею, нужно четко понимать суть категории «финансы». Финансы имеют два вида проявлений: видимую и невидимую. Видимое проявление финансов заключается в денежных средствах, которые движутся в процессе взаимоотношений между экономическими субъектами. Второе проявление финансов — скрытое, возникает при формировании ВВП и национального дохода, а также их распределении и перераспределении. Еще в первой половине позапрошлого века граф Канкрин, один из самых видных и наиболее выдающихся российских министров финансов, который занимал этот пост 21 год, предельно четко сформулировал: «Защита финансов — это защита жизненной силы существования государства». А за «защиту финансов» в полной мере ответственны финансовые работники.

— В постсоветский период, особенно в «лихие» девяностые, слово «финансист» ассоциировалось у обывателя с дилетантами с мошенническими наклонностями. В лучшем случае — не очень законной, мягко говоря, деятельностью...

— К счастью, это время кануло в Лету. Хотя, признаться честно — дилетант, пусть он даже аферист, в нашей сфере не задержится надолго. Финансист — главная фигура в любом деле. Это человек, обязанный предугадать все повороты развития, учесть риски, взвесить расходы и доходы. И в маленькой фирме, и на бирже с миллионным оборотом, и в финансовом ведомстве хороший финансист всегда пользуется уважением. В настоящее время в финансовой системе нашей страны работают высококлассные специалисты, способные решить самые сложные задачи, легко ориентирующиеся в тонкостях бюджетного и налогового законодательства. Сейчас в России, по сути, заново формируются бюджетные отношения. Органы государственной власти и местного самоуправления перешли к программному бюджету, чтобы контролировать не только структуру затрат, а их общий объем и получаемые результаты.

— Муниципалитетам сегодня даны большие полномочия, в том числе финансовые. Как финансисты с ними справляются, какие проблемы стоят в свете продолжающегося экономического кризиса?

— Естественно, главная проблема, она же и задача — формирование бездефицитного бюджета. В последние два года в стране, действительно, ощущается кризис. О его причинах, подноготной много сказано и написано. Но его пик, по мнению многих авторитетных специалистов, мы прошли. Впрочем, кризис коснулся не только нашей страны, что говорит о глубокой интегрированности мировой экономики. Но об этом пусть думают на более высоких уровнях. Нам бы справиться со своими «приземленными» местными проблемами. В частности — собираемостью земельного налога и налога на имущество физических лиц. В этой связи проводится актуализация налоговой базы. Если с первым у нас дела обстоят более-менее терпимо, то с собираемостью налога на имущество физических лиц не все так гладко, несмотря на то, что администрация района и администрации сельских поселений, в тесном контакте с налоговыми органами и работниками Росреестра, методично ведут эту работу, включая разъяснительную работу среди населения.

— В чем же загвоздка?

— Очень много моментов, которые нужно, скажем так, утрясти, и такова ситуация во всех муниципалитетах. Прежде всего необходимо улучшить взаимодействие ведомств, устранить технические нестыковки при работе с электронными программами, базами данных. Периодически «обкатываются» разные варианты, чтобы прийти к общему знаменателю, выработать общую методику работы сервисов. К тому же надо учесть и человеческий фактор: физические и юридические лица не всегда добросовестно относятся к своим обязанностям по своевременной уплате налогов.

— Бюджет, как принято говорить, «не резиновый», и в кризис, наверное, волей-неволей кого-то из бюджетников приходится увольнять...

— Одно дело — пополнение налоговой базы. Но параллельно и расходы ведь надо оптимизировать, потому что необходимо добиться их эффективности. Это взаимосвязанные вопросы. Но делать это нужно безболезненно, анализируя свои предстоящие шаги, сокращая дублирующие и «синекурные» должности в бюджетных организациях. Тем не менее, «махать шашкой» никто не собирается, памятуя о том, что эта задача связана с судьбами конкретных людей, их семейными бюджетами. По большому счету, такую оптимизацию мы начали в 2012 году, проведя процедуру слияния сельского дома культуры в Плиево и районного дома культуры в Экажево. В 2014 году в детско-юношеских спортивных школах сократили 31 единицу, в прошлом году, в разгар кризиса сократили 62 единицы по району, в этом году — уже 9. Повторюсь, для нас не самоцель сокращать штаты. Поэтому мы постоянно мониторим ситуацию, выясняя, где КПД нулевой, а то и в минусе, проводим оптимизацию текущих расходов. Так, в прошлом году на 10% сократили расходы на содержание администраций органов местного самоуправления и на 20% по муниципальным программам. Кроме того, в постоянном режиме функционирует рабочая комиссия по выявлению незарегистрированных объектов налогообложения, физических и юридических лиц, уходящих от налогов. Выявлены по району 104 такие «точки». Все их хозяева были привлечены к административной ответственности, большинство уже стало на учет, по остальным идет работа, потому что это требует времени, длительных процедур, скажем, для того же получения кадастрового паспорта. Да и сами люди, повторюсь, зачастую игнорируют уведомления, тянут до последнего, и таким приходится терпеливо объяснять день за днем, что «они не правы».

— Вы говорили о программном бюджете. Что это означает?

— Программный бюджет — это его расходование по конкретным программам. Мы по нему уже несколько лет работаем. Тут идет не только исполнение бюджета по расходам: нужно еще контролировать показатели реализации программ, смотреть — достигли мы их или нет. Говоря проще, раньше все расходы расписывались по пунктам, а тут утверждается программа для достижения какой-то цели, и уже на реализацию этой программы закладываются средства. До сих пор мы формировали трехгодичный бюджет. В прошлом году из-за кризиса утвердили его на один год. Теперь вновь планируем перейти на трехгодичный, когда можно и стратегию утверждать. Надо сказать, что в прошлом и этом году нам очень помогла реализация ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Район лучше других поработал по этой программе, освоив около 100 млн рублей в прошлом году, изыскав средства на софинансирование. В селах протянуты водопроводы и газопроводы, строится много социальных объектов, объектов сферы культуры, здравоохранения и спорта. Реализация программы продолжается. Если такая динамика освоения финансовых средств продолжится, то, возможно, район получит финансирование с опережением графиков.

Подписывайтесь на канал «Ингушетия» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.

Добавить комментарий

Новости