Юрий Лоза: «Я не люблю пафосных понятий»

В нашей республике немало поклонников творчества известного российского певца Юрия Лозы. Особенно его песни нравятся людям старшего поколения, и одна из них самая, пожалуй, известная — это «Плот».

Рубрика, которую редакция газеты «Ингушетия» планирует запустить, будет называться «Ретроностальгия» и станет выходить по мере поступления соответствующих материалов. Не секрет, что и в советские годы, и в наше время республику посещали и продолжают посещать известные актеры, певцы, просто знаменитые люди.

Сегодня мало кто знает, что в далеком 1996 году Ингушетию посетил Юрий Лоза, и тогда корреспонденту районной газеты «Голос Назрани» А. Салиханову удалось с ним встретиться и поговорить о его творчестве. Думаем, и нашим читателем будет приятно вернуться в то время и ощутить эту самую ретроностальгию...

В театрально-концертном зале столицы Ингушетии прошли концерты популярного эстрадного певца и композитора Ю. Лозы. Нашему корреспонденту удалось встретиться с ним и задать несколько вопросов.

— Насколько я помню, на большой сцене вы появились сравнительно недавно. Скажите, где вы были всё это время?

— Уже 22 года как я на большой сцене. То есть являюсь музыкантом и получаю за это деньги. А началось всё довольно просто. После армии, в 1974 году, я сразу стал работать в этой системе. Сначала в музыкальных кабаках, затем пять лет в «Интеграле», который позже стал группой «На-на». Еще четыре года провёл в группе «Зодчие», был такой московский коллектив. С конца 1986-го занимаюсь сольными концертами.

— Как влияет на ваше творчество фактор времени? Я имею в виду период, в котором живёт страна.

— Как на каждого нормального человека. Время меняется — я меняюсь. Во-первых, стал старше, умнее, мудрее, начитанным. Во-вторых, конечно же, всё, происходящее в нашем обществе, отражается на том, что я делаю.

— Песням какого пафоса вы больше служите?

— Я вообще не люблю пафосных понятий. Не люблю говорить такие слова, чтобы они не затёрлись, не затаскались сильно. Стараюсь как-то их не употреблять.

— Кто из известных поэтов работает с вами в паре?

— Никто. Я всё делаю сам... И слова и музыку.

— Творчество для вас повседневный процесс или явление музы?

— Пишу лишь тогда, когда у меня есть настроение, то есть не берусь творить по заказу. Сейчас мне не охота писать, ныне такое время в России, что писать не хочется. Социальные вещи меня никогда не волновали, а петь бравурные песни, которые легко попадают на телевидение, тоже не люблю... Счастье такое показывать, изображать. Нет такого большого счастья в стране.

Остаются вечные темы: любовь, дружба, порядочность, ну мало ли хороших, добрых тем. Сыновьи чувства, материнская теплота.

— Вы выступаете сразу в трёх ипостасях: певца, поэта и композитора. Какому из этих трёх начал вы отдаете приоритет?

— Эстрадная песня — это целый комплекс всего вместе. Я не ставлю в песне во главу угла слова или музыку. Иногда в угоду словам переделываю мелодию и, наоборот, в угоду музыке перестраиваю слова. Поэтому мне абсолютно всё равно, чем заниматься. У меня много написано самостоятельной музыки, скажем, музыки для кино, где нет ни одного слова. И в то же время готов сборник стихов.

— Если я не ошибаюсь, то шлягером, принёсшим вам успех и широкую популярность, является «Плот». Как родилась сама идея создания этой песни?

— Талантливые произведения: удачные песни, стихи, книги — это всё приходит само собой. Как будто сваливается на голову. Песня, о которой вы говорите, была написана где-то на юге в 1982 году. 14 лет назад. Помню, шёл по улице, ни с того ни с сего пришла идея. А потом я её целый год чистил, всё очень долго вылизывал, чтобы не было помарок. Однако, несмотря на то, что она родилась в 1982-м, в передачу «Песня года» попала только в 1990 году.

— Видать, популярность она обрела, потому что драма лирического героя, угнетённое состояние души и в то же время вера в лучшее говорят нам о категориях философских, сути самой жизни, вечной борьбе добра и зла.

— Я не люблю такого разбора. Нет там никакого движения, внутри этой песни. Она вся — состояние. Почему считается популярной? Наверное, удачно легла на настроение страны. Ведь для того, чтобы состоялось что-то хорошее, особенно в искусстве, нужно иметь не просто талантливое начало, но и чтобы оно попало еще и на благодатную почву. Мы знаем много примеров, когда гениальные произведения долго не находили понимания, проявлялись, становились известными через сто, двести, триста лет.

Смотрите, что происходит сегодня. Очень многие наши артисты живут на старых материалах, «подметается» из самых уголков, вытаскиваются песни каких-нибудь «самоцветов». Одним словом, старая песенная классика. С нее делается аранжировка. И вперёд. Почему? Потому что тогда в этих песнях было то, чего нет сейчас.

— Что вы знаете об ингушах и какое впечатление они на вас произвели?

— В моем понимании весь этот регион как-то не делится сильно на ингушей, чеченцев, абхазцев и т. д. Для меня это Кавказ...

Если, например, поставить рядом абхазца, ингуша, чеченца и говорить, кто из них кто, то трудно будет определить. Настолько вы похожи. Коль взять и одеть всех одинаково, нет таких различий как, скажем, между китайцами, шведами или неграми.

Первое впечатление, как обо всех кавказцах.

— Хорошее, плохое?

— Его нельзя назвать ни хорошим, ни плохим. В последнее время я вообще чувствую, что немного поумнел, перестав делить людей на хороших и плохих. Они хороши для одних, плохи для других. Единственное, мне здесь крайне всё интересно, с удовольствием общаюсь с людьми, в которых более всего мне понравилось отсутствие каких-либо абсолютных категорий, в том смысле, что они здесь как-то больше, мне кажется, терпимее, может быть, чуть шире во взглядах.

Еще что я заметил, у вас очень много Магомедов. Это говорит о нашем разном подходе и восприятии религии. Нет Бога, кроме Аллаха, и пророка Магомеда, гласит Коран. Если мусульмане, исходя из этого, легко нарекают Магомедом своих детей, то я не слышал, чтобы христиане называли кого-то Иисусом. Это меня крайне удивило.



Газета «Голос Назрани» № 13 (144) от 4 апреля 1996 г.