Ахмед Тангиев:

«Свадьба по шариату — залог семейного счастья»

0
Ахмед Тангиев

Женитьба является первым шагом к продолжению рода и увеличению общины мусульман, поэтому чрезвычайно важно, чтобы и выбор супруга, и последующая семейная жизнь проходили в соответствии с исламскими правилами семейного уклада. У обеих сторон должны быть ясные представления о смысле создания семьи.

О том, что нужно знать мусульманину перед свадьбой, какие традиции существуют и из каких этапов состоит мусульманская свадьба, газете «Ингушетия» рассказал исполнительный директор культурно-просветительского центра «Рассвет» и ведущий еженедельной духовно-просветительской программы на телеканале НТРК «Ингушетия» Ахмед Тангиев.

Мусульманская свадьба

— Ахмед, давайте начнем с того, как готовиться к свадьбе? Что должен знать мусульманин до того, как решить связать себя узами брака?

— Одна из религий, которую исповедуют миллиарды людей нашей планеты — ислам. Быть мусульманином — значит проходить свой жизненный путь с верой в Аллаха, быть ему покорным, строго соблюдать законы шариата. Особое отношение в мусульманской религии отведено семье и семейным отношениям: в ней должны царить любовь и гармония, забота и взаимное доверие. Роль мужчины — быть главой: оберегать и обеспечивать свою семью.

Обряд бракосочетания начинается с соглашения между мусульманином-женихом и опекуном невесты, когда опекун (будь то отец, брат, дядя или другой родственник или доверенное лицо) невесты отдает ее замуж за жениха; а тот берет ее в жены. Главным лицом в обряде является имам или мулла, который возносит хвалу Пророку (Салла-л-Лаху алайхи ва саллам) и его потомкам, «хутбу» (благодарение Аллаху за состоявшийся брак), читает суру из Корана об обязанностях и правах будущей жены.

В современном мире браки регистрируют, заключают брачные договоры, хотя раньше они заключались лишь при свидетелях.

— К чему стоит отнестись с особым вниманием при выборе супруга или супруги?

— Об этом также есть хадисы, касающиеся как мужчин, так и женщин. И мы можем увидеть в них, что главным критерием была выдвинута религиозность. Так, в одном хадисе сказано: «Если к вам придет [свататься к вашей дочери] тот, чьей религиозностью и порядочностью вы довольны, то соедините их браком; если вы это не сделаете, то начнется смута на земле и чрезмерное распутство» (ат-Тирмизи).

По поводу выбора мужчин говорится: «Поистине, женщину берут в жёны из-за её религии, из-за её богатства и из-за её красоты, и тебе следует жениться на той (мусульманке), которая привержена религии, иначе ты проиграешь» (Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи).

Стоит также отметить, что религиозность в данном случае не означает соблюдения тонкостей внешних требований религии, проявление нетерпимости к другим и фанатичной ограниченности. Религиозность в других хадисах связывается с ответственностью, надежностью, благоразумием, безопасностью (в отношении других) и другими высоконравственными качествами.

Религиозность — это целый список нравственных черт, свидетельствующих о благонравии, порядочности человека, а не только его принадлежности к религии. По поводу проведения свадьбы было сказано, что «самый благословенный брак — тот, который заключается как можно проще» (Байхаки).

— Давайте чуть подробнее поговорим о пышных свадьбах. Сегодня многие устраивают такие свадебные застолья, что, если собрать все потраченные деньги на него, можно купить хорошую квартиру в Магасе. Насколько это разрешается в исламе?

— Согласно шариату, мусульманин не обязан устраивать пышное застолье и расточительствовать. В Коране говорится: «Ешьте и пейте, но не излишествуйте. Ибо Он (Всевышний) не любит излишествующих». Но большинство мусульман во все времена устраивают богатые застолья и пышные свадьбы для своих детей, подчеркивая этим свое расположение, уважение к приглашенным гостям и будущим родственникам.

Учитывая, что не у всех есть возможность проводить пышные празднества, этот хадис дает разрешение проводить его проще, чтобы избежать и показухи, и беспокойства, и неоправданных трат (расточительства).

Передается от Анаса, да будет доволен им Аллах, что когда Абд ар-Рахман ибн Ауф женился, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Приготовь свадебное угощение хотя бы из одной овцы» (аль-Бухари, Муслим).

Переживания, связанные с дороговизной свадебного торжества, часто не лучшим образом отражаются на самом браке. Порой на это могут быть объективные причины (долги, серьезный ущерб бюджету), а часто — и накопленное за время подготовки беспокойство отражается на отношениях между супругами. Нужно приглашать людей на свадьбу, не разделяя их на бедных и богатых, влиятельных и не очень. И нельзя отказываться от приглашения, ведь это один из поводов укрепления дружеских связей, проявления взаимного уважения, приязни.

В хадисе от Абу Хурайры сказано: «Худшее из угощений — это свадебное торжество, на которое приглашают богатых и пренебрегают бедными. Кто отказывается от приглашения (на свадьбу), проявляет непослушание Аллаху и Его Посланнику» (Бухари, Муслим). Относительно угощений также важно соблюсти меру, помня о том, что наиболее благословенные браки — более легкие в материальном отношении для брачующихся сторон. Как сказано в хадисе ат-Тирмизи: «Угощение в первый день — это обязанность, на второй день — это сунна, а на третий день — похвала (желание покрасоваться). Того, кто желает покрасоваться (перед людьми), Аллах опозорит в Судный день».

Так, призывая к огласке, приглашению людей на свадьбу и запрещая отклонять приглашения, Пророк Мухаммад (Салла-л-Лаху алайхи ва саллам), тем не менее, запрещал прибегать к расточительству, показухе и большим тратам. Даже в благом деле важно соблюдать меру, чтобы не потерять благословения. Без последнего никакие пиршества и яркость события не спасут то, ради чего все это делается, — создание семьи.

Понятия, извращающие сущность института брака

— Многие придают браку разные значения. Что говорится о бракосочетании в исламе, и что ожидать мусульманину от него?

— Брак в исламе призван служить разным целям, и в первую очередь духовному спокойствию и миру, взаимодействию и сотрудничеству в выполнении предписаний Бога. Ислам, являясь естественным укладом жизни, учитывает все естественные человеческие потребности: физические, духовные, интеллектуальные, эмоциональные и прочие. Удовлетворение физических потребностей дозволенным способом является одной из главных целей брака, но не единственной. Как явствует из Корана, главной целью брака считаются спокойствие и мир, достигаемые успешным союзом: «[Другое] из знамений Его — то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, и учредил любовь и [взаимную] благосклонность между вами. Воистину, во всем этом — ясные знамения для людей, которые размышляют» (Коран, 30:21).

В другом месте Аллах говорит о взаимоотношениях между мужчинами и женщинами как о сотрудничестве для достижения блага и выполнения Его предписаний. «Верующие, как мужчины, так и женщины, — друзья друг другу: они призывают к одобряемому и отговаривают от порицаемого, совершают салат, вносят закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними: ведь Аллах — велик, мудр» (Коран, 9:71).

Вот мнение шейха Юсуфа Аль-Карадави: «Ислам равно стремится и к воспитанию праведной личности, являющейся краеугольным камнем в социальном строении нации, и к основанию крепкой семьи — первостепенного фактора в строительстве добропорядочного общества. Брак, объединяющий мужчину и женщину в супружестве, является той неоспоримой основой, на которой строится семья. Настоящая семья не может существовать, не будучи скрепленной брачными узами, ибо так было узаконено Всевышним Аллахом».

Во все времена люди сталкивались с идеями и тенденциями, противоречащими институту брака. В Персии (ныне Иран) до прихода ислама возникла философия Маниса, которая утверждала, что мир погряз во зле, которое нужно одолеть, а запрещение брака является самым быстрым способом достижения этой цели.

Под флагом христианства появилась еще одна крайность — монашество. Его представители призывают к уединению в монастырях и запрещению брака, ибо, по их мнению, именно женщина вводит в искушение и воплощает в себе дьявола. Пребывание с ней является грехом, который развращает дух и отдаляет человека от рая.

В наши времена на Западе есть пессимисты, которые всецело осуждают женщину, называя ее змеей с мягким прикосновением и смертельным ядом. Кроме того, они утверждают, что брак дает ей прекрасную возможность прижать мужчину к ногтю и закабалить его обязанностями. Так почему же мужчина сам разрешает накинуть на себя узду, если он был рожден свободным?

К сожалению, эти извращенные идеи восприняли и некоторые молодые мусульмане, решившие отказаться от брака со всеми вытекающими из него обязательствами и ограничениями. Они, таким образом, хотят прожить жизнь как дети, освободив себя от всякой ответственности.

— Какие цели у брака в исламе в широком смысле слова?

— Согласно законам Аллаха, никто ничего не может сделать сам. Аллах предопределил, что все нуждается в паре, дабы один дополнял другого. В области электричества позитивные и негативные полюса должны войти в контакт, чтобы произвести электрический ток, который, в свою очередь, производит свет, тепло, движение и т. д. Точно так же электроны и протоны должны входить в контакт внутри атома. Животные мужского и женского пола также должны входить в контакт, чтобы воспроизводиться. Священный Коран описывает это универсальное правило в двух аятах: «Слава тому, кто сотворил пары из тех, что растит земля, и из людей, а также из того, чего они и не ведают» (Коран, 36:36).

Всевышний Аллах основал великую традицию объединения мужчин и женщин таким способом, который соответствует возвышенному статусу людей, а именно — институт брака.

Всевышний Аллах вселил в мужское сердце желание к женщине, а в женское — желание к мужчине. И желание это гораздо сильнее, чем голод или жажда. Каждый из них чувствует в своем сердце сильную пустоту, которую можно заполнить только союзом согласно божественным законам, а именно через брак. Только тогда смятение сменяется стабильностью, а тревога — уверенностью. Каждый из них находит друг в друге спокойствие, любовь и милость, которые освещают им жизнь и обогащают душу. Это одно из явных знамений Аллаха в нашей Вселенной, на которое указывает священный Коран: «[Другое] из знамений Его — то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, и учредил любовь и [взаимную] благосклонность между вами. Воистину, во всем этом — ясные знамения для людей, которые размышляют» (Коран, 30:21).

Естественным результатом брака также является воспроизводство, дабы благодаря набожному потомству продлить существование людей. Это одна из щедрот Аллаха, дарованная человеку.

Именно благодаря воспроизводству народы приумножаются в числе и силе и одолевают своих врагов. Аллах передает слова, которые пророк Шуайб (мир ему) сказал своему народу: «Вспомните, когда вас было мало. А Он ведь увеличил вашу численность» (Коран, 7:86).

А Пророк Мухаммад (Салла-л-Лаху алайхи ва саллам) говорил: «Женитесь (и размножайтесь), и я буду гордиться вашим числом перед другими народами (в Судный день), и не вдавайтесь в христианское монашество» (Аль-Байхаки).

Воспроизводство служит сохранению человеческого рода во всем мире вплоть до конца света. Всевышний Аллах говорит: «О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одного живого существа и из него же сотворил пару ему, а от них обоих [произвел и] расселил [по свету] много мужчин и женщин. Бойтесь же Аллаха, именем которого вы предъявляете друг к другу [свои права], и [бойтесь] разорвать родственные связи [между собой]. Воистину, Аллах [всегда] наблюдает за вами» (Коран, 4:1) и «О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга, ибо самый уважаемый Аллахом среди вас — наиболее благочестивый. Воистину, Аллах — знающий, сведущий» (Коран, 49:13).

И в завершение отмечу, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда умирает сын Адама, то обрываются его деяния, кроме трёх: непрерывная милостыня, знания, от которых получают пользу, праведный сын, который будет молиться за него».

Вера и бракосочетание

— Очень частый вопрос, которым задаются молодые люди: усиливается ли вера посредством брака?

— Конечно. Брак довершает веру, ограничивает взгляды на посторонних женщин, помогает сохранить целомудрие и предлагает дозволенный способ удовлетворения сексуальных желаний. Следовательно, он исключает прелюбодеяние. Поэтому Пророк (Салла-л-Лаху алайхи ва саллам) так говорил о браке: «Он ограничивает взгляд на то, на что смотреть нельзя, и падение в прелюбодеяние». Он (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Коль Аллах пошлет мусульманину благочестивую жену, это поможет ему сохранить половину своей религии (веры). Так пусть же он боится Аллаха во второй половине». (Ат-Табарани и Аль-Хаким, Аль-Мунзири; согласно последнему, это достоверный хадис с надежной цепочкой передатчиков).

Другими словами, брак — это единственный способ создания семьи, которая является ячейкой общества. Ни одно приличное общество не сможет существовать, если оно не будет основано на семье. Теплые чувства любви, бескорыстной щедрости, милости, заботы и солидарности прививаются мусульманину через близкие отношения с матерью и отцом, а также родственные отношения внутри семьи.

Обязанности супругов в исламе

— Какие обязанности у жены перед мужем?

— Прежде всего, мусульманка должна предпочитать права мужа правам своим и своих родственников. Пророк (Салла-л-Лаху алайхи ва саллам) отметил, что если бы он повелел кому-нибудь из людей поклоняться другому, то приказал бы женщине поклоняться своему супругу, ибо ее обязанность перед мужем велика (аль-Бухари и Муслим).

Жена ответственна за дом своего супруга, и поэтому ей запрещается давать что-либо значительное из дома мужа без его согласия, даже своим родственникам. Однако относительно еды Пророк (Салла-л-Лаху алайхи ва саллам) сказал: «Если жена отдаст милостыню из пропитания мужа (добытого им), соблюдая при этом меру, она получит за нее вознаграждение, а муж за то, что он добывал его, и хранителю такое же вознаграждение» (аль-Бухари). В то же время жене разрешается давать что-либо несущественное из дома, если она заранее знает, что муж не будет против этого.

Очень важно знать то, что без разрешения супруга жена не имеет права выходить из дома. Но муж не должен запрещать ей выходить по своим нуждам или посещать родственников, если нет опасности попадания в запретное, или же если он не сомневается в этом. На муже лежит ответственность за семью, поэтому ему необходимо быть внимательным ко всему.

Если жена уверена, что супруг разрешил бы ей идти туда, куда не запрещено шариатом, то она имеет право выходить. В этом есть большая польза для сохранения семьи. Но супруге нельзя встречаться и общаться с женщинами против воли мужа или работать за пределами дома без его разрешения.

В хадисе, переданном ат-Табарани, сказано: «Один человек направился в дальний путь и наказал жене не выходить из дому. Вскоре после этого заболел ее отец. Она направила послание Пророку (Салла-л-Лаху алайхи ва саллам) с вопросом, можно ли ей навестить больного отца. Он ответил, что она должна быть покорной мужу. Отец умер, и вновь ей было сказано выполнить волю мужа. Она выполнила наказ. И тогда Пророк (Салла-л-Лаху алайхи ва саллам) послал к ней гонца с радостной вестью: за то, что дочь была послушной мужу, Всевышний простил грехи ее отцу».

Также очень важно беречь себя от посторонних глаз, скрывать части своего тела от всех, кроме мужа, не носить одежду, не соответствующую шариату. Пророк (Салла-л-Лаху алайхи ва саллам) сказал: «Женщине нельзя снимать свою одежду, кроме как в доме мужа» (Ахмад, ат-Тирмизи).

— А тогда какие обязанности у мужа перед своей супругой?

— Самое главное — муж должен обращаться с женой, как с равной, и не запрещать ей то, что разрешено шариатом. Мужу следует терпеливо выносить обиду, если жена нанесла ее ему, снисходительно относиться к ней, когда она сердится. Ведь может случиться и так, что женщину охватит гнев, и под воздействием раздражения она станет отстраняться от своего мужа. В подобных случаях муж должен проявлять по отношению к жене терпимость и кротость, демонстрируя глубокое знание истинной сути женской природы и характера.

Мужу необходимо радовать ее, обходиться с ней ласково, чтобы ее сердце наполнялось счастьем. Все это должно происходить в рамках дозволенного, чтобы авторитет мужа не падал в глазах жены. Супругу, по возможности, необходимо обеспечить жену приемлемыми условиями комфортной жизни. Хорошо было бы предоставить ей отдельную комнату в доме с соответствующими условиями.

Среди обязанностей также входит и содержание супруги. Муж обязан содержать свою жену. Он должен обеспечить ее достаточной пищей, одеждой и т. п. Эти права жены необходимо удовлетворить без излишеств, но и без скупости. В хадисе говорится: «Если мужчина расходует на свою семью средства ради Аллаха (в дополнение к обязательным расходам), то это засчитывается ему как милостыня» (аль-Бухари и Муслим). Также в хадисе, переданном Муслимом, сказано, что из динаров, потраченных на пути Аллаха, на освобождение своего раба, на подаяние бедному человеку и на свою семью, самое большое вознаграждение человек получает за динар, потраченный на свою семью. В то же время жена имеет право на полную финансовую независимость, то есть она имеет право расходовать свои деньги на нужные цели по своему усмотрению. Если жена строптивая и непослушная, муж может ограничить расходы на нее.

Мужу также следует дать супруге необходимые знания по религии или разрешить ей посещать те места, где она сможет их получить. Он обязан всевозможными средствами стараться, чтобы она соблюдала нормы, так как Аллах повелел ему это в Коране.

Супруг должен беречь ее от всего запретного, быть готовым заступиться за нее там, где это положено по шариату. Муж ни в коем случае не должен унижать жену ни словом, ни делом, не должен унижать ее родственников и насмехаться над ними. Истинный мусульманин не ставит свою жену в неловкое положение перед людьми. Если он хочет высказать ей свое порицание, сделать замечание относительно ее поведения или исправить какую-нибудь ошибку, ему необходимо найти для этого подходящее место и время.

— А если у мужчины несколько жен, как он обязан относиться к ним?

— Если мужчина взял более чем одну жену, то ко всем он должен относиться справедливо и не предпочитать одну другой при распределении своего внимания или заботы об их нуждах. В хадисе сказано: «Если тот, кто имеет двух жен, уделит внимание одной больше, чем другой, в Судный день он воскреснет кривобоким» (Абу Дауд).

Всевышний Аллах сказал: «Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или наложницами, которыми вы овладели. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости (или бедности)» (ан-Ниса 4:3).

Однако муж во время расходования должен считаться с положениями его супруг. Если одна из жен находится в достатке, а другая нет, то он может расходовать и покупать одежды сверх необходимого для той, которая находится в недостатке, если другая в достатке.

Имам ибн Кудама, да смилуется нам ним Аллах, сказал: «Муж не обязан соблюдать равенство в расходовании и одеяниях между женами, если выполнил свою обязанность в этом отношении! Имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, говорил о том человеке, у которого две жены, что он может предпочитать одну из них в расходовании или интимных отношениях, если другая находится в достатке. А также может покупать одежду для одной сверх необходимого, если другая в достатке. Это по той причине, что если бы проявления равенства было бы обязательным во всех отношениях, то это было бы невозможно выполнить» (см. «аль-Мугни» 7/232).

— Часто бывает такое, что муж не любит свою жену по тем или иным причинам. Как быть в таком случае?

— Если он не любит жену, то в первую очередь он не должен угнетать ее, подвергать мучениям, демонстрировать к ней свое отвращение или внушать чувство неуверенности и неопределенности. Он должен проявлять терпение.

В хадисе Пророка (Салла-л-Лаху алайхи ва саллам) говорится так: «Пусть ни один верующий мужчина не питает ненависти к верующей жене, так как если вам не нравится что-либо из ее поведения, то довольствуйтесь другими ее [хорошими] качествами» (Муслим). Ислам велит хорошо обращаться с женщиной. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) обратился к мужчинам и сказал: «Быть с женщиной милостивым — удел щедрых душой. Плохи те, кто относится к женщинам без уважения и оскорбляет их». В другом хадисе говорится: «Всегда обходитесь с женщинами хорошо. Ведь, поистине, женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть. Если ты попытаешься выпрямить его, то сломаешь его, а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым, поэтому всегда обходитесь с женщинами хорошо!» (аль-Бухари и Муслим).

В этом примере содержится прекрасное объяснение сути женщины и особенности ее природы. Так, она не сможет неизменно придерживаться прямоты, как желает того муж, и он обязан знать, что это — ее врожденное свойство, он не должен пытаться исправить ее в мелочах в соответствии с тем, что представляется ему правильным и совершенным. Муж должен снисходительно относиться к оплошностям своей жены и предпочитать не замечать мелочи, принимая во внимание врожденные свойства представительницы прекрасного пола. В результате этого, в доме супругов воцарится мир, спокойствие и счастье, и в нем не будет споров и ссор. Как мы видим, этот вышеприведенный и другие хадисы благородного Пророка (Салла-л-Лаху алайхи ва саллам) начинаются и заканчиваются словами: «Всегда обходитесь с женами хорошо».

Внимание, которое Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) уделял женщинам, было столь велико, что он подчеркнул необходимость хорошего отношения к ним, даже во время проповеди, с которой он обратился к людям, совершая «прощальное паломничество». В этой проповеди он сказал мусульманам лишь самое важное, поскольку чувствовал, что встреча с ними является последней.

— Корректно ли утверждение, что в исламе ущемляются права женщин?

— В исламе, естественно, имеются различия в правах и обязанностях мужчин и женщин, но ни в коем случае не ущемляются права мусульманки. Утверждения об ущемлении прав женщин в исламе некорректны. Здесь ислам исходит из того, что у мужчины и женщины разные способности и возможности. К примеру, никто не будет считать ущемлением прав детей, если мы не предоставим им такие же права, как и взрослым. Или же приведем другой пример. Родители не разрешают своему маленькому ребенку поднимать и тащить какие-то тяжести, так как это может причинить вред его здоровью. Родители остерегают своих чад от всего вредного ради их же пользы. Ведь никто не отрицает, что у представительниц прекрасного пола очень много особенностей и отличий от мужчин.

Следовательно, требования к ним тоже разные, соразмерно их способностям и возможностям, и установлены они ради их же блага. Посмотрите на окружающий нас мир. Наука утверждает, что вся Вселенная устроена гармонично. И как бы ни старались, более оптимального и лучшего варианта для чего бы то ни было мы предложить не в состоянии. Это же относится и к семье. В шариате все оптимально, потому что он установлен Творцом всего сущего. Создатель лучше знает, для чего создано сотворенное Им. Отсюда следует, что подобное значение семье, как в исламском обществе, не придается более нигде. Ведь если объявить полное равноправие супругов (то есть предъявить к ним одинаковые требования), то это будет несправедливо, в первую очередь, по отношению к женщине.

Если супруги будут знать свои права и обязанности и воспользуются ими, то Аллах подарит им прекрасную жизнь, и вместе они обретут счастье как на этом, так и на том свете. В Коране сказано: «Искренне верующим, совершающим благие деяния, будь то мужчина или женщина, Мы даруем благодатную, прекрасную жизнь. Мы непременно воздадим им прекрасной, большей наградой, чем той, которую они заслужили своими деяниями!»

— И последний вопрос, Ахмед. А как торжество проходит у «светских мусульман»? Следуем ли мы сунне нашего Пророка (Салла-л-Лаху алайхи ва саллам)?

— У всех народов свои традиции и обычаи, и у всех принято по-разному устраивать торжества. Главное, чтобы при проведении праздника не было допущено ничего из того, что является запретным в религии.

Однако, к великому сожалению, многие современные мусульманские свадьбы выходят за рамки дозволенного. Одним из самых основных нарушений законов ислама при праздновании свадеб является смешение полов. Мужчины и женщины ни в коем случае не должны веселиться на свадьбе вместе. Сегодня же мы зачастую закрываем на это глаза, считая этот устой пережитком прошлого и ошибочно полагая, что ничего греховного в совместных праздниках нет.

Ещё одно дурное новшество на свадьбах — это показное расточительство, которое, к сожалению, присуще многим народам и в корне противоречит духу нашей религии.

Мы забыли о сунне Пророка (Салла-л-Лаху алайхи ва саллам), превратив свадьбы в соревнования, на которых при помощи торжества демонстрируем своё положение.

От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Пророк (Салла-л-Лаху алайхи ва саллам) сказал: «Самый превосходный никях в плане бараката — это самый лёгкий в расходах» (Байхаки).

Кто даст больший калым, у кого машины солиднее, чьё платье дороже. «Побольше и подороже» в сознании людей служит безусловным знаком качества, но это никак не соответствует основам нашей религии. Баракат — в умеренности и скромности.

Также многие гордятся количеством авторитетных людей на своих свадьбах, но важно знать, что на торжественное застолье приглашаются не только богатые друзья и близкие, но и неимущие.

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (Салла-л-Лаху алайхи ва саллам) сказал: «Плохой едой является угощение на том свадебном пиру, на который приглашают богатых и отказываются звать бедных».

Но самое страшное и опасное заключается в том, что люди, погружаясь в атмосферу запретного веселья и низменных страстей, танцуя лезгинку под громкие улюлюкания, распивая горячительные напитки, напрочь забывают о своевременном совершении молитвы.

Ислам представляет собой систему, которая полностью соответствует естеству человека и оберегает это естество. Поэтому установлены очень широкие рамки дозволенного, благодаря которым у человека не возникает необходимости прибегать к греху.

Заблуждение полагать, что проведение валимы в рамках шариата является скучным мероприятием. Во время свадьбы люди должны иметь возможность веселиться, не преступая при этом границ дозволенного. На праздник можно пригласить людей, исполняющих религиозные нашиды. Также можно предоставить место для выступлений с речами, посвящёнными важности этого дня. Разрешается разнообразить свадьбу всевозможными играми и конкурсами, чтением стихов.

Молодой глава семейства обязательно должен принимать непосредственное участие в организации собственного свадебного торжества, а не перекладывать её на плечи родителей, которые могут быть подвержены влиянию родственников и боязни пересудов людей в случае отказа от современной свадьбы с музыкой и алкоголем.

Мужчина должен знать, что в вопросах харама и халяля не может быть компромиссов и что свадьба — это уже начало его личной жизни. В его интересах проконтролировать каждый этап церемонии, не становясь безучастным свидетелем того, как важное мероприятие обретает форму шайтанского шабаша, где неблагочестивые знакомые и не боящиеся наказания Аллаха родственники пляшут до упаду после алкогольных возлияний.

Несоблюдение предписанных нам указаний лишает семью милости Всевышнего Аллаха, его довольства и бараката, с которого могла бы начаться семейная жизнь. Чем больше будет соответствовать свадьба учению ислама, тем больше она будет благословенна, тем больше гармонии и любви будет между супругами, и тем меньше проблем их будет ожидать в будущем. Ведь если свадьба основана на хараме, то какого счастья мы ожидаем от неё?!

P. S. Всевышний Аллах указал нам путь развития семейных отношений в полном совершенстве, и только прилежное и неукоснительное следование предписаниям ислама приведёт нас к счастливому супружеству, к милости Аллаха и Его безграничной щедрости. Поэтому особенно важно начать этот путь в правильном направлении.

Добавить комментарий

Новости